Киевлянин собрал уникальную коллекцию наград
Одна из самых известных и почетных наград белогвардейцев; чашки для саке, которыми в начале века награждали бойцов японского императорского экспедиционного корпуса в Сибири; неопубликованные дневники белого генерала Юденича и множество других раритетов времен Гражданской войны хранятся в собрании киевлянина Александра Рудиченко.
Начало этой коллекции положил переезд Александра в США. «На родине я коллекционировал бумажные денежные знаки времен Гражданской и награды Советского периода. Но в Штатах продолжать коллекцию было трудно: советские раритеты были редки и стоили очень дорого, а к американским наградам — душа не лежала. И вот ко мне в руки попал один из знаков Белой гвардии.
Попытавшись узнать, что это за знак, я понял, что историей наград того периода фактически никто не занимался. Начал изучать эту историю, ездить по русским зарубежным архивам и музеям, встречаться со старыми эмигрантами и, если удавалось, покупать знаки и награды. Вот недавно работал в архиве в Праге, и мне принесли знак «Спільної Юнацької Школи» (готовила кадры для армии Петлюры). Такие известны только в трех коллекциях — как я мог его не купить?» — рассказывает Александр.
Одна из самых дорогих наград в его коллекции — «Знак за Ледяной поход». Историки называют этот знак символом Белого движения, а коллекционеры готовы отдать за него $15—20 тыс.
Уникален и крест «Чернецовцы». Им наградили немногих оставшихся в живых бойцов самого первого партизанского отряда под командованием Чернецова, который состоял из кадетов, юнкеров, гимназистов и студентов, воевавших против красных на Дону. Интересно, что штамповали крест из серебряных рублей, которые пожертвовала ростовская купчиха.
В архиве Рудиченко есть награды американского экспедиционного корпуса и прочих военных иностранных формирований, участвовавших в Гражданской. Есть награды, которые выпускали и после Гражданской, скажем, золотая медаль «50 лет Всевеликому Войску Донскому» — ее в 1970-х выпустили донские казаки, живущие в США.
«Самой уникальной наградой в моей коллекции был «Орден Николая Чудотворца» I степени, который учредил Врангель за военные подвиги в 1920 году в Крыму.Их было изготовлено и вручено всего десять! И один из них я купил в Штатах.
Но, вернувшись на Украину, я был вынужден его продать, т. к. к тому времени оставил работу и все свое время посвятил поисковой работе по изучению наград и знаков», — рассказывает Рудиченко.
На счету историка три объемных тома на эту тему. Часть информации предоставили потомки белых эмигрантов. «Моя работа заинтересовала митрополита Лавра (экс-глава Русской Православной Церкви за рубежом). И он пообещал познакомить меня с потомками эмигрантов. Но сказал, что для этого надо хотя бы дней десять ходить на службы в храм: «Я буду подходить к вам, благословлять, разговаривать. Только так поймут, что вам можно доверять», — вспоминает Александр.
По его словам, русские в США и по сей день панически боятся КГБ и скрывают белогвардейское прошлое своих предков. Эмигранты в 4-м поколении прекрасно владеют русским языком, но в письме часто до сих пор употребляют «ять».
«Я познакомился с дочкой Врангеля, но поговорить не удалось, т. к. она крайне необщительна, не разговаривает ни с кем, кроме двух-трех близких людей. По виду — американка, ничего не напоминает отца-барона. Потомок князя Голицына — бывший банковский работник, сразу и не скажешь, что дворянин. А вот его жена курит папиросы и разговаривает низким голосом — настоящая русская старая интеллигентка, как их показывали в советских фильмах», — рассказывает Александр.
ПИСЬМА ПЕТЛЮРЫ, ДНЕВНИК ЮДЕНИЧА
B архиве Александра Рудиченко не только знаки и медали времен Гражданской. В папках хранятся фотографии, письма белогвардейцев. Из особо интересных экспонатов — дневник, который в 1919 году вел выходец из Черниговской области, генерал Николай Юденич; книга барона Врангеля с его дарственным автографом; 11 писем Симона Петлюры.
«В США у меня был договор с дилерами — мне приносили все, что касалось России. Я забирал «оптом» — доллар за лист. Очень часто попадались интересные вещи. Так, разбирая очередную стопку, я увидел бумагу с подписью Троцкого. Купить такой автограф за такие деньги — большая удача», — рассказывает Рудиченко.
Влад Абрамов
27.07.11 2999
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |