Одни воспоминания остались о Хайтинском фарфоровом заводе
Нет завода, нет музея – остались лишь воспоминания жителей Хайты и Мишелевки, работавших здесь. Они и помогли усольчанину Андрею Наширбанову хоть что-то узнать об экспонатах, которые он собирает на протяжении четырех лет, и которые в течение апреля можно увидеть в городском историко-краеведческом музее, где 11 апреля открылась выставка с красивым названием «Музыка хайтинского фарфора».
Более 170 предметов представляют три основных периода работы завода – переваловский, советский и современный, и у каждого – своя история, основанная на воспоминаниях и даже легендах. Ими с удовольствием поделились гости выставки из Мишелевки, рассматривая экспонаты коллекции.
- О нашем фарфоровом заводе всегда тяжело говорить, - призналась Елена Чупрова, сотрудник музея истории и культуры поселка при библиотеке. – Тяжело ответить и на вопрос, почему завод не работает. Мы не можем понять, почему это нерентабельно и почему выгоднее завозить фарфор из Китая. Совсем недавно к нам приезжал прапраправнук одного из братьев Переваловых, очень заинтересованный молодой человек. Возможно, у него появятся желание и средства возобновить работу завода, созданного его предками.
Особая гордость хайтинского фарфора – чайные чашки, которые
просвечивают, если посмотреть их на свет. Такой эффект давал коалин,
который добывали неподалеку, в рудниках на Голубиной горе. В коллекции
А.Наширбанова есть копии Мишелевской башни и Бельского острога, которые
сохранились до сих пор. А о таком скромном экспонате, как перечница,
существует легенда: после войны на заводе работала мастером в живописном
цехе женщина, которая часто была несправедлива к подчиненным. В
отместку за ее неуживчивость они и сделали «старую перечницу».
Еще одна легенда рассказывает о появлении ликерников. Братья Переваловы переманили к себе с Санкт-Петербургского завода талантливого мастера Дмитрия Морозова, который любил выпить. Чтобы обставить этот процесс красиво, он делал для себя ликерники – например, медведь в малиннике. А еще любил подписывать свою посуду фразами вроде «Хороша бражка, да мала чашка». «Напейся – не облейся!» - кружка с секретом, если не знаешь, где на ней находятся дырочки, и не закроешь их, обязательно обольешься. Такие кружки раньше жители города и района часто дарили родным и близким.
Прямой потомок семьи Переваловых Татьяна Галейникова отработала 20 лет художником на фарфоровом заводе.
- Великая честь и слава всем коллекционерам, которые не дают нам забыть
нашу историю, - с таких слов начала свои воспоминания художница. – Я
знаю авторов изделий, которые представлены на выставке в музее, так как
сама работала на заводе с 1971 по 1991 годы. Хочу отметить работы
Владимира Черткова – чайник «Богатырь», плакетки «Декабристы». Моей
наставницей была Раиса Алёшина, я многому у нее научилась. Здесь есть ее
ваза, блюдо, чайная пара. Она виртуоз кисти, ее работы завораживают.
Теперь и я могла бы так же, как она, всему научилась, но завод закрылся –
так обидно!
Горечь и сожаление о том, что о хайтинском фарфоре остались одни
воспоминания, звучали в выступлениях всех гостей выставки. Вспоминали,
что во времена Переваловых фарфоровая масса вылеживалась годами, пока не
растворялись все, даже самые мелкие ее частички, и по консистенции она
не становилась похожей на молочко. Поэтому и фарфор получался тонким,
почти прозрачным. Такие же по качеству изделия получались в конце
40-ых-начале 50-ых годов прошлого века, потому что за годы войны, когда
производство было приостановлено, масса, как и прежде, успела
вылежаться.
По словам бывшего технолога завода Валентины Старовойтовой,
хайтинская посуда отличается особой прочностью. Делалась она из
трошковской глины, которую добывают недалеко от поселка Михайловки.
Глина эта камнеподобная, ее перемалывали, а изделия из нее получались
чистого белого цвета и были очень прочными. Сегодня трошковскую глину,
как и многое другое, продают в Китай.
03.05.12 3028
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 2 | |
| |