Звёзды отечественного искусства и никому не известные имена, работы самых разных направлений и стилей - рисунки, экслибрисы, книжные иллюстрации, эскизы декораций и костюмов … 136 графических листов первой трети XX века - из коллекции семьи Заволокиных, хранящей четыре тысячи произведений графики, – представлены сегодня в галерее «Наши художники». Соколов, Софронова, Шевченко, Сарьян, Чарушин... и их ценитель, сумевший самой коллекцией отразить вкус и ощущение эпохи – Александр Заволокин. Памяти собирателя шедевров русской графики посвящается.
Александр Заволокин не считал себя коллекционером. В восьмидесятые годы он работал в Министерстве культуры и занимался организацией выставок. О том, что он ещё собирает графические работы, мало кто догадывался. Во-первых, среди коллекционеров это было не престижно. Во-вторых, к графике относились, как к чему-то второстепенному. Да и государство до недавнего времени не жаловало коллекционеров. Александр Заволокин делал это для себя. Это был его мир, так как он был человеком страстным и окружал себя произведениями искусства, которые были ему по вкусу.
«У него был очень острый глаз, настоящий. Не коллекционера, а глаз глубокого искусствоведа, что очень важно», - говорит специальный представитель президента РФ по Международному и культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Сколько бы сейчас работ было в его коллекции, трудно представить. Ведь в 88-м году она практически полностью сгорела. Уцелели лишь работы, которые в это время находились у друзей Заволокиных. Среди них – 2 пастели Михаила Соколова, одного из любимых художников коллекционера. Но Александр Заволокин не опустил руки. И начал снова собирать работы художников 1900- 1930-х годов. Он искал их в антикварных магазинах, у букинистов, в мастерских художников и их родственников.
«Как коллекционер попадает в дом, где коллекция или наследники, – это просто охотничьи рассказы. Каждый раз разные истории», - рассказывает вдова А. Заволокина Александра Заволокина.
20-30-е годы оказались трагичными для многих художников. Об этом времени старались долго не вспоминать. Ведь многие художники были репрессированы и умерли в лагерях, кто-то уехал в Среднюю Азию. Лишь сейчас мы открываем имена Ведерникова и Разумовской, вспоминаем Романовича и Изучевского.
«Замечательные работы Митрохина к книге Лермонтова «Спор». Они такие тонкие , прописанные , по духу мирискуснические», - уверена галерист Наталия Курникова.
Александр Заволокин собирал также иллюстрации к детским книгам, выпущенным в тридцатые годы, которые к сожалению не переиздаются. Так что рисунки Ватагина и Чарушина, Пахомова и Кашиной вряд ли известны современным читателям.
«Новости культуры» .
Оцените материал:
25.06.10 1996
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |