Курянин Андрей Токарев собирает кронен-пробки с 90-х годов. За 15 лет в его коллекции появились не только крышки отечественных сортов пива, но и заграничные «экземпляры». Самая близкая страна – Украина, но есть и «экзотика»: Австралия, Африка и даже Северная Корея.
«Все началось в студенчестве, – вспоминает курянин. – Каждый раз покупал новый сорт пива, выпивал, а пробку откладывал. За десять лет собрал около тысячи только «самовыпитых» крышек: российские производители, немецкие, чешские. В общем, брал все, что попадалось в магазинах».
Позже Андрей узнал, что в Интернете есть специальный сайт для кронен-коллекционеров, где люди активно меняются пробками. Контингент разный: увлечение разделяют и рабочие, и менеджеры, и полицейские с судьями. Общение дало свои плоды: за три года запасы Андрея увеличились в 15 раз. В коллекции ни одна крышка не повторяется. Особый интерес для Токарева представляют российские пивоварни и производители из стран бывшего СССР: и компании-гиганты, у которых заводы в каждом федеральном округе, и частные фирмы, выпускающие один-два сорта.
«Здесь только «Балтика», – говорит Андрей, передавая увесистый альбом. – Это самарский, тульский и ярославский филиалы, а вот Питер, Челябинск, Красноярск, Хабаровск... Сорта одни, а пробки, как видите, разные».
Таких альбомов у Андрея наберется с сотню. Кроме пробок из России и СНГ, есть экземпляры из дальнего зарубежья: Европа, Азия, Америка, Африка и Австралия. В одних местах широкий ассортимент пива, впереди планеты всей Германия, Чехия, Великобритания. А например, в закрытых странах (КНДР) и государствах третьего мира (Бутан) два, а то и один сорт.
«Первую посылку отправил в Польшу, – вспоминает коллекционер. – Мне поляк написал, предложил обмен. У меня выбрал 27 пробок, ну а я, как начинающий, готов был взять любые, глаза прямо разбегались, таких крышек и не видел».
За границей с креативом подходят к такой, казалось бы, банальной вещи как пивная пробка. Иностранные производители не скупятся на оформление, изображая на бутылочной «макушке» логотипы своих компаний, известных личностей, животных, виды городов, автомобили и даже голых девиц. Выходят целые серии, посвященные, например, премьере нового фильма или крупному спортивному мероприятию. Это чемпионаты мира и Европы по футболу, хоккейные первенства, Олимпиады. Пивоваренные компании изображают на крышках флаги стран-участниц, звезд спорта. «На Западе это стало традицией, – говорит Андрей. – Жаль, наши так не делают, хотя событий хватает. Вот в Сочи прошла Зимняя Олимпиада – могли бы и пробку выпустить...»
Выпуск новой крышки – отдельная тема. Происходит это не так часто. Другое дело – спецсорт, акция от пивзавода. Если партия исчисляется не миллионами бутылок, а, скажем, речь идет лишь о ста тысячах, пробка от такого пива – редкость. Ее хотел бы иметь каждый коллекционер. Как-то одна из украинских пивоварен ежемесячно выпускала пробный сорт, имевший уникальный вкус, своеобразные этикетку и крышку.
Кронен-коллекционеры занимаются не только обменом своих «сокровищ», но и скупкой. Средняя цена за «лот» – 10 рублей. Впрочем, стоимость отдельных редких экземпляров сопоставима с двумя-тремя ящиками пива. А за пробку Измаильской пивоварни (Украина) один из коллекционеров выложил 6 тысяч рублей.
– Года два назад на интернет-аукционе пробки стоили дешево, – вспоминает курянин. – Я туда удачно влез, что-то прикупил, что-то обменял. Как до сайта добрались русские, цены сразу взлетели до небес!
– За сколько готовы продать свою коллекцию?
– Примерно за 150 тысяч. Это если оценивать одну пробку в 10 рублей. Но я не вижу смысла ее продавать, не для того собирал.
В коллекции Андрея есть пробки, которые на первый взгляд могут показаться одинаковыми, но они по-своему уникальны. Это «пробки-блохи» одного сорта, с общим рисунком, но шрифт или фон на них чуточку другой, к названию марки добавлена небольшая надпись, нанесен едва заметный значок товарного знака. Вроде бы мелочь, а смотрится по-другому. К примеру, российский и украинский филиалы крупной компании разливают один и тот же сорт, закрывая бутылки «блохами».
Коллекционеры пивных крышек – открытое сообщество. Кроме общения в Сети, они встречаются вживую, проводят всероссийские и мировые съезды. Так, в прошлом году «собиратели» съехались в Словакии. Страну выбрали неслучайно: здесь хватает частных пивоварен.
В Интернете есть своеобразный рейтинг кронен-коллекционеров. По меркам России Андрей Токарев занимает 15-ю строчку, в мировом списке ему отвели 186-е место. Неплохой результат, учитывая, что в «тусовке» больше тысячи «собирателей». «Этот рейтинг условный, – считает курянин. – Есть те, кто не первый год собирает пробки, но не зарегистрирован на сайте. Слышал о коллекционере из Нижнего Новгорода, у него 60 тысяч, есть и профессор из Нового Уренгоя, преподает в вузе, тоже с крупной коллекцией».
В 2012 году куряне Андрей Токарев и Александр Бердников попали в число 74 коллекционеров России, чьи лица отпечатали на специальной серии крышек. Подобная акция проводилась в нашей стране во второй раз. За границей это поставлено на поток, чуть ли не ежегодно самых-самых изображают на пробках. Андрей под это отвел специальный альбом, в нем постепенно появляются новые экземпляры.
У жителя Октябрьского района Александра Бердникова редкое для нашего региона увлечение – кэпсофилия или, проще говоря, – коллекционирование пивных крышек. Их за неполные шесть лет набралось семь с лишним тысяч.
Для Александра это не первый опыт «собирательства». В юности был опыт с сигаретными пачками, монетами, значкам. Потом с этим «завязал»: появились взрослые интересы – семья и работа, занимавшие львиную долю времени. Но в июле 2008 года старые «чувства» все-таки проснулись, на этот раз увлекли пивные пробки.
Причем мысль собирать крышки пришла неожиданно. «Сидел как-то после работы, пил пиво, хотел выбросить пробку и вдруг задумался: может, начать их коллекционировать?» – вспоминает курянин. Изначально коллекция пополнялась за счет «самовыпитого». Что-то, конечно, удавалось найти у друзей и соседей. Так была собрана первая сотня.
Сейчас цифра в разы больше – 7100. Если взглянуть на стандартную пивную полку крупного магазина, то там выставлены марки, которые давным-давно есть у курянина. Это – пройденный этап. Теперь новые экземпляры попадают к Александру за счет обмена с коллекционерами. Причем пробки высылают не только россияне, но и иностранцы. Бердников уже не вспомнит, куда отправил первую посылку с партией крышек. Зато без запинки назовет с десяток стран, откуда пришли «ответы».
«В моей коллекции представлены разные страны. Можно долго перечислять: Маврикий, Тринидад и Тобаго, Перу, Вьетнам, Куба... Конечно, хватает и нашего производителя», – перечисляет курянин.
– Что изображено на импортных пробках?
– Да все что угодно! Футболисты, птицы, растения, герои кино и мультфильмов, обнаженные женщины, самолеты, танки.... На Западе это отлаженный бизнес.
– А какие российские пробки ценятся у заграничных коллег?
– Из Сибири. Там еще остались частные пивоваренные заводы. А так многие иностранные коллекционеры берут практически все: им не важно, откуда пробка, из Курска или Владивостока.
– В вашей коллекции есть редкие экземпляры?
– Трудно сказать. Не мне судить, насколько они редки. Есть, например, крышки от пива 60-х годов и от «Пепси» 80-х. Для меня они – раритеты, а для простого обывателя тем более. Это в каком-то смысле история нашей страны.
– А как насчет курского производителя?
– Есть лимонад «Рыльский источник». «Пикура» тоже хватает – семь штук. Все разные. Осталось еще три найти. Они весьма редкие и дорогие.
Цены – отдельный вопрос. По словам Александра, на эту тему у коллекционеров «свои тараканы в голове». Есть те, кто готов отдать не одну тысячу, дабы обзавестись уникальной пробкой. Так, например, на памяти курянина один из «собирателей» купил редкую марку «Два веселых гуся» за 3500 рублей! Сам же курянин однажды «разорился» на 800 целковых.
Сейчас у Бердникова одна из самых больших коллекций кронен-пробок в России, в мировом же рейтинге наш земляк занимает 351-ю строчку (общее количество участников – 1080). В 2012 году произошло значительное событие в жизни коллекционера: он и еще 74 человека стали «лицами» уникальной серии крышек.
Изображения ведущих российских «собирателей» отпечатал на пробках один из украинских заводов. Эта акция проводилась во второй раз. В первую волну Александр не попал, тогда он был начинающим и не мог похвастаться сегодняшними успехами. Но зато познакомился с видеооператором ВГТРК, который «болел» тем же увлечением.
«У него было 600 пробок, собирал не первый год, но в какой-то момент бросил это дело, – вспоминает Бердников. – Не скрою, я был впечатлен коллекцией. Та встреча дала огромный позитивный заряд на дальнейшее коллекционирование».
23.06.14 4105
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |