Такова коллекция Петра Рябченко: члена Союза бонистов Украины, заместителя председателя ассоциации нумизматов Украины, заместителя Президента Союза коллекционеров СНГ. Коллекция собирается с 1992 года. Петр Федорович утверждает, что собрать в ней все имеющиеся в мире комсомольские значки ему не хватит целой жизни. Однако уже по той коллекции, которая хранится в его киевской квартире, можно рассказать всю историю Коммунистического союза молодежи. Наша встреча с непрофессиональным историком совпала с 93-летием комсомола.
- Петр Федорович, почему вы занялись такой специфической темой?
- В комсомол я "влез" сравнительно недавно. Начинал я коллекционирование с книг, которые у меня продолжались и продолжаются, потом переключился на бумажные денежные знаки и дошел до того, что написал три толстых тома полного каталога "Боны стран СНГ и Прибалтики". Потом я начал коллекционировать монеты Украины, России и СНГ, которыми тоже занимаюсь до сих пор. Потом зацепился за геральдику, которая меня не впечатлила, и вот, наконец, начал собирать комсомольские значки.
Когда развалился Союз, а вместе с ним пионерские, комсомольские и прочие организации, я как коллекционер смекнул, что Обкомы, ЦК КПСС и прочие организации завалены награждениями, значками, которые распродаются за бесценок. Мы с товарищем (у нас тогда была ассоциация коллекционеров при академии наук "Реликвия") начали ходить в ЦК комсомола, горком комсомола - куда только могли - и все это выгребали. Конечно, мне интересно собрать всю коллекцию. Мало того, я ездил в Москву за монетами – СССР и России, и так как я уже начал заниматься комсомолом, то завел связи с местными коллекционерами и они то, что могли выгребать из ЦК союзного, ЦК комсомола, мне приносили. Цены на них сначала были копеечными, а потом они росли-росли-росли.
- Комсомол и сегодняшний день. Кроме того, что это окажется хорошей инвестицией в будущее, что он несет сам по себе, как символ ушедшего времени? Потому что сейчас это все воспринимают то ли с агрессией, то ли с иронией…
- У коллекционеров обычно подход свой. Комсомол – это тема закрытая. Она началась в 1918 году и закончилась в 1992-ом. Люди могут праздновать юбилеи, но как таковой комсомольской организации нет. Все, что было выпущено,- закончено, и его никто больше делать не будет. А разделов осталось масса и есть коллекционеры, которые собирают только отдельные разделы. Например, морскую тематику. У меня ее очень много. Цены на такие значки растут, и сейчас найти комсомольские значки с морскими мотивами очень дорого и сложно.
Комсомол был организован 29 октября 1918 года. Назывался он сначала РКСМ. Я сегодня готов платить 500 долларов за самый большой значок РКСМ. Нет этих значков! В 1922 году организация начала называться Коммунистический интернационал молодежи. Один кимовский значок у меня в коллекции есть, я его купил в России, в Тольятти. Потом как таковой международный интернационал разогнали, и со временем организация стала называться ВЛКСМ, Под таким названием она просуществовала до окончания комсомола.
Под эгидой комсомола было все: дети-октябрята, пионеры, армия. Комсомол – шеф электрификации, строительства всех ГЭС, АЭС и так далее, комсомол – шеф авиации, науки. Каждый раздел – это сотни значков. А когда пошли студенческие стройки, насчитывается порядка двух тысяч значков на эту тематику. Одну только пионерию можно собирать всю жизнь и не собрать до последнего.
- Вспомните свою комсомольскую молодость. Чем это было для вас тогда, когда вы носили комсомольский значок?
- В комсомол я вступил на год раньше – около 13 лет. Был председателем ученической бригады в школе, которая сумела собрать 70 ГА сухого зерна кукурузы, и я был награжден путевкой, которую правда не смог использовать, поскольку пошел учиться. После школы я окончил харьковское техучилище связи, получил направление в Киев в центральный телефонный узел, и здесь стал активным комсомольцем. Я помню всех секретарей Обкомов, Райкомов, Горкомов, ЦК комсомола Украины и всего Союза своего времени.
- Вы тогда любили это искренне, верили? Или закрадывались сомнения?
- Дело в том, что я крестьянского происхождения, а крестьянин ни во что обычно до конца не верит. Он во всем сомневается. Но вся страна этим жила. И я сегодня также считаю, что при всем том, комсомол считают организацией фашистского толка, тотальная, и так далее, но это организация, которая давала больше положительного, чем отрицательного. Отрицательное тоже было, конечно. Вдалбливались какие-то идеи, марксизма-ленинизма, которые, как мы видим, сейчас уже не работают. Но! Комсомольцы постоянно где-то объединялись, и это единение дало всем этим людям очень много. Плюс комсомол еще был шефом такой системы как профтехобразование. Недавно Азаров ругал Табачника за то, что стране не хватает слесарей, токарей, рабочих специальностей. А кто их готовил? Профтехучилища. Они были районные, областные, городские. И комсомол этим всем заведовал. У меня масса значков профтехобразования и особенно много спорта, который тоже перемежается с комсомолом.
- То есть отношение все-таки теплое?
- Очень тепло и чем больше я в эту тему вкладываю, тем теплее к ней отношусь.
Кроме того, комсомол зарабатывал хорошие деньги. Были базы отдыха комсомольские практически по всем крупным областным центрам. По подсчетам примерно 20 миллионов долларов в год они приносили дохода. Была возможность и встречать своих комсомольцев, которые приезжали из других городов, и гулять (вообще бытует мнение, что комсомольцы очень хорошо любили погулять и в секретари комсомольские брали только молодых красивых девушек). И второй момент – комсомольские школы. Кроме базового высшего образования, человеку еще надо было закончить комсомольскую школу, чтоб быть идеологически подкованным. Что интересно, в этих школах были не только рядовые советские комсомольцы, туда брали комсомольцев из других стран народной демократии и преподавателями часто работали не наши высшие комсомольские работники, а те, кто был связан с органами КГБ, то есть они готовили разведчиков для других стран. Некоторые даже выходили в секретари ЦК партии той страны, из которой приехали, но, тем не менее, они постоянно работали на КГБ советского союза.
- На большинстве комсомольских значков, конечно же, изображен великий и могучий вождь пролетариата. Сейчас Владимир Ильич воспринимается в современном обществе крайне не однозначно и чаще - негативно. В то же время вы пропагандируете собирать значки с его изображением.
- К Ленину я, честно скажу, всегда относился негативно. Его постулаты, выводы, теории меня не всегда вдохновляли. Но комсомол назывался ленинским, соответственно он стал его символом. И это объединяло людей.
- То есть его профиль на многих значках вас не смущает?
- Нет. Я вам более того скажу, я приобрел коллекцию, которая называется "лениниана". Я из этой коллекции отобрал для себя не менее 50-60 значков, относящиеся к комсомолу. Остальные значки лежат, и я не знаю, кому их подарить, потому что выбросить жалко. Сейчас лениниану никто не собирает, и не будет собирать, я так думаю. А вот комсомол – да. И то, что он носит имя Ленина, еще не значит, что его не нужно признавать.
- Какие значки в вашей коллекции обошлись Вам дороже всего, и какие дороги вам лично?
- Самый дорогой значок - Почетный член ВЛКСМ, которым награждались первые секретари ЦК комсомола союза после того, как уходили с этой должности. Я его купил за 300 долларов. Премия имени Дзержинского – 200 долларов…Премия имени Гайдара… Несколько сот долларов они стоили и 10, и 15 лет назад.
А самые дорогие мне… Я бы так сказал, что самая тяжелая тема – комсомольские конференции. Представьте себе, в каждом городе в каждом районе, в каждой области, на каждом предприятии каждые два года, а то и каждый год - конференции. И везде были свои значки. Я их стараюсь не обходить, но мне жизни не хватит, чтобы их все собрать. Но я их собираю, потому что это все уже уходит, и нигде это потом не найдешь. Такая же отдельная тема – молодежные фестивали. БАМ – это всеобъемлющая тема, на которую выпущено около 2000 значков. Даже из Киева, когда уезжали первые комсомольцы по оргнабору на БАМ, они здесь изготавливали значки, а потом уезжали в Урал со своим киевским значком. И для меня этот значок очень дорог. Потому что его сделали здесь, повезли туда, привезли обратно, и я его сумел как-то выловить.
Есть значки довольно казусные. У меня в коллекции, например: "За отличную рубку". Как вы думаете, за что давали? За рубку капусты, буряка….? Это значок, который был только во время гражданской войны. Сколько нужно было голов срубить, чтоб получить такой значок?! Я не знаю, как его носили и как им гордились, ведь это значок убийцы, на счету которого как минимум пять человек.
Есть значки, которые у меня в коллекции отсутствуют, а например, есть значок, на котором изображены Ленин и Сталин, так он есть только у меня, и больше ни в каких коллекциях его нет.
- Где вы его нашли?
- Купил когда-то в Москве за копейки. Никто не знал тогда, что это дорогой значок.
- По сути, вы пропагандируете заниматься коллекционированием комсомольских значков
- Конечно! Я пропагандирую, потому что чем заниматься детям и нынешней молодежи? Коллекционирование – это то, что развивает мышление. Человек начинает копаться в книгах, в энциклопедиях, знакомится с другими людьми, коллекционерами. Он обогащается знаниями и приобретает коллекцию. А коллекция должна обязательно быть упорядочена, разложена… Даже я периодически раскладываю свои коллекции заново в зависимости от того, как она умножается. То есть человек всегда будет при деле и дело это в дальнейшем может оказаться очень выгодным. Сегодня я иду и покупаю значок за 5 гривен. То есть он мне ничего не стоит. А завтра? Плюс, коллекционирование – это постоянное движение. Сидя дома ничего не соберешь. Хотя сейчас можно зайти в интернет, найти все, что тебе нужно: купить, продать, обменять, Но я этим не занимаюсь. Я как пенсионер имею возможность посещать клуб. В Киеве клуб очень хороший, работает по субботам и воскресеньям, народ туда приезжает, привозит, моя задача в течение часа обежать все столы и оперативно найти то, что мне нужно.
Я бы хотел бы акцентировать, почему комсомол выгодно собирать в наше время. Потому, что монеты собирать – дорого, банкноты – еще дороже – все уже лежит по коллекциям, а вот значки еще везде лежат. Цены этим значкам еще никто не знает – 5-10-15-20 гривен. Бери в любых количествах. И я уже как специалист понимаю, что неделю назад я приобрел вот этот значок "Лауреат премии имени Островского" за 100 гривен, а в интернете за него стоит цена 300 долларов. И таких значков много!
И жаль, что современных значков нет как таковых. Я сегодня не вижу ни у кого никаких значков, кроме как политической пропаганды. А зря. Человека нужно поощрять, чтоб он гордится своей деятельностью, предприятием, фирмой, где он работает, чтоб у него был стимул идти дальше.
- Если это настолько выгодное занятие, зачем же вы тогда призываете других заниматься им? Ведь можете скупить все в больших размерах.
- А продавать кому? А обмениваться с кем? Количество коллекционеров должно увеличиваться, и я в этом лично заинтересован. Я сижу в клубе коллекционеров, народ знает, что я собираю, и мне несут. Я сижу и перебираю: "это мне надо, это у меня в коллекции есть", и я могу людям помочь сформировать их собственную коллекцию.
Анжелика Вакал, фото Александр Вакал,