Аукционы русского искусства в Лондоне с 30 ноября по 3 декабря.
Зимние аукционы русского искусства в Лондоне — это одна из главных точек, по которым вырисовывается состояние русского арт-рынка. То, какие произведения смогли найти аукционные дома для торгов, и то, кто, как и почем их приобрел,— все это на ближайшие четыре месяца (до нью-йоркских торгов в апреле) станет одной из главных тем для разговоров отечественных ценителей искусства.
В неделе русского искусства участвуют Bonhams, Sotheby`s, Christie`s и MacDougall`s, которые проведут свои торги с 30 ноября по 3 декабря.
Самые первые (30 ноября) и самые маленькие торги у Bonhams: на них собрано 168 лотов, примерно половина из которых живопись и графика, остальное — иконы и прикладное искусство. Среди привлекающих внимание лотов — маленькая картина, подписанная Иваном Айвазовским и названная строчкой из книги Бытия: "И Дух Божий носился над водою". Картина датирована 1838 годом, лето которого молодой художник проводил в Крыму; в 1840 году он, получив от Академии художеств пенсионерскую поездку, отправился в Италию. Там живописец сразу привлек к себе внимание, его работы похвалил Уильям Тернер, а картину "Хаос" купил папа Григорий XVI. По-видимому, на торги попал эскиз к "Хаосу": те же грозные облака над волнами, а в просвете вида мощная фигура старца, сотканная из света. Картина предварительно оценена в £30 тыс. Более привычный для художника вид побережья с кораблем в тумане 1870 года стоит £150-250 тыс. А на обложку каталога Bonhams вынесено сияющее детское личико. Это "Портрет девочки с яблоком" Николая Фешина, художника, жизнь и творчество которого были поделены между Россией и США (эстимейт £55-85 тыс.).
Зинаида Серебрякова. «Стоящая обнаженная», 1932 год. MacDougall’s, эстимейт ?1–1,5 млн
В тот же день, 30 ноября вечером проведет два своих главных аукциона Sotheby`s. Сначала будут продавать "романовский клад" — сотню безделушек фирмы Фаберже и других ювелиров, которые великая княгиня Мария Павловна смогла спрятать от большевиков ("Коммерсантъ-Weekend" подробно писал об этой истории в номере от 16 октября). Недавно драгоценности привозили в Москву на выставку вместе с топ-лотами живописных торгов Sotheby`s — с вечернего аукциона, который последует сразу за продажей Фаберже. Яркое декоративное панно Александры Экстер "Венеция" 1925 года, созданное с использованием песка, оценено в £0,9-1,2 млн, что претендует на рекорд для произведений этой художницы. Большой портретный "Казак" Ильи Репина — это этюд для полотна "Черноморская вольница", позднего произведения художника. Сильный, бесшабашный и гордый характер, который западные специалисты усмотрели в лице казака с перевязанной головой, несколько дискредитируется следами вчерашней попойки, которые легко различит опытный взгляд соотечественника (эстимейт £600-800 тыс.). Среди интересных полотен, которые не привозили в Москву на выставку, "Цветы на синем фоне" Петра Кончаловского 1908 года — совсем ранние, периода увлечения фовизмом (£250-350 тыс.).
На следующий день за вечерними торгами Sotheby`s последуют дневные продажи живописи, прикладного искусства и икон.
В тот же день, 1 декабря будет продавать произведения декоративно-прикладного искусства Christie`s. На аукционе много изделий фирмы Фаберже с императорским провенансом. Например, гильотинка для сигар, подаренная Николаем II десятому графу Кинтору (£8-12 тыс.), или усыпанный бриллиантами лорнет великой княгини Марии Павловны (£12-18 тыс.). В £150-250 тыс. оценена метровой высоты фарфоровая ваза Императорского фарфорового завода, вся золоченая, с копией картины Пимена Орлова (ученик Карла Брюллова) на тулове.
На следующий день торги Christie`s продолжатся отборным фарфором, а также предметами, относящимися к истории российской армии. На торги, например, попала детская каска Павловского лейб-гвардии полка, принадлежавшая царевичу Алексею (£40-60 тыс.). Потом последует живопись, среди которой топ-лотом признано полотно Николая Рериха "Легенда". Оно написано в 1923 году и является одной из трех входящих в серию работ художника под названием "Мессия" (эстимейт £700-900 тыс.). На картине человек в древнерусском одеянии изучает манускрипт на фоне гористого пейзажа, навеянного очертаниями Гранд-Каньона в Аризоне. Также на аукционе Christie`s представлена "Абстрактная композиция с палитрой" Натальи Гончаровой начала 1910-х годов (эстимейт £150-200 тыс.), которая некогда была преподнесена в подарок теще настоящего владельца самой художницей.
Петр Кончаловский. «Цветы на синем фоне», 1908 год. Sotheby’s, эстимейт ?250–350 тыс.
Завершают русскую неделю торги MacDougall`s. Этот аукционный дом — единственный в Лондоне, который собрал отдельный каталог икон. Самая удивительная на торгах, наверное, икона-реликварий "Троица Ветхозаветная", происходящая из иконостаса главного храма города Белозерска. Образ был написан вологодскими художниками по заказу царя Федора Алексеевича, а затем на обороте кремлевские мастера изобразили алтарь, под плитой которого в доску иконы вложены мощи преподобного Саввы Сторожевского, как об этом рассказывает надпись вокруг изображения (эстимейт £230-250 тыс.).
Живопись MacDougall`s будет продавать в последний день русской недели, 3 декабря. Именно в этот день покупателям предложат самый дорого оцененный лот недели — "Стоящую обнаженную" Зинаиды Серебряковой с эстимейтом £1-1,5 млн. На "Автопортрете" 1938 года можно увидеть саму художницу так, как она себя видела в зеркале: со стриженой челкой, в рабочей блузе, с палитрой и кистями в руках (£200-300 тыс.).
Еще одна впечатляющая обнаженная — "Кубистическая обнаженная" Владимира Баранова-Россине, написанная около 1920 года. На полотне и тело женщины, и фон разбиты на отдельные геометризированные плоскости, и тем не менее видны плоскость скамеечки для ног, драпировка и изогнутая спинка кушетки-рекамье, то есть картина является авангардной вариацией классического "Портрета мадам Рекамье" Жака Луи Давида, который художник видел в Лувре (£500-700 тыс.).
Также, единственный в рамках русской недели, MacDougall`s представляет большую подборку русского послевоенного и современного искусства, от мрачнейшего "Портрета коллекционера" Олега Целкова (£30-40 тыс.) и аллегорических композиций Бориса Свешникова (по £60-90 тыс.) до гиперреалистического "Места сбора" Семена Файбисовича (£100-150 тыс.).
Лондон, 30 ноября-3 декабря
Журнал «Weekend», Татьяна Маркина
Оцените материал:
29.11.09 1724
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |