Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Евгений Саврасов ОСТАЕТСЯ В ИСКУССТВЕ ВЕРНЫМ СЕБЕ

Евгений Саврасов ОСТАЕТСЯ В ИСКУССТВЕ ВЕРНЫМ СЕБЕ


На фото картина "Белые каллы" (оргалит, размер 105х125, 1973 г.)

 

Персональная выставка мастера в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств к его 70-летию. И совсем не случайно эта мощная экспозиция названа «Человек города».

Поиски Мастера в разнообразных жанрах, формах и технике настолько интересны, что по ретроспективной выставке в изомузее, где представлены его 129 работ, можно ходить часами, и все равно находить что-то новое и неизведанное.

Тут еще надо поблагодарить коллектив музея и особенно художника Александра Колбасникова, которые создали очень гармоничную, мажорную, праздничную экспозицию. Она открывается яркими, контрастными живописными работами в смешанной технике (холст, масло, эмаль) - «Поэт», «Девочка и гребень», «Порубили дерева на дрова», «Тополя», «Утро праздничное», «Автопортрет в шлеме», «Мотоциклист», «Проспект», «Байкер», «Осень, бабье лето»... Уже сами названия говорят о многогранных интересах автора.

А дальше «Дом змеи», «Старый хутор» - это картон и масло, «Юрий Б.», «Девочка и краб» - картон, масло, эмаль, «Мать», «Автопортрет» - холст, масло, «Зима», «Старуха», «Она», «Ярило» - линогравюра, монотипия, «Сарматка», «Воин» - бумага, маркер.

Еще есть книжная графика и оригинальная инсталляция, выполненная в основном в золотых тонах: объекты «Кибела I», «Кибела II», «Движение», «Смещение», «Абсолют», «Путь» (авторская техника). «Экспозиция в экспозиции» - большие фото друга Евгения Саврасова Олега Мушаилова тех монументальных работ, которые, к сожалению, не сохранились - попросту негде их было держать. Это «Горнист» (металл, сварка), «Голова из сферы» (ракушечник), «Она» (железобетон), «Торс» (ракушечник), «Равновесие сущностей» (дерево, металл, камень), «Кузнец» (металл, сварка). Мощь, архаика, мистика... И опять-таки, все в этом мире взаимосвязано.

Доктор филологических наук, профессор Ставропольского гос¬университета Клара Штайн, поздравляя юбиляра, поведала присутствующим, что ее статья о художнике «Саврасов как монолит», написанная в еще 2002 году, стала первотолчком к исследованию ставропольского камня(!). Художник рассказывал ей, что вырос, по сути дела, среди камней. Эти, как он говорит, «каменные конгломерации» для него тоже культурный код, временные напластования, едва уловимые приметы прошлого.

Раньше в Ставрополе заборы и столбы для ворот строили из глыб ракушечника. Кое-где они сохранились и сейчас. Саврасов говорил, что они напоминают ему баб ставропольских - толстых, крепких, монументальных, у ворот по вечерам стоявших.

В графике, керамике, утверждает художник, - те же камни. И в раннем своем творчестве он занимался скульптурой из этого самого ракушечника. Точно так же, как создавали из ракушечника большие кресты, «баб» и другие культовые фигуры наши далекие предки.

Авангардист Саврасов повернулся «в сторону неолита» (его слова), в сторону скифских и сарматских времен вовсе не случайно. Человек-энциклопедия, философ, аналитик, живописец, график, керамист, дизайнер, скульптор Евгений Саврасов в состоянии изменять действительность, преломляя ее под своим углом зрения. И в то же время он русский мужик, которому физически нужно долбить, строгать, пилить, стучать - ощущать свою силу.

А тот разговор с Кларой Штайн о каменных столбах Ставрополя и древнейших архаических символах, которые нередко и сейчас можно увидеть на зданиях краевого центра и городов Кавминвод, послужил началом исследований ставропольских ученых, которые «вылились» в 2008 году в солидный интереснейший труд - книгу трех авторов - К. Штайн, С.Бобылева и Д. Петренко «Небо. Солнце. Земля: Традиционная символика дома в городской среде Ставропольского края». Эту книгу профессор и подарила художнику на его персональной выставке.

И добавила: «Жаль, что работы Саврасова, которые давно уже стали явлением, «уезжают» сейчас из Ставрополя в другие города и страны. Так хочется, чтобы на основе магического кристалла его творчества действительно был организован в нашем городе музей современного искусства».

А искусствовед Ольга Бендюк отметила: «То, что наследие Евгения Саврасова сохранилось в таком объеме, огромная заслуга его матери Екатерины Ивановны, жены Майи и других людей, которые его окружали, любили, верили в него. Уникальный объем работ, начиная с 60-х годов, - это редкое явление. И это гордость Юга России». С этим утверждением согласились все пришедшие на выставку Маэстро, в том числе и его друг - заслуженный художник РФ Алексей Соколенко: «Мы знакомы уже более 50-ти лет, многое пережили вместе, были «шестидесятниками», стилягами, учили детей в художественной школе. Саврасов - самостоятельная, ни на кого не похожая личность. У него природное чувство цвета, пятна. И все его картины очень эмоциональны».

Добавим, что пришедшим на выставку члена Союза художников РФ, заслуженного работника культуры России, лауреата многих конкурсов и выставок Евгения Саврасова наверняка интересно будет узнать и мнение художника о многих вещах, нас окружающих.

В рамках экспозиции можно увидеть органично «вплетенные» плакаты с его высказываниями: «Город», «Человек», «Объект», «Мир», «О конструктивизме». Ну а главным подарком «Человеку города» Евгению Саврасову стал красочный миниатюрный двухтомник его жизни и творчества из серии «Художники Ставрополья», который ему преподнесли краевой музей изобразительных искусств и управление культуры администрации города Ставрополя.

Валерия Пересыпкина, guberniya.ru
Оцените материал: 1.0/1

    18.07.15 1741 antikvarius 
искусство, Мастер, выставка
Выставки, ярмарки, музеи


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar