- Какая была первая пара в Вашей коллекции?
Н.М: Первая пара была неинтересной: простые лодочки от "Ferragamo" 1980-х. Покупалось это на ebay, мы еще не понимали, как переводить деньги, как что делать, что придет, когда придет и придет ли вообще? Не было опыта. Сейчас я могу на любой фотографии разглядеть хорошую обувь или, наоборот, увидеть ее недостатки. И бывало, что я покупал за совершенно незначительные деньги очень серьезные вещи. Никто этого не увидел на фотографии: она была маленькая, не было деталей.
- Вы сами разбираетесь в процессе изготовления обуви? Я слышала, что у Вас совсем другое образование.
Н. М.: Разбираюсь, хотя, да, я заканчивал минский иняз. Моя профессия - учитель английского и французского языков. Но так случилось, что 17 лет я был директором крупнейшей в Москве обувной выставки "Мосшуз". Мы делали небольшой бюллетень для выставки, и нам казалось, что писать на выставке о выставке, и давать его людям, которые приходят на выставку - совсем неприлично. Мы решили писать об истории обуви, но быстро поняли, что на эту тему книг на русском языке нет. Ну и, как все новички, замахнулись: а почему бы нам самим не написать?! Выяснилось, что покупать изображения для книги более дорого и хлопотно, чем саму старинную обувь. Вот с этого и началась коллекция.
- А какая пара обуви из коллекции Вами особенно любима?
Н. С.: Трудно сказать. Вся эта коллекция, 2500 пар, была собрана за 10 лет. Кроме этого, покупались аксессуары: пряжки, крючки для обуви, фотографии, открытки, реклама и книги... Т.е., все, что связано с обувью.
Когда я начал работать с серьезными аукционами, то понял, что это не ebay, там и вещи серьезнее, и ставки другие, и конкуренция. Хотя я не могу сказать, что сильно азартен.
Есть вещи, о которых я жалею, что так их и не получил. Не могу обвинять ни нашу почту, ни новозеландскую, но посылка из Новой Зеландии так и не пришла. Там были детские туфельки, на подошве которых стоял штамп в виде медали «Франсуа Пинэ» — те самые туфельки, которые у нас давно называют «пинетками», не понимая, почему. Виной тому этот самый Франсуа Пинэ, и его мягкая обувь, которая получила на выставке, кажется, в 1860 году, золотую медаль, и вот на подошве было выбито ее изображение. Осталась только фотография и все, а обувь не пришла.
Одно время у Пинэ работало до 700 надомников - мужчин — вышивальщиков. Они вышивали верх, а уже на фабрике туфли собирались целиком.
- Какой принцип создания коллекции: Вы покупаете интересное из предложенного или ищите какую-то конкретную вещь или эпоху?
Н. М.: При покупке я всегда, во-первых, сообразуюсь со своими ресурсами, во-вторых, выбираю из того, что предлагают аукционы: то, что получше, или те вещи, которые плохо представлены в коллекции, и я пытаюсь эти дыры заполнить.
В обуви ХХ века для коллекционеров есть проблема: это засилье американских марок. Поэтому интересна любая европейская марка.
Сообразуешься с редкостью предмета. У меня есть туфли XVIII века, которые я покупал в очень тяжелом состоянии. Но была такая цена, что я понимал: вложив немного в реставрацию, я получу хороший образец.
Конечно, каждый коллекционер — живой человек, у которого есть свои предпочтения: свой любимый период, цвет или дизайн. Для меня это — обувь 1920-х гг, период показного богатства, что в платьях, что в обуви. Поэтому мне всегда трудно от чего-то отказаться: тут одно красивое сочетание, там — другое.
Когда создаешь коллекцию, ты не думаешь только над своими предпочтениями, или над тем, что тебе дешево попадается, ты стараешься, чтобы периоды были сбалансировано заполнены. Например, в 1960-е была не слишком красивая обувь, более того, сегодня она нам кажется даже безобразной: квадратные каблуки, тупой носок, но ты не можешь от нее отказаться, потому что она тоже — часть истории развития моды и это тоже должно быть представлено в коллекции.
- Помимо обуви, вы еще коллекционируете и одежду?
Н. М.: Я не стал бы употреблять слово «одежда», потому что у меня есть только один мужской костюм, все остальное — это платья. И целенаправленно я только собирал бисерные платья 20-х гг. их больше 120, есть великолепные вещи, есть вещи с именами, хотя я не гонялся за именами, мне был интересен сам стиль 20-х, бисер.
А есть еще коллекция, которая собиралась, как иллюстрация к обуви. Скажем, у меня есть два платья XVIII века, мне кажется, этого достаточно для того, чтобы проиллюстрировать обувь XVIII века, потому что у меня не стоит задача собирать самостоятельную костюмную коллекцию, а два платья — этого достаточно, чтобы показать КАК с этим платьем носилась ЭТА обувь. Я даже покупал отрезы тканей XVIII века, чтобы показать из чего делалась обувь того времени, мне кажется, это очень интересно. Большую часть жизни я занимался выставками, хоть и коммерческими, но когда я что-то покупаю, я сразу представляю то, как я буду это выставлять.
А 20-е гг... как-то так случилось, что я увлекся бисером и стал собирать бисерные платья 20-х гг.
la-gatta-ciara , фото из коллекции Н. С. Мустафаева
16.08.15 2436
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |