В Москве на выставке, посвященной Сергею Прокофьеву, представлен уникальный альбом, известный как "Деревянная книга"
Книга в переплете из двух простых досок, с корешком из грубой черной кожи, пробитой простыми гвоздями, и с железной застежкой. «Такой, чтобы от прикосновения с ней руки обязательно пахли металлом», - настаивал Прокофьев, заказывая свою книгу. На первый взгляд, это арт-объект в духе брутальной эстетики авангарда. Но для автора «книги» это лишь оболочка. «Внешняя грубость альбома - пикантный контраст драгоценности собранных в нем автографов знаменитых людей», - заметила в интервью «Голосу России» научный сотрудник музея Прокофьева Марина Рахманова.
"Прокофьев вообще был коллекционером по своей природе. Его можно назвать коллекционером каких-то жизненных ситуаций, человеческих проявлений. Он очень внимательно изучал жизнь под каким-то своим, особым углом зрения: выстраивая, систематизируя свои впечатления. Он любил интересных людей, присматривался к ним. Это широкий круг знакомств: музыканты, писатели, художники, театральные деятели. Прокофьев, так сказать, обладал и «богатой коллекцией» шахматистов и даже коллекцией красивых женщин!"
Поэты Владимир Маяковский и Константин Бальмонт, шахматисты Александр Алехин и Хосе Рауль Капабланка, художники Кузьма Петров-Водкин и Наталья Гончарова - всем этим великим представителям эпохи предлагалось написать в книге ответ на один и тот же вопрос: «Что вы думаете о солнце?». И одно из высказываний вольно или невольно намекает на самого Прокофьева: «...И люди солнечные в Европе есть, кажется, только русские». Так написала художница Наталья Гончарова. «Солнце моей жизни - Федор Достоевский» - этот автограф оставила Анна Достоевская. Ну, а как еще иначе могла выразиться вдова великого писателя?..
В 1918 году Прокофьев выехал на заграничные гастроли, которые затянулись на 15 лет. Его премьеры за рубежом носили характер сенсации, его музыку называли варварской, а самого автора - бунтарем. Этот однобокий имидж со временем уступает место другой крайности - упрекам в банальности. Прокофьев же остается Прокофьевым: не «последним криком моды» и не академистом, а солнечным гением с гармоничным и радостным ощущением жизни, духом деятельной энергии. «Впрочем, не лишенным некоторой парадоксальности, экстравагантности», - отмечает Марина Рахманова.
"Экстравагантность есть и в самом вопросе Прокофьева. Но есть и закономерность в том, что он говорит именно о солнце, а не о луне или о небе. Это связано с его мировосприятием, с тем, что он видел в детстве - горячие степи под солнцем. Образ света и солнца для Прокофьева сквозной. Это и степное скифское начало, и светоносное русское начало. В его музыке вообще много солнца, а финал его «Скифской сюиты» так и называется «Восход солнца». Вся земля сотрясается от этого восхода!"
«Солнце бывает простое и электрическое» - написал в альбом Прокофьева писатель-символист Алексей Ремизов, явно под впечатлением технического прогресса. И сам Прокофьев с любопытством относился к этому. Прочитав в мюнхенской газете о продаже электрических инкубаторов, он ко всеобщему удивлению заказал себе экземпляр для домашнего выведения цыплят. А кое-что изобретал сам. Например, новую шахматную систему, для чего квадратные доски заменялись шестиугольными. В результате экспериментов появились так называемые «девятерные шахматы» Прокофьева".
Эта придумка композитора тоже представлена на выставке в Москве. Здесь же его рукописные партитуры, фотографии с комментариями из его знаменитого дневника, посвященные каждому конкретному лицу, оставившему запись в его уникальном альбоме. Наконец, первое факсимильное издание «Деревянной книги» и сама книга - «солнечная коллекция» знаменитостей Сергея Прокофьева.
Елена Андрусенко, rus.ruvr.ru
Оцените материал:
15.11.09 1755
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |