Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Музей Военного института КНБ Республики Казахстан.



Эти стены помнят лихого чекиста, бывшего начальника Главного управления пограничной и внутренней охраны НКВД СССР Эдуарда Эдуардовича Крафта. Здесь до сих пор между орденом Октябрьской Революции и орденом Красного Знамени красуется аскетичный профиль Железного Феликса, под недремлющим оком которого работает и учится цвет пограничных войск страны. Альма-матер зеленых фуражек, расположенная на южной окраине Алматы, неприступна, как Бастилия, и, несмотря на согласование с руководством, не спешит распахнуть двери на пути к последнему заслону – воротцам-металлоискателям, за которыми и располагается совершенно секретное учреждение – Военный институт КНБ Республики Казахстан.
 
 Казарма в фас и профиль
Казалось бы, что может быть скучнее, чем будни курсанта? Вне зависимости от факультета – разведчик ты или командник, кинолог или психолог – расписание ординарно: подъем в 6.30, отбой в 22.30, тренировки, дежурства, наряды, телевизор в казарме… Между этими немудреными занятиями происходит психологическая перестройка сознания – ведь на четыре года ты лишаешься привычного круга общения, родственников и друзей. Экзотические экзекуции вроде чистки лезвием туалетов или отдраивания плаца зубной щеткой за нарушение устава к курсантам не применяются. – Дисциплинарное наказание в зависимости от тяжести проступка карается отчислением из института или лишением увольнительных, – заверил нас заместитель командира 2-го учебного дивизиона по воспитательной и социально-правовой работе капитан Максат Аяшев, – чистка картошки на кухне в качестве наказания тоже не практикуется. Уборка территорий, наряды и дежурства распределяются согласно графику. Словом, жизнь течет по четкому режиму, щедро сдобренному уставом, а к нему – 4 тысячи стипендии ежемесячно, раз в неделю или в две увольнительная, обмундирование и наборы для ПХД (парко-хозяйственные дни), когда вся казарма плавает в мыльной пене. А захотел сигаретку выкурить – дождись личного времени (полчаса после обеда и два часа после ужина), выйди в «курилку» – специальный навес во дворе приспособлен под это дело. Однако самое популярное времяпровождение среди курсантов в личное время, по словам капитана, – занятия в спортзале. Причем количество желающих посоперничать в телесной красоте с Аполлоном резко возрастает ближе к отпуску и весной.
 
Курсанта баснями не кормят
В свое время проблему оптимального энергосодержания солдатского рациона кардинально решил Петр I. Он приказал выдавать служивому в день буханку свежего хлеба весом кило двести и кусок мяса в 210 граммов. В военное время мясная норма увеличивалась до 400 граммов. Плюс лук, чеснок, морковь, свекла… В итоге, протопав по 25 лет в боевых походах, поседевшие служивые на утробные хвори не жаловались. Каков рацион нынешних курсантов в цифрах, нам выяснить не удалось. Ответственный за довольствие офицер сослался на высокую секретность этих норм, но уверял, что военнослужащие получают мясо, крупы и витамины в надлежащем объеме. А к питанию курсантов в боевой обстановке подход особый. Продукты в сухпаек полагаются небольшие по массе и объему, но высококалорийные – об этом позаботились ученые Института питания.
 
Красные шаровары
Особое место на квадратных метрах института – музей, призванный на историческом, героическом фоне становления пограничной службы с былых времен и до наших дней показать, как формировались служебные и боевые традиции стражей границы и офицерского корпуса и, в частности, как традиции эти воспитывались у курсантов одного из старейших в СССР военных учебных заведений – Харьковского, а затем и Алма-Атинского пограничного училища. Вот где на самом деле можно оценить мощь и потенциал учебного заведения. Три зала музея вмещают в себя портретную галерею блестящих выпускников училища. – За почти восьмидесятилетнюю историю института 49 его выпускников были удостоены звания Героя Советского Союза, один из них – дважды Герой, и четыре – Герои Российской Федерации, – с радушием хозяина проводит экскурсию по музейной епархии подполковник Борис Черкашин. – Вообще у нас уникальное училище, из всех четырех пограничных школ, которые были созданы в Советском Союзе, оно было самое серьезное – практически все военные специальности готовились здесь. Наш институт принимал непосредственное участие в войне: так как подразделение входило в состав НКВД, то курсанты выполняли службу завесы, то бишь прикрывали тылы 2-го Украинского фронта с августа по 19 октября 1941 года. А когда фашистские войска подходили к Москве и Харьков после тяжелых боев был оставлен, училище было эвакуировано. Подразделение совершило пеший марш в 600 км до города Балашова, а там, погрузившись в эшелоны, эвакуировалось в Ташкент.
 
Рассказать о каждом экспонате и каждом портрете Борис Петрович может немало – «…это один из первых пограничников, удостоенных звания Героя Советского Союза, а это генерал-майор Прудников, прозванный Неуловимым, а вот основатель и первый командир спецподразделения группы «А» КГБ СССР…». Ведь музей Военного института КНБ начался с его коллекции. Пятнадцать лет назад выпускник училища лейтенант Черкашин был отправлен для прохождения службы на границу. Вступил в должность заместителя начальника заставы по воспитательной работе, а чтобы скрасить казенность пограничной канцелярии, начал украшать кабинет военной атрибутикой – шевронами, нашивками, знаками отличия.
 
– Вот он, мой первый экспонат, – указывает подполковник Черкашин на пестрый ковер из знаков различия и боевых наград, – шеврон КППП пограничных войск РФ. Как для коллекционера, для меня каждый значок важен. Но особая гордость – порядка 120 комплектов пограничной формы, от 30-х годов до нынешних. Вот, например, знаменитые красные революционные шаровары. Ими поощряли за отличную стрельбу личный состав. Помните фильм «Офицеры»?
 
 – Стрелять умеете?
 – Награжден красными революционными шароварами, товарищ командир!
 
Вот такие почетные штаны есть и у нас. А вот вольтрап маршала Буденного, их было всего одиннадцать – для каждого маршала СССР. Этот вместе с седлом был подарен лично маршалом Буденным нашему выпускнику Бардину Борису Владимировичу. Седло затерялось, а вольтрап по-прежнему в боевом состоянии. В числе бережно хранимых экспонатов – два фотоальбома с настоящими фотографиями 20-х годов. На чудом сохранившихся снимках запечатлены погранцы украинского округа и Янпольского погранотряда. Этому музейному раритету дивятся даже приезжающие в институт специалисты из Незалежной. Новейшая история В третьем зале располагается новейшая история института – на ригелях портреты выпускников-генералов, атрибуты побед в КВН институтской команды «Совершенно секретно», дипломы вокально-инструментальной группы «Атамекен», взявшей в прошлом году Гран-при Международного конкурса военной авторской песни… Но сотрудники отдела военной геральдики не довольствуются миссией смотрителей и готовятся к большому проекту: «Очень скоро мы переименуемся из геральдического отдела в военно-исторический и будем с нуля восстанавливать историю пограничных войск начиная с ханского времени». Ну что ж, значит, скоро независимый Казахстан обретет новую историю, а курсанты – пищу для размышлений. Вот так в сени традиций под жесткой дланью дисциплины и грифом «секретно» куются кадры, которым в нынешнем веке доведется оберегать 15 тысяч километров государственной границы.
Светлана НИКОЛАЕВА, Алматы,  sim.kz
Оцените материал: 0.0/0

    09.05.10 2757 antikvarius 
униформа, музей, коллекционер
Выставки, ярмарки, музеи


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar