Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Коран периода Альмохадов
Коран периода Альмохадов


Фрагмент копии Корана XIII века, обнаруженной всего 20 лет назад в стене дома в муниципалитете Кутар (Малага).

Книги, которые пять веков были спрятаны  в Испании

Прошло два десятилетия с тех пор, как были обнаружены рукописи, которые имам Кутара спрятал в стене своего дома около 1500 года, одна из них — Коран периода Альмохадов.

Мухаммад Аль-Сайяр знал астрологию, математику и поэзию. Он был опытным юристом и интересовался суевериями и новостями тех неспокойных времен, в которые он жил.

«Во всем мире никогда не было того, что случилось в Аль-Андалусе», — писал он в одном из своих стихотворений.

Находясь в течение многих лет в Севилье в заключении, он переписывал книги для губернатора города, пока его не освободили и не назначили альфаки — экспертом в области права — и имамом Аквы, как когда-то назывался сегодняшний Кутар. Муниципалитет в районе Аксаркия в провинции Малага с нынешним населением 600 человек был в то время просто сельской усадьбой такого же размера.

Он прибыл туда 9 августа 1490 года. Он описал свою повседневную жизнь на папирусе: судебные процессы о наследстве и разводе, личные размышления, завоевание Гранады в 1492 году и землетрясение, которое вскоре после этого разрушило Малагу.

Около 1500 года, вынужденный принять христианство или покинуть родину, он решил сделать последнее. В надежде вернуться он спрятал в стене своего дома три рукописи: две написанные им книги и Коран, датируемый XII или XIII веком. Больше их никто не видел, пока рабочие не нашли их, когда ремонтировали дом в деревне.

Книги оставались скрытыми в течение 500 лет до 28 июня 2003 года.

К 20-летию обнаружения книг хозяйка дома Магдалена Сантьяго вспоминает: «Это был сюрприз. Никто не ожидал, что что-то подобное».

Защищенные соломой, книги были зажаты в углублении шкафа, спрятанного в оригинальных широких стенах андалузского дома.

Этот Коран является одним из двух старейших, когда-либо обнаруженных в стране.

«Это была невероятная находка», — говорит Мария Изабель Калеро, арабист на пенсии, которая 20 лет назад долгое время изучала оригиналы в Университете Малаги.

Сегодня, после деликатной реставрации с помощью привитой бумаги, они хранятся в Провинциальном историческом архиве Малаги, находящемся в ведении регионального правительства Андалусии. Администрация отредактировала факсимиле Корана в 2009 году, которое стало церемониальным подарком вместе с исследованием трех книг под названием Los manuscritos de Cútar (Рукописи Кутара), проведенным Калеро. Религиозный текст записан в квадратной форме и датируется 13 веком, периодом Альмохадов в Испании. Изготавливался из пергамента телячьих и овечьих шкур. Его важность видна в декоре: кружевная кайма, узлы Соломона, ракушки и цветы красного цвета. Каллиграфия выполнена черными и зелеными чернилами, благодаря чему текст представляет собой светящуюся композицию, пережившую века.

Есть две теории относительно того, почему она оказалась в руках Аль-Зайяра и почему он так тщательно скрывал ее после запрета мусульманских религиозных книг в начале 16 века.

  • Первая теория состоит в том, что это, возможно, была семейная реликвия. Коран, передаваемый от отца к сыну, который каждый наследник хочет сохранить любой ценой.
  • Вторая теория: она принадлежала мечети в Кутаре — нынешняя деревенская церковь была построена прямо на ней в 16 веке — и что в роли имама он решил спрятать ее, чтобы она не была разрушена.

В любом случае, он надеялся когда-нибудь получить его обратно.

 

Во время своего исследования Калеро была еще впечатлена двумя другими рукописями, которые были «полными курьезов» и последняя аннотация которых датируется 1500 годом.

Аль-Зайяр — их основной автор, но их было больше, потому что на его страницах, сшитых льняными нитками, разные почерки. Одним из них — ныне именуемый L14029 — исписано 111 листов арабской бумаги, и его содержание связано с работой альфаки, которого Калеро определяет как «культурного человека с заботами, переписчика [который, вероятно, был] городским жителем». 

Она считает, что если Аль-Зайяр был назначен в Кутар, то это произошло по двум причинам: сдача Малаги католическим монархам и семья его жены Умм аль-Фатх, которая была родом оттуда. В тексте случаи раздела земли, браков, наследства, соседства, споры, о которых судил мудрец, изложены в виде отдельных глав.

Среди них — Аиша бинт аль-Куртуби, женщина, разводившаяся во второй раз. Есть также страницы, посвященные математике, таблица умножения написана полностью, несколько стихов и вычисление восхода и захода солнца для дат Рамадана.

Вторая книга — L14030, на 134 листах итальянской бумаги — более личная. Есть как части, скопированные из других книг, так и проповеди («Не делай несправедливости, когда ты силен»), эзотерические и суеверные вопросы. В него вошли стихи самого имама. Этот кодекс также содержит новости, затронувшие лично автора, такие как завоевание христианами Гранады и Велеса-Малаги и землетрясение 1494 года, разрушившее «150 домов» в столице.

Отреставрированный экземпляр Корана находится в Губернском историческом архиве вместе с двумя другими рукописями того периода, обнаруженными в то же время.

Со всеми книгами можно ознакомиться в цифровом виде в одном из залов выставочного центра, который был открыт прошлой осенью в Кутаре. Он открыт каждые выходные и содержит множество подробностей как об обнаружении рукописей, так и об их контексте, когда муниципалитет был частью таха-де-Комарес (район Комарес), из которых до 21 века сохранились только пять ферм: нынешняя деревни Бенамаргоса, Альмачар и Эль-Борхе, а также Комарес и Кутар.

Находясь рядом друг с другом, деревни связаны извилистыми дорогами, извивающимися через ландшафт, где преобладают деревья манго и авокадо, а также горстка старых виноградников.

«Окружающая среда изменилась, но муниципалитет остался практически таким же, каким он был во времена Аль-Андалуса», — говорит мэр Кутара Франсиско Руис.

Хуан Баутиста Саладо, археолог, эксперт по Аль-Андалусу и директор Музея Нерхи,  взял на себя ответственность за выставочный проект. «Идея состоит в том, чтобы повысить ценность книг, а также с помощью информации, которую мы из них получили, объяснить, каким было андалузское общество и его образ жизни». Он считает, что история Аль-Зайяра — это история надежды, о том, как, несмотря на изгнание, он мечтал вернуться на свою землю, в свой дом и обрести вновь свои книги.

Оцените материал: 0.0/0

  Источник  30.06.23 1631 admin 
выставка, книга, музей, археология
Антикварные новости


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar