О своём ордене Красной Звезды, полученном за боевые действия в Афганистане, Родион Черепанов предпочитает умалчивать. Зато часами может рассказывать о подвигах и наградах русских и советских командиров, солдат, нынешних героев России. Про таких, как Родион Владимирович, говорят: «ходячая энциклопедия». Особенно в области военной истории.
– Вы со своими знаниями не только кандидатскую диссертацию могли бы защитить, но и докторскую! – говорю я, поражаясь рассказам Черепанова о прошлом и настоящем родного Отечества.
А ведь он не только рассказывает, но и показывает тех, кто защищал нашу страну, ковал легендарную славу русского оружия. Вот сейчас, например, на ладони Родиона Владимировича три богатыря – Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич…
Именно с трёх богатырей и началось увлечение Родиона миниатюрными фигурками. Причем не покупными, а самодельными. С тех пор самых разных персонажей смастерил своими руками бывший участковый из Берёзовского.
Однажды Родион Владимирович хотел сосчитать, сколько же у него всего экспонатов. Дошёл до тысячи, потом сбился.
Пересчитывать не стал. И все, сколько есть, он мог бы передать какому-нибудь музею – городскому или школьному.
– Но ведь в вашем городе тоже есть музей. Ему-то вы предлагали своё эксклюзивное сокровище? – спрашиваю хозяина.
– Предлагал. Но у меня условие: фигурки не должны убираться с полок в запасники. Они, мои цари, маршалы, адмиралы и просто солдаты, очень хрупкие, – отвечает Черепанов, сняв с полки царя-батюшку Александра III.
Я чуть-чуть прикоснулась к фигурке – и царь сразу получил «увечье».
– Ничего, мы сейчас это быстренько исправим, – успокоил Родион Владимирович.
И верно: на моих глазах с помощью суперклея операция по восстановлению конечностей была проведена успешно. Я облегчённо вздохнула, а мастер-коллекционер, напротив, вздохнул тяжело. Потом спросил:
– Хотите, я прочитаю вам свои стихи?
Я кивнула головой, а он начал говорить:
– А годы ускоряют бег… Я здесь на время, не на век…
Очень хочется Родиону Владимировичу, чтобы его бесценное (именно так!) наследство многих удивило, порадовало, заставило призадуматься, побудило людей самим что-то сделать своими руками. Сейчас-то у большинства руки «гуляют» лишь по клавиатурам…
Нет-нет, Родион Владимирович совсем не против интернета, разных современных гаджетов. Дочка, к примеру, подарила ему планшет. С ним удобно обращаться и быстро можно найти какой-то недостающий факт из жизни, скажем,
Емельяна Пугачёва. Вон он, тоже стоит на полке. Человек, возомнивший себя Императором. Не обидел и своих сподвижников. Трём пожаловал титул «фельдмаршала».
Да, сколько здесь фигурок, столько и удивительных историй. Можно только представить, сколько времени ушло на создание такой громадной военно-исторической панорамы. Сколько вложено в нее терпения и творчества!
И всё-таки не удержалась я от вопроса насчёт того, как относится жена Родиона к его многолетнему увлечению. Улыбнулся:
– Нормально относится. Не ворчит. Да и вообще, мы ведь с ней на всю жизнь одной вешалкой связаны.
…И была эта вешалка в Германии, в одном из театров. Именно туда уже в качестве зрителей пригласили русских туристов из Кузбасса. Вышло так, что гардеробщик повесил вещи Родиона и Надежды на один крючок. А номерок вручил Родиону. И когда тот пришёл за своей курткой, то выяснил, что одногруппница Надя ждёт именно его. Вернее, находившийся у него номерок. Посмеявшись потом над стечением таких забавных обстоятельств, сибиряк и сибирячка познакомились поближе. Так что не только театр начинается с вешалки, но и любовь тоже.
Из Новокузнецка, где Родион жил и работал, он приехал в Берёзовский, где жила его Надя.
Уже только потом узнала Надежда, что её Родион в буквальном смысле герой. Получить орден Красной Звезды молодым солдатом дорогого стоит. Случилось это в Кабуле, когда талибы хотели взорвать Дворец афганского правительства. А наши советские парни встали на его защиту.
В подробности своей службы Родион и раньше не вдавался, а сейчас – тем более. Но афганские панорамы он тоже смастерил. А потом воспроизвёл своими руками сюжеты из чеченских боев.
Есть в его коллекции и совсем свежие экспонаты – сирийские. Военная история, к сожалению, продолжается и в наше мирное время. Полок в квартире уже не хватает, чтобы разместить на них фигурки воинов, царей, танки, пушки, самолёты, корабли. Но и остановиться Родион уже не может. Руки творчества просят. А сердце – памяти.
Родословная самого Родиона тоже историческая. Дед – Родион Денисович – был лихим казаком. Воевал ещё в первую мировую. А четыре дяди и тётя Родиона были защитниками отечества в Великую Отечественную войну. Кто-то из них до Берлина дошёл. Кто-то смертью храбрых пал. А дядя Алексей воевал уже на сопках Маньчжурии. Он один врукопашную уложил несколько вражеских вояк. Вот он – настоящий герой!
«В мною созданном мире места нет подлецу»
А это ещё строчки из стихов Родиона Черепанова. Пишет он их по потребности души. Какие-то из них видят «свет» на страницах местной газеты, а какие-то просто лежат в тумбочке. Я упросила достать, почитать ещё: «До травинки буквально красотой мир богат…».
Всё так, ему, «афганцу», получившему контузию на чужой войне и видевшему смерть своих ровесников-соотечественников, дорого всё, что связано с красотой жизни. Но, прослужив после армии ещё 25 лет в органах МВД, Родион Владимирович видел, как говорится, и изнанку жизни. Он – хороший семьянин, муж, отец, – усмирял буйных и пьяных мужиков на своём участке, возвращал домой сбежавших «трудных» пацанов, выслеживал тех, кто, переступив закон, был опасен, на улицах города.
Однажды пришла тревожная сводка: из одной воинской части с оружием сбежал солдат. Уже есть жертвы. Могут быть ещё. Сбежавшего искали много дней. А он как будто сквозь землю провалился. И вот как-то вечером участковый Черепанов возвращался к себе домой. И еще раз решил заглянуть к родственнику того опасного дезертира. Не подвела интуиция: парень скрывался в тот вечер именно там. Повязал его участковый. А родственник парня зла на участкового потом не держал. Напротив, был благодарен, что Черепанов новые беды предотвратил. В отчаянии был дезертир, доведённый армейским самоуправством до крайности. Мог бы свести счёты с жизнью.
О том случае из милицейской жизни самого Родиона Владимировича тоже напоминает рукотворный сюжет. Так сказать, автопортрет. Но это – исключение в коллекции. Больше в ней всё же персонажей из прошлого. Вот очень узнаваемая фигурка царя Пётра I (Великого), вот Павел I, вот Александр III, которого я нечаянно «ранила».
Про реформы царей Родион Владимирович рассказывает как по писаному. И про главного кавалериста Страны Советов Семёна Будённого знает немало, и про Михаила Фрунзе, которого в одном английском журнале назвали русским Наполеоном… Слушать Родиона Владимировича – не переслушать. Как и не пересмотреть всю его удивительную коллекцию.
Жаль, что сейчас она доступна немногим. Не станет же квартира музеем, постоянно открытым для посетителей! Хотя ребята из двора уже не раз были в гостях у Черепановых. И потом домой к своим компьютерам не спешили. Вот поэтому и озабочен Родион Владимирович. Хочется ему, чтобы коллекция стала достоянием многих.
Галина БАБАНАКОВ, г. Берёзовский
Источник 12.03.21 660
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |