Собиратель современной живописи Михаил АЛШИБАЯ
29-й Открытый фестиваль документального кино «Россия» продолжает свою работу в Екатеринбурге.
Один из фаворитов конкурсной программы — картина «Все хотят жить вечно» московского режиссёра Евгения ГОЛЫНКИНА.
Премьера фильма состоялась в прошлом году, и он уже успел получить определённый резонанс зрительской аудитории. Во многом благодаря тому, что главным героем ленты стал человек поистине неординарный и, по большому счёту, в рекламе не нуждающийся — признанный кардиохирург и крупный собиратель современной живописи Михаил АЛШИБАЯ.
Картина не о ежедневном врачебном подвиге. А о том, что происходит за стенами больницы, когда, сбросив маску и хирургическую робу, Михаил Михайлович превращается в одержимого коллекционера, эксцентричного фрика от мира искусства. И о том, как эти две столь разные ипостаси уживаются внутри одного человека.
Алшибая не придуманный командой сценаристов персонаж, а вполне реальный, живой человек. И при этом, наблюдая за его жизнью на экране, слушая его образные и остроумные монологи, ты то и дело ловишь себя на мысли, что перед тобой — вымышленный герой. Настолько необычен его типаж, настолько интересно и нестандартно он мыслит.
Даже само обиталище главного героя сделало бы честь любым придуманным декорациям. Алшибая приглашает зрителей на свой художественный чердак, где в каком-то фантасмагорическом беспорядке громоздятся произведения искусства — сваленные в груды полотна в рамах, графические листы, инсталляции, замысловатые арт-объекты...
Герой фильма не гонится за антикварными ценностями, нет. Его удел — искусство подчас не признанное и не понятое, ценность которого измеряется не деньгами, а стоящими за каждым из произведений реальными историями. При этом некоторые его находки поистине уникальны — например, ранняя акварель Надежды МАНДЕЛЬШТАМ, которая, решив посвятить себя памяти покойного супруга, уничтожила все свои живописные работы. Однако же одна чудесным образом уцелела: наивный городской пейзаж, заборы, крыши — и ни одного человека. Алшибая поясняет: перед нами рассказ об одиночестве. Даже в нескольких акварельных мазках он способен увидеть историю.
Главный герой и сам одинок, несмотря на то, что, казалось бы, окружён и почитателями искусства, и коллегами, и благодарными пациентами. Однако всему виной философский взгляд на мир, который присущ многим врачам, понимающим цену жизни и смерти.
Алшибая с горечью рассуждает: любые усилия в операционной, любые подвиги врачей по сути своей ничто в сравнении с вечностью. Человек смертен, и это неизбежно. А значит любые усилия сохранить ускользающую жизнь в конечном итоге тщетны. И если уж нет возможности спасти «навсегда» ни одного пациента, герой фильма спасает от забвения произведения искусства. На этом поприще, по крайней мере, есть шанс «зацепиться за вечность».
Елена Загородняя, вечерний-екатеринбург.рф
03.10.18 700
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |