Мини-автосалон в Ульяновске: Ленин выбирал «Роллс Ройс»
Всю историю мирового и отечественного автомобилестроения можно проследить, посетив открывшийся на днях в Мемцентре мини-автосалон.
На нескольких стендах представлено 600 моделей - копий автомобилей в масштабе 1:43 - от родоначальницы мирового автостроения и легенд советского автопрома до макетов самых современных машин. О секретах автомоделизма и интересных фактах автомобилестроения рассказал коллекционер, член ульяновского клуба историко-технического стендового моделизма «Полигон» Эдуард Брынских.
В клубе «Полигон», образовавшемся в 1994 году, занимаются разными видами моделизма - коллекционируют технику от бронетанковой до авиационной. Особое место занимают автомодели. С 1996 года общая коллекция сувенирных машинок увеличилась вчетверо, со 160 моделей до более чем 700. Владеют всем этим автопарком семь ульяновских коллекционеров.
Самобеглые коляски Движение технической мысли в мировом автомобилестроении начинается с создания и постепенного совершенствования «самобеглых колясок». Именно так первоначально назывались автомобили. Жемчужиной выставки как раз является модель первого в мире автомобиля, созданного немецким ученым Карлом Бенцом в 1885 году. Конструкция была экспериментальной и представляла собой трехколесный конный экипаж с установленным на него двигателем внутреннего сгорания. Машина получилась двухместной и, так как рулевое управление располагалось посредине, была очень неудобной для пассажира. Впрочем, о комфорте тогда не думали вовсе. Главное было - убедиться, что экипаж сможет двигаться без участия лошади.
Первые отечественные легковые машины выпускались на Русско-Балтийском заводе.
Считалось, что они весьма неплохого качества.
Не случайно Николай II всем автомобилям императорского гаража предпочитал именно их, хотя там было представлено немало иномарок.
А вот Владимир Ильич Ленин качества отечественного авто не признавал и передвигался исключительно на английском «Роллс Ройсе».
Сталину не понравилось «КИМ-10-50» - это самый первый «Москвич», еще довоенный. Разрабатывали его исключительно отечественные конструкторы, но первый блин, как водится, получился комом. Тип кузова был выбран купе, то есть трехдверный, что очень не понравилось Сталину. В то время существовал порядок перед началом серийного выпуска автомобилей показывать образец генсеку. В ходе демонстрации машины Сталин сразу же сел рядом с водителем и обратился к директору завода: «Что же вы стоите, присаживайтесь». Тот очень растерялся, но все понял. В итоге «КИМов» успели выпустить всего-то около 600 штук.
Наученные горьким опытом советские автоконструкторы дальше шли более надежным путем. Теперь за основу брали иностранные автомобили и адаптировали под наши условия. На выставке есть модель «Москвича-400». Это копия немецкого «Опеля Кадет К-38». Та же история с «Жигулями». Прообразом знаменитой «копейки», как известно, является итальянский «Фиат 124». Итальянские корни и у наших грузовиков.
Первый отечественный автомобиль - «АМО-Ф15» - тоже разработка конструкторов «Фиата».
Рекордсмен наша «буханка» В этом смысле наш «уазик» - по-настоящему родной автомобиль. Создавался вездеход с чистого листа. Самой популярной модели ульяновских внедорожников - «УАЗ-452» - принадлежит своеобразный рекорд на уровне мирового автостроения. «Буханку» (ее народное название) выпускают уже более 50 лет (с марта 1958 года).
Сравниться с ней в «живучести» может только немецкий «Фольксваген «Жук», но иномарка за эти годы изменилась до неузнаваемости, «уазик» же и по сей день сходит с конвейера почти в первозданном виде. На мини-салоне продукции Ульяновского автозавода отведен отдельный стенд, на котором представлен полный модельный ряд внедорожников. Есть, например, не пошедший в серию «пляжный» «УАЗ» с укороченной базой.
Советские авто делают… китайцы В советское время производством копий настоящих автомобилей масштабом 1 к 43 занимались на тех же автозаводах. Специальные цеха по производству сувенирных машин работали на Ульяновском и Горьковском автозаводах. На УАЗе долгое время существовала традиция каждому покупателю автомобиля вручать его уменьшенную копию. Металл для изготовления моделей, конечно, использовался другой, но краска та же, для идентичности. С приходом новых собственников спеццеха на обоих заводах закрыли первым делом, как непрофильное производство.
Сейчас в стране существует единственное предприятие, выпускающее автомодели, - в городе Маркс Саратовской области. Есть еще полукустарные производства в частных мастерских, но они, как правило, работают под заказ и берут очень дорого. Зато модели наших автомобилей с успехом освоили в Китае. В этом году вышла первая коллекционная серия «Автолегенды СССР», кстати, довольно неплохого качества.
За сувенирными машинами коллекционеры ухаживают не меньше, чем за настоящими, хотя беречь те и другие нужно от разных негативных факторов. Модели больше всего боятся пыли и света, поэтому хранить их рекомендуется в закрытом шкафу. Бывает, нападает на машинки и «взрослая болезнь» - коррозия, но возникает она, как правило, не от влаги, а от особенности сплава корпуса. В него добавляется алюминий, который со временем подвержен деформациям.
Вадим ПИЛЮКОВ. Симбирский курьер.
Оцените материал:
08.12.09 1582
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |