Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Коллекционер Игорь Сурмачевский


Коллекцию женской одежды и обуви, аксессуаров, посуды XVII-XIX веков он представил на выставке «Дамские штучки» в Художественной галерее М. Савицкого. В трех залах экспонируются более 200 уникальных, редких и изящных вещей, которые сопровождали жизнь светской дамы в прошлые века. Бальные платья, будуарные мюли, шляпки, саше, ридикюли, веера, мушечницы, пудреницы, флаконы для парфюма, чайные сервизы и наборы для письма.

Различные женские штучки художник, дизайнер и реставратор Игорь Сурмачевский собирает больше двух десятилетий.

Меня интересует, как жили представители высшего общества на территории Речи Посполитой. В Беларуси практически нет артефактов, которые бы иллюстрировали, как проходили балы в Несвиже или Коссово, говорит он. — В наших дворцах представлены лишь реконструкции платьев и немного аксессуаров. Но меня заинтересовало, как дама готовилась к балу, что брала с собой? Все думают: только сумочку. Но что было в ней? Какими вещами окружали себя модницы того времени? В поисках ответов на эти вопросы изучаю историческую литературу. Такую информацию нахожу в основном в английских источниках. Из книг узнал, что для хранения любовных записок использовали покетбуки. По сути, это небольшие конвертики из ткани или кожи, расшитые бисером или серебряными нитями. Позже в польской литературе вычитал, что на наших землях они назывались листовниками. Теперь в моей коллекции есть несколько таких экземпляров XVIII века. Большинство вещей принадлежали иностранкам и приобретены на аукционах в Англии, Германии, Франции, США, Швейцарии, странах Скандинавии. Но я уверен, что подобные платья и аксессуары были и у белорусских красавиц шляхетского рода. Те же Радзивиллы путешествовали и привозили, например из Франции, модные новинки, но в силу исторических обстоятельств на наших землях почти ничего не сохранилось. Даже в Европе найти 300-летнее платье очень нелегко, поскольку наряды неоднократно перешивали и занашивали до дыр. Больше всего антиквариата сохранилось в Англии, поскольку на ее территории не проходили глобальные сражения.

Игорь Сурмачевский отмечает, что раритеты нуждаются в постоянном уходе. В этом деле ему помогают жена и дети, разделяющие его увлечение искусством и коллекционированием. Например, супруга Татьяна кропотливо реставрирует платья вручную. Говорит, когда отпаривает утюгом ткань, в воздухе на мгновенье может проявиться аромат старинных духов. А вот плохой энергетики от вещей они не чувствуют.

На выставке представлено несколько дамских нарядов. Это платья для утренних чаепитий, для прогулок и торжественных приемов. Особого внимания заслуживает роскошный убор эрцгерцогини австрийской Марии Валерии Габсбург. Платье XIX века расшито стеклярусом и жемчугом, украшено белоснежным мехом горностая .

Интересный экземпляр платья в стиле балморал в шотландскую клетку с кружевным воротником и кашмирской шалью. Такие были в моде в эпоху бидермейера.

— Обратите внимание: шаль вышита вручную, а камея изготовлена из вулканической лавы, отмечает коллекционер.

Долго можно разглядывать веера. Они поражают разнообразием техник и материалов — выполнены из шелка, кружева, бумаги, перьев, кости, дерева, декорированы росписью.

— Самый старинный веер — конца XVII века из Англии. Тонкие костяные пластины покрыты росписью. Самый дорогой называется «Тысяча лиц». Он изготовлен в Китае в 1860-е годы. Каждое личико нарисовано на тонкой пластинке из кости, приклеенной к бумаге. Очень тонкая работа, — объясняет Игорь Вячеславович. — Небольшие веера, выполненные из отдельных пластин, называются бризе. Их украшали стразами, которые искрились в свете свечей на балах. Они были характерны для эпохи ампира. Веера-экраны — это опахала с длинной ручкой. Их дамы использовали для защиты своего макияжа, когда грелись у камина. В XVIII веке использовали для лица белила, содержащие свинец. Из-за такой косметики выпадали брови и их рисовали либо наклеивали искусственные, сделанные из мышиной шерстки. Известно, что с XVII века леди украшали лица мушками, вырезанными из черного бархата или тафты. Для их хранения существовали мушечницы. Их можно увидеть на другой витрине.

Наряду с миниатюрными шкатулочками для мушек экспонируются изящные несессеры, наборы для маникюра, пудреницы и табакерки, футляры для передачи писем, гребни и заколки.

На туалетных столиках, покрытых макатами (настенные безворсовые ковры, а также покрывала – прим. автора), можно увидеть фарфоровые наборы для письма, состоящие из чернильницы и песочницы, чайные сервизы, менажницы, портрезоры («кошелек скряги» (с англ. miser purse) – узкий иногда вязаный кошелек для мелких монет – прим. автора). 

Удивляет разнообразием коллекция пробников и флаконов для парфюма из стекла и фарфора. Кажется, они еще хранят утонченные ароматы.

— История моды неразрывно связана с историей парфюмерии, расцвет которой пришелся на XVIIXIX столетия. С помощью запаха можно вспомнить событие, влюбить, привлечь, оттолкнуть человека, и об этом дамы были осведомлены. Взмахом платочка, веера они могли свести с ума кавалера. Кстати, каждое движение веера имело свое значение и с помощью этого аксессуара отправляли послания мужчинам, — говорит дочь коллекционера, художник и искусствовед Яна Сурмачевская. — Духи делали из натуральных компонентов. XVII век пропах кулинарными ароматами: розмарином, корицей, ванилью, цедрой, но наиболее популярен был запах бергамота. В XVIII веке появляется цветочный парфюм, поскольку изобрели спирт, на основе которого делали вытяжки из растений. Королева Мария- Антуанетта обожала сочетание розы и полевых цветов. В XIX веке популярны моноароматы: лаванды, сирени, ландыша, фиалки. В это время парфюм стали использовать не только на теле, но и на одежде, перчатках, тапочках и сумочках… Запахи были нестойкими, и дамам постоянно приходилось наносить парфюм на себя. Поэтому флаконы делали очень объемными. Также женщины и мужчины носили с собой помандеры и винегреты, в которых хранились ароматические вещества. Считалось, что они способны защитить от эпидемий.

Гордость коллекции — хрустальные наборы для парфюма, которые принадлежали Радзивиллам и дочери российского императора Николая II Ольге Романовой. Об этом свидетельствуют именные гербы на серебряных крышечках. В целом многие предметы выставки хранят память о былых владельцах. Например, фруктовница великого князя Павла Александровича Романова, конфетница с гербами Речи Посполитой и курфюрста Саксонского, тарелка из свадебного сервиза с гербами императора Германии Фридриха ІІІ и английской принцессы Виктории Аделаиды Марии Луизы, тарелка с гербом барона Константина фон Палена, свадебный бокал графа Священной Римской империи военного и государственного деятеля Речи Посполитой Франтишка Ксаверия Браницкого.

О каждом экспонате Игорь Сурмачевский готов рассказывать часами, но лучше все увидеть своими глазами, чтобы прочувствовать дух времен.

Выставка «Дамские штучки» в Минске до 15 сентября.

Виктория Семенович, фото Сергея Шелега, minsknews.by

Оцените материал: 5.0/1

    12.06.19 1059 antikvarius 
выставка, винтаж, коллекционер, История, веер, парфюмерия
Коллекционеры и коллекции


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar