Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Мир кукол Елены Дмитриевны Касаткиной из Междуреченска поражает самобытностью и изяществом. Ее изделия экспонировались на городских, региональных и международных выставках и фестивалях. Ими восхищались москвичи, им аплодировали испанцы.

С раннего детства она очень любила рисовать, шить, вышивать. А больше всего – играть с куклами, которых сама делала из бумаги. Мастерила им наряды – целые гардеробы, а еще бумажные домики с бумажной мебелью. За это ей крепко доставалось от матери, не терпевшей, чтобы дети занимались «ерундой», и подчинявшейся строгим требованиям мужа, бывшего военного, державшего в доме строгую дисциплину – чтобы везде был порядок, ни пылинки, ни соринки.

Отказаться от кукол Лена не могла, поэтому убегала к подружкам и отводила там душу – рисовала, клеила, фантазировала. Куклы остались с нею на всю жизнь.

Однажды ей очень повезло: проработав немало лет на скучной работе, она случайно зашла на станцию юннатов и там разговорилась с директором. В результате выяснилось, что посетительница играючи делает такие цветы, какими были украшены стенды в помещении (а куплены они были в магазине). И вот уже на следующий день Елена Дмитриевна пришла на станцию в качестве руководителя кружка рукоделия. Позже ее пригласили в Центр детского творчества педагогом дополнительного образования, где она проработала много лет – учила ребят самым разным ремеслам.

Делала с детьми и кукол. В то время на прилавки магазинов хлынули Барби, тысячи девочек мгновенно в них влюблялись и были счастливы, когда мама и папы приносили им несуразно непропорциональную красотку. Разочарование наступало быстро: заморские «супермодели» оказались крайне капризными – у них отваливались руки-ноги, они в буквально смысле теряли голову, а их платьица расползались после двух-трех переодеваний. А с куклами Елены Дмитриевны можно было играть бесконечно, они были крайне «терпеливыми». И в них девочки и мальчики, которые занимались в кружке, играли в любую свободную минутку.

Отработав много лет в Центре детского творчества, Елена Касаткина, ветеран труда, почетный работник общего образования, вышла на пенсию. Но творчество не оставила: в то время в Междуреченском городском краеведческом музее как раз организовалось объединение «Мастер и подмастерья», и она, конечно, тут же к нему присоединилась. И с еще большим вдохновением занялась своими любимыми куклами.

    – Я уже  тогда, что среди мастеров и поклонников народного творчества всё большую популярность приобретают игрушки из ваты по типу винтажных. Но как-то всё не хватало на них времени. А однаждзналаы взялась и… не могла остановиться несколько месяцев, до самого окончания отопительного сезона. Ведь в процессе изготовления таких игрушек не обойтись без батарей, они нужны для просушки заготовок.

    Ватные игрушки ручной работы сегодня стали трендом, они пользуются спросом, их покупают на подарки, ими интересуются коллекционеры. Я это заметила на ярмарке в Красноярске, куда мы ездили в прошлом году. Возила туда свою коллекцию «Зимние забавы», и она разошлась почти вся.

Ее игрушки между собой очень схожи лицами, а главное, вызывают какие-то смутные воспоминания, очень-очень добрые и теплые…

    – Заметили? – улыбается Елена Дмитриевна. – Правильно, они напоминают детство! Лица у таких игрушек выполняются в технике «запекайка»: вылепляются из специальной глины и запекаются (я делаю это в обычной домашней духовке). Пробовала лепить сама, но скульптор из меня никудышный. Потом присматривалась к молдам, это готовые кукольные личики, они продаются в специализированных магазинах. Но к нам привозят молды преимущественно из Китая, так что они весьма специфичны – плоские, с узкими глазами. А особенно ценятся ватные игрушки именно в русском стиле.

    И однажды, во время очередной домашней генеральной уборки, я наткнулась на старенького пупсика, он валялся у меня много лет, всё собиралась его выбросить и всегда что-то удерживало. Вот, оказывается, почему не выбрасывала – он ждал своего часа. И дождался! Теперь с него и делаю слепки, поэтому мои игрушки так похожи между собой. И напоминают не что-то, а наших собственных пупсиков, которых мы так любили маленькими!

Кукол междуреченская мастерица делала в разных техниках. А пять лет назад наткнулась в интернете на фотографии кукол текстильных, набивных. И, как сама признается, потеряла голову.

Мастер-классов по ним было очень мало – и все они были очень дорогие. Поэтому училась, что называется, методом проб и ошибок. В итоге с учетом собственного опыта даже усовершенствовала технику изготовления ткани-жатки, из которой мастерит своим красавицам наряды. Еще припомнила, как в свое время ее мама, портниха, делала ей юбочки, плиссе и гофре, в домашних условиях. Попробовала – и получилось!

    – На авторской текстильной кукле не должно быть видно практически ни одного машинного шва, – рассказывает Елена Дмитриевна. – На машине я шью только туловище, потому что вручную этот шов ровно не сделаешь. Причем шью не на электрической, а на ручной машине: попробуйте прошить, к примеру, пальчики, если там всего-то три-четыре стежка. А машинный шов по максимуму декорирую – ручной строчкой, вышивкой, какими-то украшениями.

Она очень любит бывать на ярмарках, наблюдать за людьми, когда те смотрят на кукол. Это она называет отдачей, которую получает от своего творчества, – ей важна реакция людей, у которых загораются глаза, расцветают лица. Редко кто остается равнодушным, практически все останавливаются, бережно берут куколок в руки, улыбаются, явно вспоминая свое детство.

Куклы Касаткиной редко задерживаются у своей «мамы» надолго – она их дарит, их у нее покупают. А на вопрос, не жалко ли ей расставаться с такой красотой, Елена Дмитриевна отвечает:

    – На ярмарке в Красноярске ко мне подошли муж с женой. Мужчина особенно заинтересовался куклами. Мы с ним долго разговаривали, я несколько раз обмолвилась, что делаю своих красавиц с любовью, с душой. Он улыбнулся и явно с подначкой спросил: «И все с любовью, с душой? Не боитесь, что и то, и другое израсходуете?».

    А я не боюсь. Потому что четко знаю закон: чем мы больше отдали, тем нам больше пришло другого взамен – в виде знаний, каких-то задумок, проектов. И мои куклы – доказательство тому: каждая последующая у меня получается лучше предыдущей.

Нина Бутакова

Оцените материал: 5.0/1

 Источник   08.03.21 482 admin 
игрушки, искусство, Мастер, кукла
Новости искусства


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar