Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Что собой представляет российский рынок искусства?



О том, что собой представляет российский рынок искусства, рассказывает Василий Кузнецов, генеральный директор Veresov Gallery

 

Василий, насколько сейчас ликвиден такой актив, как произведения искусства?

Сегодняшние вложения в современное искусство могут окупиться лет через 10-15, и это, поверьте, очень короткие сроки. Раньше этот процесс занимал лет 50, причем, даже далеко не для всех произведений. В конце 1980-х годов один из наших крупных банкиров собрал прекрасную коллекцию картин: он покупал все очень дешево – по сравнению с сегодняшними ценами. Сейчас стоимость этих полотен возросла многократно. Конечно, за этот актив он завтра кэшем деньги не получит, но при этом он может использовать его в своих целях: получать гарантии, кредиты и т.д. Если вы хотите вернуть инвестиции быстро, надо приобретать антиквариат.

В работе галериста есть такое понятие «светить вещь». Если мы говорим о современных художниках, то в повышение стоимости их произведений надо вкладывать деньги: обеспечивать участие в выставках, попадание в каталоги и так далее. Это как в шоу-бизнесе: если малоизвестный певец нигде не будет петь, никто не будет знать его песен. Плюс это обязательно должна быть серия работ, потому что с одной картиной имя не сделаешь.

А с антиквариатом как раз обратная ситуация. В России нельзя выставлять напоказ те шедевры, которыми вы обладаете, они тогда теряют свою стоимость. Вот, предположим, к вам в гости приезжает ваш друг-олигарх, вы ему показываете картину, а он говорит: «Да ну, ерунда, она же везде выставлялась». Немногие при этом отдают себе отчет в том, что это – кусок истории, что, может быть, этот антикварный предмет держали в руках цари, короли и императоры. Поверьте, в московских частных коллекциях есть и произведения Леонардо да Винчи. Но никто их не видит и никогда не увидит. Такой у нас менталитет. А если владельцем шедевра является чиновник, то это вообще тайна за семью замками.

 

А как же тогда реализуются эти активы?

Очень часто – на черном рынке. Только небольшой процент проходит через открытые аукционы. И сейчас ситуация будет только усугубляться, потому что в стране кризис, людям будут нужны деньги, и антиквариат станет единственным ликвидным вложением. Недвижимость уже почти никого не интересует, ценные бумаги тоже, потому что непонятно, что дальше будет с нашей экономикой. На сегодняшний день я не вижу других перспектив для инвестиций.

Все мы прекрасно понимаем, кто за последние годы мог позволить себе покупать предметы искусства. Это топ-менеджеры и владельцы серьезных компаний, чиновники разных уровней. Сегодня, оказавшись в сложной финансовой ситуации, они начинают продавать эти активы, потому что искусство – это все-таки не предмет первой необходимости. В итоге с одной стороны люди потихоньку избавляются от антиквариата, а с другой – на него возникает большой спрос, потому что другим инвесторам надо во что-то вкладывать деньги. Произведения искусства, в отличие от недвижимости, не требуют постоянных затрат на содержание, но при этом они являются наилучшим визуальным показателем ваших доходов. Все это будет стимулировать черный рынок.

 

Что вы подразумеваете под черным рынком?

Это теневой рынок. Покупая антикварную вещь, люди просто передают друг другу деньги, которые нигде не фиксируются, кроме личных соглашений и расписок. У нас мало компаний и людей, которые продают или покупают предметы искусства за безналичный расчет и платят соответствующие налоги. И так было всегда: деньги просто шли из кармана в карман. Государство так и не смогло полностью легализовать рынок антиквариата, и никто никогда не мог точно посчитать суммы, вкладываемые в предметы искусства, оценить объемы продаж. К примеру, во многих магазинах, которые занимаются продажей антиквариата, нет даже кассовых аппаратов. Это наш менталитет. Людей не изменить.

Сейчас в правительстве обсуждается вопрос о введении регистрации прав собственности на произведения искусства, потому что на данный момент никаких подобных реестров нет. Вот висит у вас картина – а чья она? Ответа не будет. Также пока нет и отдельного законодательства, которое регулирует действия по реализации предметов искусства. Есть только запрет: из России нельзя вывозить предметы искусства, которым больше ста лет. Неважно, что это за объекты. Это может быть рисунок вашего дедушки, не имеющий художественной ценности, но если этому рисунку сто лет, вы его не вывезете никаким образом.

В итоге люди не могут продать свои активы на Западе. Отдельные лоты из-за этого даже снимают с западных аукционов, если нет документов, подтверждающих законность их вывоза из России. Потому и западные инвесторы не слишком активно интересуются российским искусством. Ведь даже если они здесь официально купили какую-то вещь, они не вывезут ее за рубеж. Конечно, во многих случаях было бы правильнее разрешать вывоз произведений, например, уплатив таможенную пошлину.

 

Что вы порекомендуете людям, желающим сейчас вложить деньги в произведения искусства?

Если мы говорим об антиквариате, то в первую очередь нужны экспертизы подлинности. Есть немного экспертов, чьи имена котируются на рынке, и заключения которых не вызывают вопросов. А для некоторых произведений и одной экспертизы будет мало. Например, если вы хотите удостовериться в подлинности картин Малевича, вам понадобится с десяток экспертиз, потому что процент подделок здесь крайне высок.

Далее, если вы решили приобрести портрет, то важно не только то, кто его автор, но еще и то, кто изображен на портрете. Картины с изображением царственных особ ценятся и будут цениться очень высоко, а вот безвестные селянки и горожане – заметно дешевле. Конечно, можно еще провести иконографическую экспертизу и попытаться установить, кого именно написал художник. Если это удастся, то ценность вашего актива возрастет.

Среди художников есть имена, которые всегда будут оставаться в цене. Шишкин, Айвазовский, Коровин, Малевич, Дейнека – стоимость их работ никогда не упадет. При этом именно русское искусство сейчас будет очень активно выставляться на продажу и активно приобретаться. Такие картины не стоят на продаже годами. Их всегда можно быстро продать, и поэтому в настоящий момент это – самый ликвидный актив.

fingazeta.ru

Оцените материал: 0.0/0

    19.02.16 1242 antikvarius 
инвестиции, подделка, искусство, галерея, антиквариат, картина
Новости искусства


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar