Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


300 лет японского искусства в королевской коллекции Великобритании

300 лет японского искусства в королевской коллекции Великобритании
300 лет японского искусства в королевской коллекции Великобритании
300 лет японского искусства в королевской коллекции Великобритании


В 1881 году два молодых британских принца, служившие гардемаринами в Королевском флоте, посетили Японию, где у них состоялась встреча с императором. Эта встреча не была ни самой значительной между королевскими семьями Великобритании и Японии, ни самой экстравагантной — принцы купили металлический чайник и чашки в подарок своему отцу на зарождающемся туристическом рынке — но она стала символом долгого пути и сложного взаимодействия двух стран. Находясь в Японии, принцы, которым всего 16 и 17 лет, сделали татуировки на руках: пара аистов для принца Альберта и дракон и тигр для будущего Георга V, принца Джорджа.

«Татуировки были частью военно-морской культуры и модой британской аристократии в конце 19 века», — объясняет Рэйчел Пит, куратор новой выставки «Япония: дворы и культура», которая открылась на этой неделе в Королевской галерее.

«Но в Японии татуировка имела совсем другое значение. Это была и почитаемая форма искусства, и в разное время незаконная в истории Японии, так что в ее получении есть мистика и почти опасность, что вполне могло быть частью привлекательности для туристов».

Ощущение чего-то далекого, желанного и труднодоступного было ключевой частью западного увлечения японским искусством, культурой и предметами. Об этом свидетельствует эта первая выставка, посвященная произведениям искусства из Японии из королевской коллекции, для которой галереи королевы были специально перепроектированы.

Хотя это и не исчерпывающий обзор японского искусства — ни каллиграфии, ни кимоно, а только одна миниатюрная скульптура нэцкэ, — он раскрывает захватывающую историю дипломатии, вкуса и силы через артистизм и мастерство.

Первый королевский контакт состоялся в 1613 году, когда был обмен подарками, включая набор самурайских доспехов, незадолго до того, как Япония закрылась от западного влияния более чем на 200 лет.

Не то чтобы это положило конец привлекательности всего японского. Во всяком случае, закрытие Японии сделало ее продукцию еще более модной и востребованной, а королевская семья через китайских и голландских торговцев продолжала формировать свою коллекцию фарфоровых и лаковых изделий, секреты изготовления которых на западе еще были неизвестны.

Открытие Японии в 19 веке вызвало возобновление королевских визитов и новую оценку и понимание японского искусства на западе, а в начале 20 века отношения между странами стали более теплыми.

Разрыв Второй мировой войны был залечен в 1950-х годах коронационным подарком от императора Хирохито новой британской королеве и широко расценивался как попытка использовать искусство, чтобы символизировать новую эру сотрудничества.

«Эти объекты обычно рассредоточены по 15 различным историческим и королевским резиденциям», — говорит Пит.

«Так что собрать их вместе и увидеть их как единое целое, цель этой выставки. Многие из предметов являются подарками, заказанными непосредственно императорской семьей, а в некоторых случаях даже спроектированными ими. В результате получается работа самого изысканного качества, но также и работа, которая раскрывает увлекательную историю — полную взлетов и падений — постоянно меняющихся отношений не только между дворами, но и между культурами».

Картина с изображением горы Фудзи весной — одна из пары, отправленной королеве Виктории в 1860 году — считалась утерянной, но была вновь обнаружена во время подготовки к выставке. Она сделана из шелка с петлями из бумаги и сусального золота и очень хрупкая. Это был один из первых дипломатических подарков, сделанных после того, как Япония вновь открылась миру после более чем 200-летней изоляции.

Две декоративные фарфоровые фигурки символизируют год кролика и основаны на более широкой восточной мифологии о кроликах или зайцах, связанных с луной и представлениями о бессмертии. Они также служат курильницами для благовоний: дым выходит через отверстия в каменных пнях, на которых сидят зайцы.

Самурайские доспехи сделаны из оленьей кожи, конского волоса, медвежьего меха, позолоченной меди, золотой филиграни и тысяч крошечных железных кусочков, переплетенных вместе с ярко-синим и красным шелком, образуя гибкое покрытие вокруг тела. Вполне вероятно, что для изготовления этого костюма использовались элементы нескольких доспехов, которые были подарены сыну королевы Виктории Альфреду в 1869 году. Он был первым членом королевской семьи, посетившим Японию.

Деревянная шкатулка, украшенная черным, золотым и серебряным лаком, была первым дипломатическим подарком после Второй мировой войны, преподнесенным королеве императором в честь ее коронации в 1953 году. Она была сделана Сираямой Сёсаем, одним из ведущих художников лаковых работ в начале 20 века. Здесь он изобразил цаплю, перья которой выделены серебряным лаком с золотыми прожилками.

Выставка «Япония: двор и культура» открыта в Королевской галерее Букингемского дворца в Лондоне до 26 февраля 2023 года.

Оцените материал: 0.0/0

  Источник  02.07.22 474 admin 
выставка, Япония, коллекция
Выставки, ярмарки, музеи


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar