«Пчелиная» коллекция монет Андрея Любимова
Андрей с сертификатом, документом о рекорде, зафиксированном Книгой рекордов России
Здесь нет ни одной одинаковой пчелы. Монеты с пчелками в бордовых бархатистых отсеках и пчелы на них, в металле, «схваченные» кто в полете, кто на цветке, кто возле простого пчеловода или… на мантии Наполеона, собраны со всей Земли. И выбиты они, отчеканены – кто пару лет назад, а кто даже в 240 году до н.э.!
Это и есть уникальная коллекция из Кемерова, внесенное в Книгу рекордов России, в номинацию «Самая большая коллекция монет, жетонов и медалей на тему «Пчелы» и «Пчеловодство», автор – Любимов, 210 штук.
Кстати, коллекция на самом деле – в разы больше. В кемеровском музее мёда (в музее «Пчелы в истории»), открытом Андреем Любимовым, бизнесменом, пасечником, коллекционером при кемеровском магазине «Пчелоцентр» на перекрестке Советского и Кузнецкого проспектов уж год как, пчелы на тебя смотрят вообще отовсюду. Со значков, марок и гербов, с фотографий лугов и даже гробниц фараонов. И в музее здОрово пахнет пасекой – от нагретой горячим июнем колоды – сибирского улья, выдолбленного в старину из ствола дерева, куда до сих пор, вопреки знанию, что там пусто, всё равно мне страшновато сунуть руку. От разноцветных шариков душистой пыльцы в коробочках на музейной полке. От мёда в баночках… От еще упругих, размочаленных метровых дудок (стеблей) дягиля и их уже вянущих «зонтиков», привезенных на днях из тайги…
Почему?
– Меня часто спрашивают, с чего всё началось, – говорит Андрей. – В роду жены, на Алтае, пасечники, и пчеловодству я поначалу учился у них еще лет двадцать назад. Потом собирал историю пчел по миру, увлекся в том числе тайной крыла, из-за небольшой площади которого пчелы не должны летать, а летают, не должны что-то нести в полете, а несут! И меня всегда поражали целебные свойства продукции пчеловодства.
Сама же «пчелиная» коллекция Андрея началась десять лет назад. И с подарка – наудачу.
Его друзья-коллекционеры заметили, что вот в Словении, Италии, например, есть монеты с изображением пчелы. И, подарив Андрею монетку в десять чентезимо, итальянскую, с пчелкой, предложили ему поискать по миру и начать коллекционировать монеты на эту тему. И он не просто «загорелся» – влюбился, втянулся. А вскоре мог уже даже однажды целый день жариться на гранд-базаре в той же Турции. Перебрать с десяток торговцев антиквариатом. Пересмотреть с ними горы монет, чтобы разыскать одну-единственную и неповторимую с пчелой из древнего города Эфеса, где был когда-то храм Артемиды, считавшийся одним из семи чудес света, с культом пчел, и где даже жриц, как сохранилось в истории, называли «пчелами». Тот город, стоявший на берегу моря, исчез, его руины затянуло илом, засыпало песком веков…
– А монеты Эфеса находят до сих пор. – Андрей дает мне подержать на ладони легкую маленькую монетку с огромной пчелой.
– Поднимают с затонувших кораблей?
– Нет, находят в кувшинах на раскопках, – говорит Андрей и ведёт рассказ дальше – к серии «своих» французских монет эпохи д Артаньяна и трех мушкетеров. К старинной очень тонкой монетке из Ватикана, ее носили как оберег. К нынешней трехрублевой русской коллекционной монете с пчелой, выпущенной в честь 170-летия Сберегательного дела в России, для которого исстари улей и пчела – символ бережливости. К золотой медали с пчелой, полученной Андреем за его коллекцию в 2013-м на очередном Всемирном конгрессе пчеловодов, который считают профессионалы «медового» мира своими Олимпийскими играми!
Именно после медали конгресса Андрей и задумался о Книге рекордов России.
Но переговоры с экспертами Книги рекордов России начались только этой зимой.
– Я выбрал для заявки самые-самые монеты, которыми очень горжусь. Некоторые из них пришлось фотографировать по несколько раз, увеличивать места, где изображены самые мелкие пчелы, – поясняет Андрей, показывая монетки, где пчелы кажутся мне просто точками.
А ведь они, даже размером в один-два миллиметра, прописаны отлично!
– Да, пчелу каждый художник видел по-разному. Задача у каждого была – не копировать образ с чужих монет, а самому отличиться, – объясняет Андрей.
По заявке, отправленной им в Книгу рекордов России, эксперты совещались долго. Из-за необычной темы.
– А не из-за микроминиатюр, – говорит «Кузбассу» Станислав Коненко, главный редактор Книги рекордов России. – Для нас рассмотреть пчелу на монете размером в один миллиметр в принципе несложно. Мы давно занимаемся микроминиатюрой. Самая маленькая книга в мире – наша с отцом. (Анатолий и Станислав Коненко – рекордсмены с мировым именем, авторы нескольких мини-мини-книг, этой зимой они даже сделали книгу «Россия» в золотом переплете, из шести страниц, прикрепив ее к волосу, и размер книжечки – 0,060 на 0,080 мм. – Ред.)
Но эксперты всегда работают дотошно. А когда доказательная база с последними уточнениями ушла в Книгу, рекорд «пчелиной» коллекции Андрея утвердили со словами:
– Интересная коллекция. И такой, с пчелами, в Книге рекордов России еще не было!
Тем временем
Крошку-пчелу длиной пять миллиметров (!), неизвестную науке, поймали в Кузбассе несколько лет назад. Дмитрий Сидоров, кандидат биологических наук из КемГУ, снял ее с клубники в экспедиции на Каракане. Определить, что за пчела, не могли, ни под одно описание вида она не подходила, и отправили её в академию наук.
И питерские ученые подтвердили: неизвестный миру вид. Назвали нашу мини-пчелку, пойманную в центре Евразии, и вид ее — Panurginus muraviovi, в честь исследователя XIX века, патриота Азии, губернатора Муравьева-Амурского. Признали вид одним из древнейших. Пра-пра…бабушка «новой» пчелы» жила в наших краях еще где-то 145 млн лет назад и видела динозавров. А потом динозавров не стало… А крошки-пчелы продолжали себе летать. Потому что, по словам ученых, на Караканском хребте не случилось сильного оледенения. К тому же, как выяснилось, эти пчелки зимуют в земле, примерно на 30-сантиметровой глубине, под «теплым» снежным одеялом, роют подземные ходы…
Портрет и сведения о пчеле-«горнячке» на днях вошли в длинный список документов и фактов о пчелах и мировой истории пчеловодства, которые собирает Андрей Любимов и его музей мёда. А еще у пчелы нашлись недавно… сёстры!
– Появились данные, что на севере Алтая, вслед за «нашей» пчелой, – пояснил Дмитрий Сидоров, – поймали уже несколько десятков таких же пчел. Значит, место обитания её шире, чем мы думали. Мы продолжаем её изучать…
Источник 08.03.21 692
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |