Легенды возвращаются в небо: Авиареставрация — дело трудоемкое и дорогостоящее.
В России — единицы самолетов времен Великой Отечественной войны, способных подняться в небо. Авиареставрация — дело трудоемкое и дорогостоящее. Поэтому занимаются восстановлением раритетов неисправимые авиаторы. На то, чтобы вернуть машину в строй, порой требуются годы. Infox.ru накануне 9 Мая удалось не только прикоснуться к одной такой летающей легенде, но и успешно испытать ее на прочность.
Авиареставрацией в России занимаются с начала 1990−х. Правда, за 20 лет удалось вернуть в небо не так много самолетов, если сравнивать с Европой и США, где восстановление раритетов авиации поставлено на поток. К тому же подлинной авиареставрацией, когда за основу берется реальный самолет или его детали, в России занимаются немногие.
В Новосибирске действует ЗАО «Авиареставрация». Компания начинала с восстановления трех самолетов времен Великой Отечественной войны для Центрального музея Военно-воздушных сил в подмосковном Монине. Но бизнес, по сути, начался с крупного заказа от авиаколлекционера из Великобритании. «Авиареставрация» отреставрировала для него девять самолетов, среди которых шесть монопланов И-16 и три биплана И-153 «Чайка». Воссозданные компанией самолеты летают сейчас в США (кстати, в Штатах базируется единственный на данный момент летающий МиГ-3), Великобритании, Испании.
В Москве ретросамолеты возвращает в небо «Русское авиационное общество» («Русавиа»). Для «Русавиа» основной вид деятельности – продажа авиационно-технического имущества и запасных частей для самолетов и вертолетов. Авиареставрация – некоммерческий проект, скорее, для души, говорят в компании.
При реставрации самолетов времен Великой Отечественной войны, исходя из мер безопасности, используется минимум «родных» деталей. Но, как правило, это заводской двигатель и пропеллер. Другие комплектующие воссоздаются по конструкторским чертежам. Сложности при реставрации самолетов времен Второй мировой связаны с высокой стоимостью процесса восстановления и трудностями с поиском конструкторской документации. Сейчас в России не более двух десятков ретросамолетов, способных подняться в воздух.
Восстановленные самолеты используются при съемках рекламы, кинофильмов, продаются коллекционерам и даже дарятся (один По-2, восстановленный в «Русавиа», был передан в военный музей в Словакию).
Боевое применение такого легкого, как По-2, самолета обусловлено колоссальными потерями в советской авиации в первые дни войны.
Демонстрируются «ветераны» и на авиашоу. Правда, с выставками дела обстоят непросто. Попытка сделать специализированное российское авиашоу успехом не увенчалась. Шоу «Летающие легенды» состоялось лишь дважды – летом 2004 года и 2005 года. Пока ретросамолеты демонстрируются российской публике только как часть более крупных выставок. За границей шоу ветеранов авиации (в том числе и советских) проводятся во Франции, Германии, США.
текст: Егор Созаев-Гурьев/Infox.ru
видео: Infox.ru, студия «Крылья России»
05.05.10 2726
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |