Ходили в шитых золотом туфельках городские модницы конца XIX - начала XX веков
Что такое шантильи и тальма? Для чего перед стиркой одежду разбирать на «запчасти»? Петербургский коллекционер Наталья Костригина рассказала корреспонденту «Вечёрки» о распорядке дня омских модниц конца XIX - начала XX веков, о секретах ухода за старинной одеждой и непременном атрибуте каждой дамы.
Не мочите шантильи!
В выставочных залах краеведческого музея - мягкий свет. Здесь будто бы
слышен легкий шелест шелка и тихая песня золотошвейки. Здесь 11 мая
открылась выставка «Санкт-Петербург - Омск: городской женский костюм
конца XIX - начала ХХ вв.». В Омске наряды городских модниц пробудут
около четырех месяцев, а затем вернутся домой в Петербург и отправятся в
«карантин»: реставраторы осмотрят каждый миллиметр, очистят от пыли,
уберут влагу или (не дай бог!) моль. После одежда и аксессуары пролежат в
хранилищах минимум полгода, не показываясь на свет.
- Только
так можно продлить жизнь деликатному текстилю, - объяснила Наталья
Костригина. - Раньше ткань и красители были совсем другие, некоторые из
них боятся влаги. Эти вещи раньше не стирали. У служанок были свои
секреты очистки и выведения пятен, некоторые из них известны
реставраторам. Гардеробы у дворянок были большие, вещи носились
аккуратно, а если приходили в негодность, дамы отдавали свои наряды
служанкам, а те уже перешивали для себя. Но некоторую одежду иногда
все-таки опускали в воду, предварительно произведя демонтаж и полностью
сняв кружева.
Кружева чистились отдельно, особенно если это
шантильи - французское шелковое кружево ручной работы. Оно и по сей день
стоит очень дорого. Если даже платье с шантильи портилось, кружева
срезали и перешивали на другое или же что-то из них мастерили:
выбрасывать шантильи было слишком накладно.
Две одёжки - сто застёжек
Омские модницы конца XIX - начала ХХ вв. брали пример с петербурженок, а
те, в свою очередь, черпали информацию из модных парижских журналов.
Утро петербурженки начиналось около 10 часов, ведь домой после встреч,
балов и оперы приходили за полночь. Завтракали в накинутом утреннем
халате - матине. А уже после завтрака начинался долгий процесс одевания и
причесывания.
- Дворянка могла одеться только с помощью
постороннего человека: слишком много на одежде застежек, - рассказала
владелица коллекции. - Все вещи были на подкладе, и сначала застегивался
на десятки крючочков подклад, затем сама одежда. Наряды многослойные:
сорочка, нижняя юбка, а то и не одна.
Каждому платью - свою роль
Одежда у предшественниц нынешних модниц четко различалась по тому, для
каких целей предназначалась. Были платья визитные: более нарядные, чем
домашние, но все же не такие, как вечерние и, тем более, бальные.
Визитное платье - закрытое, нет декольте и коротких рукавов, но
украшенное кружевом или вышивкой. Такое платье надевалось каждый день,
ведь визитов в ту пору было очень много. Иной связи, кроме писем и
походов в гости, на рубеже XIX - ХХ веков не было. А для светской дамы
поговорить, обсудить новости, поделиться сплетнями - святое дело!
Когда именитые горожанки ехали в оперу, в театр или на званый ужин,
велели служанкам одеть себя в платье вечернее. Тут уже было декольте и
слегка открытые руки, бисерное шитье, богатая вышивка. И самыми
нарядными, дорогими и откровенными были, конечно, бальные платья. А
самой практичной - дорожная одежда темных тонов и с минимумом украшений.
На выставку в Омск Наталья привезла не только платья различных видов, но и верхнюю одежду.
- Обычно такие тальмы, плащ-накидки без рукавов, дворянки использовали,
когда ехали в театр или в гости, - пояснила Костригина. - Ведь нарядные
платья часто были с большими буфами, и чтобы их не помять, вытаскивая
из рукавов пальто, активно пользовались такой верхней одеждой, которая
просто накидывается на плечи. Это не только красиво, но и удобно.
Справка
На
сегодняшний день коллекция Натальи Костригиной насчитывает 360
экспонатов, включая аксессуары: обувь, зонты, веера, сумочки. Сумочка в
ту эпоху была важнейшим аксессуаром: без нее дама не могла никуда выйти.
Кстати
В гардеробе дворянки к каждому наряду были подобраны свои туфли. Шились
они вручную из шелка, атласа, лайковой кожи, украшались золотым шитьем,
вышивкой. Ни по нашим дорогам, ни тем более по мостовым той эпохи в
таких туфлях не походишь. Дворянки - сословие не бедное, а потому ездили
по улицам в карете, ходили в основном по имениям и дворцам. Поэтому
столь непрактичная обувь могла прослужить достаточно долго. А вот за
один бал шелковые туфельки вполне могли сноситься.
«Вечерний Омск - Неделя» , Татьяна Попова
26.05.11 2555
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |