Пасхальная открытка. Фото: gallereiaotkritok.biz
Бесценная икона
В Государственном музее-заповеднике «Гатчина» в преддверии и после Пасхи посетители смогут впервые увидеть икону, выполненную в 1889 году греческим мастером Косьмой Святогорцем (Лавриотом) по заказу монахов русского скита на Афоне. В музее уже открылась и продлится до 15 июня выставка одного экспоната - иконы «Введение Богородицы во Храм».
«В прошлом году нам подарили эту икону. А в 1893 году она была подарена афонскими монахами Александру III, об этом гласит дарственная надпись. Прежде икона находилась в домовой церкви Гатчинского дворца. В годы Великой Отечественной войны она пропала, как впрочем, и многие другие экспонаты. Что-то успели спрятать, перевезти, а часть была разворована, в том числе и иконы. Всего было около 400 икон, а возращено всего три. Причем та икона, которая выставлена сейчас, уникальна - в РПЦ были традиции живописной иконы, а эта резная, вырезанная из кипариса. Автор работал над ней несколько лет, как утверждают мастера», - рассказали в музее.
Как пояснили в музее, центральный сюжет иконы — введение Богородицы во Храм, а вокруг расположено 10 клейм (отдельных картинок из дерева), каждая из которых изображает один из сюжетов Ветхого завета. Эта икона была куплена коллекционером Виктором Логвиненко на аукционе «Christie’s» в 2007 году, а в 2011 году он подарил ее государству. Покупал он ее за 5 млн. рублей, сейчас икону оценили в 80 млн. рублей. В планах музея - реставрация церкви и возвращение иконы на ее историческое место, где она находилась при Александре III.
«Еще две иконы, которые принадлежали Александру III и находились в его кабинете, были возвращены в 2002 году. Эти иконы тоже будут представлены, дополнят выставку. Всего же, кстати, в кабинете императора находилось около 50 икон», - рассказали о любопытных фактах сотрудники музея.
Яйцо с монограммой
На экспозиции «Пасха в Петербурге» в Невской куртине Петропавловской крепости продемонстрируют богатую коллекцию пасхальной открытки с традиционными праздничными атрибутами и символикой, а также около 120 пасхальных яиц XIX - начала ХХ веков, выполненных из фарфора и стекла, дерева, металла, поделочных камней, бисера и папье-маше.
«У нас представлена коллекция фарфоровых яиц из собрания нашего музея. Ряд яиц с монограммами императоров — Александра III, императрицы Марии Федоровны, Николая II. Такие яйца выпускались по личному распоряжению императоров – те делали заказ, сколько таких яиц выпустить. Во время Первой мировой войны такими яйцам награждали солдат на фронтах и выпускали памятные книжки с подписью императрицы и ее детей, которые тоже отправлялись солдатам на фронт, как пасхальный подарок», - рассказала куратор выставки Ирина Карпенко.
Целый раздел экспозиции посвящен рассказу о праздновании Пасхи после 1917 года. «Будут представлены фотографии начала 20 века. Уже после октябрьской революции сфотографированы вербные базары, где продавались пасхальные подарки. Многие считают, что сразу после 1817 года традиция прервалась, так как большевики боролись с религиозными праздниками, однако антирелигиозная агитация и религиозная агитация сосуществовала в это время», - рассказала Карпенко.
Здесь можно будет увидеть коллекцию открыток из собрания музея, которые очень отличаются от современных. Над ними в то время работали лучшие художники, например Иван Билибин. «Были художники, которые работали исключительно над пасхальными открытками: Елена Лебедева с деревенскими сюжетами из русской жизни — дети одетые в национальные костюмы, христосоваются, пекут куличи. Интересно посмотреть на европейские открытки, активно продававшиеся в Петербурге с нетрадиционными сюжетами — сценки из жизни курицы и зайцев, катающихся на каруселях, сидящих за столом. Чтобы превратить такую открытку в русскую пасхальную, на ней ставилась универсальная печатка «Со светлым праздником Пасхи»», - рассказала Ирина Карпенко.
Также на выставке впервые экспонируются эскизы росписи пасхальных яиц, выполненные Лаврентием Бенуа в 1921 году. «Тогда уже не существовало фабрик по изготовлению подарков, в магазинах мало что можно было купить. Бенуа для своей семьи рисовал эскизы яиц и дарил, как пасхальный подарок», - рассказала Карпенко.
Кроме того, посетители смогут увидеть уникальную фотографию «Ленинградцы у Спасо-Преображенского собора во время Пасхи», сделанную в апреле 1943-го. «На фото изображено, как ленинградцы идут в Спасо-Преображенский собор с маленькими кусочками хлеба, чтобы осветить их и поприсутствовать на службе. У нас есть архипасторское послание митрополита Ленинградского к этому празднику Пасхи в 1943 году - напечатанный типографский текст-обращение к пастве», - рассказала куратор.
Есть фото, изображающее то, что мы никогда не увидим больше. В Петербурге в 19 веке встречали Пасху, самая яркая служба проходила в Исаакиевском соборе. «Есть фото толпы людей, которые собрались на крестный ход. В эту ночь с субботы на воскресенье на Исаакиевском соборе зажигались факелы. Рядом с центральным и четырьмя соседними куполами расположены ангелы, которые держат светильники», - рассказала Ирина Карпенко.
В рамках выставки подготовлена дополнительная программа для детей и взрослых: лекции, экскурсии, мастер-классы. К примеру, на мастер-классе «Маленький кондитер» 14 апреля помогут расписать куличи так, как это делали в 18-19 веке - украшали куличи розанами (цветами).
Аж до 25 мая будет длиться конкурс детского рисунка на лучший эскиз росписи пасхального яйца. По воскресным дням с 22 апреля будут идти лекции «Воскресные встречи», на которых представители Русской Православной церкви, Католической церкви, Армянской Православной церкви, Протестантской общины расскажут о праздновании Пасхи их религиозными конфессиями. Кроме того, для детей пройдут мастер-классы по созданию пасхальной открытки. Побывать на выставке «Пасха в Петербурге» можно будет вплоть до 3 июня.
Инга Слажинскайте, baltinfo.ru
09.04.12 2433
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |