Страсть к коллекционированию не нужных вещей
Что можно коллекционировать? Все, что угодно!
Предметы (как старые, так и самые новейшие), идеи, мечты, опыт… Причины коллекционирования – любознательность, ностальгия по прошлому, желание приобрести статус и уважение в глазах окружающих, другие социальные причины. За всю историю человечества, каких только коллекций не придумали собиратели. Даже трудно назвать предметы искусства или быта, из которых не создавались бы коллекции: от печных труб до зубочисток, от квартир до брелков для ключей.
Считается, что первым коллекционером на Руси был Петр I. Он с юности собирал оружие, редкие монеты и минералы - словом все, что было «дивно и необычно». Причем оружие император собирал на протяжении всей своей жизни, ему принадлежала одна из самых значительных оружейных коллекций мира: она насчитывает 526 образцов охотничьего и строевого холодного и огнестрельного оружия, созданных как западноевропейскими и восточными мастерами, так и русскими оружейниками конца XVII — начала XVIII веков. Интересно, что больше всего в коллекции русского царя образцов шведского оружия. Оно было очень просто оформлено, так как шведские мастера-оружейники основное внимание уделяли его прочности и надежности.
Знаменитая Кунсткамера, ставшая первым общедоступным музеем в России, родилась из личной коллекции царя-реформатора. Кстати, с Кунсткамерой связана одна забавная история. Во времена Екатерины II некоторые ее экспонаты на полном серьезе... обвинили в краже спирта, в котором они находились. Разбирательство продолжалось несколько месяцев, пока не было доказано, что спирт воруют работники Академии Наук. Впрочем, их оправдали, поскольку они воровали во имя науки же: для поддержания в должном состоянии особо ценных раритетов.
Можно понять людей, собирающих произведения искусства, драгоценности, монеты, книги или марки... Все это имеет цену историческую и, соответственно, материальную. В конце концов, собирать можно что-нибудь редкое и необычное, что имеет ценность научную. Однако страсть к коллекционированию совершенно, казалось бы, никому не нужных вещей не поддается логическому объяснению. Зачем Отто Бисмарк собирал градусники, а французский президент Эдуард Эррио – ресторанные меню? Для чего Анатолю Франсу нужна была коллекция настольных колокольчиков, а Генри Форду – крупное собрание бутылок из-под джина? Француз Герар был счастливым обладателем уникальной коллекции молотков, Армстронг собрал коллекцию записок самоубийц, Артур Конан Дойл коллекционировал рекламные буклеты транспортных контор, пароходных компаний и страховых агентств... В дореволюционном Санкт-Петербурге врач санитарной лаборатории собирал продукты питания, специально испорченные недобросовестными торговцами, как-то: чай с сорной травой, муку, в которую для веса подмешали мел, сахар с примесью глины... Но, конечно, всех превзошел Ротшильд, у которого была огромная – 60 тысяч особей! – коллекция блох.
Люди собирают все, на что хватает воображения: обертки от мороженого (этот вид коллекционирования именуется гелатофилия), поцелуи и отпечатки губ (губография, она же губофилия). Известен коллекционер-губограф начала XX века – некий барон М. из Петербурга, коллекцию которого составляли около 200 отпечатков губ известных людей России. Для получения оттиска использовалась восковая пластина, на которой губы человека давали четкий и точный рисунок. Близко к губофилии коллекционирование волос. Самая ценная коллекция такого рода принадлежит американцу Джою Резинкоффу, который может похвастать локоном английского короля Карла I, приобретенным за 4000 фунтов, завитком из бороды Генриха IV Наваррского, купленным за 1265 фунтов, и прядью волос Наполеона (345 фунтов). Некоторых неудержимо тянет к глазным протезам, других – к драгоценным брошкам...
Коллекционирование – это страсть, обычно не подчиняющаяся доводам рассудка, здравого смысла. Коллекционер часто сберегает то, что другие выбрасывают. Это человек, который ищет, покупает, обменивается, составляет каталог, ухаживает и сберегает предметы в своем собрании. Причем любопытно, что самое интересное в коллекционировании – поиск предметов. Затем идут фазы приобретения, сохранения, организации выставок, документация собрания. Как правило, когда собрание полностью укомплектовано, интерес к нему угасает. Но – можно ведь все начать сначала…
* * *
В доме-музее Эрнеста Хемингуэя всюду стояли старые стоптанные ботинки. Оказывается, великий писатель их коллекционировал.
* * *
Единственная в России и одна из немногих в мире коллекция боеприпасов представлена а закрытом фонде петербургского Военно-исторического музея артиллерии. Для человека неподготовленного экспонаты покажутся всего лишь несколькими тоннами пронумерованного железа со свинченными взрывателями и странной геометрией. Выставленные в фонде 8 тысяч снарядов, авиационных бомб и мин, среди которых двух похожих не найти, давно уже не считаются боевыми.
* * *
Началось все с коллекционирования пустых бутылок дома, а закончилось музеем русской водки, известным во всем мире. Музей «Библиотека русской водки» был открыт в городе Угличе в 1998 году. В экспозиции музея представлены предметы старины, корчаги, самогонные аппараты, первая механизированная машина по разливу винно-водочной продукции, старинные бутылки, водки из разных стран мира. Представлена алкогольная продукция 80 ликероводочных заводов России – более 800 сортов водки.
* * *
В движение собирателей штопоров входят тысячи энтузиастов со всего мира, их крупнейшие коллекции насчитывают до нескольких тысяч образцов. Они имеют свои клубы, выпускают красочные альбомы и многостраничные каталоги. Аукционный дом Кристи два раза в год специально для этих коллекционеров проводит торги. Причем цена антикварной "открывашки" может колебаться от нескольких долларов до нескольких тысяч в зависимости от возраста, материала и провенанса. На одном из таких аукционов штопор производства 1838 года был продан за восемь тысяч долларов, а самую высокую цену на торгах по штопорам - 31280 долларов - предложили за экземпляр 1842 года, принадлежавший Роберту Джонсу II.
* * *
В коллекции американца Джона Резникофф есть волосы 115 исторических лиц. Оцениваемое в миллион долларов собрание включает волосы Авраама Линкольна, Джона Кеннеди, Мэрилин Монро, Альберта Эйнштейна, Наполеона, Элвиса Пресли, Карла I и Чарльза Диккенса. Коллекционер надеется приобрести пряди волос Марка Твена и Шекспира. И хотя за отдельные раритеты предлагают до ста тысяч долларов, Резникофф ничего не продает. Подлинность каждого локона подтверждена документально или данными анализа ДНК.
* * *
В Дятьковском районе Брянской области коллекционер Н.Л. Воробьёв собрал около четырехсот различных подков, из которых три - хрустальные. Представление о том, что подкова приносит счастье, пришло из Древнего Египта. По легенде лошадей для колесниц фараона подковывали золотыми подковами, и за мчащимися колесницами неслась толпа в надежде на то, что подкова из золота оторвется и достанется счастливцу. Отсюда родилось народное поверье в то, что счастье приносит именно та подкова, которую нашли на обочине дороги.
* * *
Говорят, что виновником возникновения моды на коллекционирование кактусов в Советском союзе был ни кто иной, как первый космонавт на Земле – Юрий Гагарин. Его скромная домашняя коллекция, о которой рассказали журналисты, «заразила» всю огромную страну – выращивать кактусы, обмениваться ими, гордиться редкими экземплярами стало необычайно популярно.
Светлана Маттсон
Источник 09.06.15 2397
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |