В Базеле 41-я ярмарка современного искусства Art Basel
На фото: Алекс Кац. (США) «Черная шляпа», 2010
Современное искусство продают по всему миру круглый год, но только на Art Basel стекаются creme de la creme – это одинаково относится и к произведениям искусства, и к тем, кто их оценивает и покупает. Несмотря на то что цены в Базеле традиционно превышают цены аукционов и галерей в их обычной жизни процентов на 30 (а может быть, как раз благодаря этому), именно здесь можно встретить и русских олигархов, и арабских шейхов, и многих других обладателей звенящих кошельков. И даже в прошлом году в разгар кризиса Art Basel не страдал нехваткой покупателей, которых к тому же привлекала проходившая в то же время Венецианская биеннале – за неделю можно было и полюбоваться на последние достижения арт-прогресса, и приобрести его новинки. Ну а в этом году, когда рынок искусства по всем показателям стал расти, на ярмарке уже ожидают больших продаж.
Неудивительно, что количество дилеров, участвующих в этом художественно-финансовом пире, строго ограничено. Последние несколько лет на ярмарку допускается не более 300 галерей, хотя количество заявок переваливает за тысячу. Это происходит не столько потому, что не хватает места (бетонный выставочный центр, суровым островом возвышающийся среди моря стареньких уютных базельских домиков, при желании мог бы вместить и большее количество участников), а потому, что организаторы стремятся сохранять высокую планку качества. О комфорте посетителей здесь вряд ли кто-то думает – и три сотни стендов обойти за раз физически невозможно, а имена 2,5 тыс. художников не запомнит ни одна дилерско-коллекционерская голова.
При таком подходе расклад национальных галерей на Art Basel неплохо показывает вообще соотношение разных стран на рынке современного искусства. Так, из русских участников уже несколько лет подряд допускается только одна XL Gallerу (которая традиционно привезла работы своих любимцев – Олега Кулика, Сергея Шеховцова, Аристарха Чернышева, группы «Синие носы»). По одной галерее приехало из таких стран, как Аргентина, Финляндия, Исландия, Турция, ЮАР, Словения. Уже несколько галерей допущено из Китая, Индии и Бразилии. Ну а основную массу составляют британские, французские, немецкие, швейцарские дилеры и, конечно, галереи из США – главной страны, может быть, не столько современного искусства, сколько его рынка (72 участника).
Спектр работ широчайший, насколько это можно сказать об искусстве ХХ–ХХI веков. Кто-то привозит проверенную «классику» вроде всегда продающегося и всегда дорогого Пикассо и звезд современности типа неизменных Херста и Кунса. Кто-то, наоборот, заявляет малознакомые молодые имена, которые при счастливом стечении обстоятельств (и грамотном пиаре галеристов), возможно, скоро станут не менее популярны, чем создатели маринадов и пурпурных сердец. Недаром в свое время New York Times назвала Art Basel «Олимпиадой в мире искусства». Но мировые лидеры присутствуют все. Здесь и знаменитые нью-йоркские Gagosian Gallery (она привезла пятиметровую инсталляцию Ричарда Принца, сделанную из корпуса автомобиля), и Marlborough (на ее стенде большой калейдоскоп от Оскара Кокошки до Френсиса Бэкона). И их нью-йоркские соседи – Acquavella (от Пикассо и Магрита до Фрейда и Твомбли) и Leonard Hutton (Малевич, Кандинский, Гончарова, Попова). Из европейцев всегда шикарную коллекцию привозит мюнхенская Galerie Thomas (Колдер, Шагал, Явленский, Эрнст, Кандинский, Клее, Пикассо, Нольд). Не теряется и известный продавец искусства русского авангарда – галерея Gmurzynska из швейцарского Цюга. Ну а сливки актуального искусства – на стенде лондонской White Cube, которая выставляет братьев Чепменов, Энтони Гормли, Трейси Эмин, Андреаса Гурски.
Помимо собственно главной зоны продаж в Базеле есть несколько тематических разделов, благодаря которым в свое время критики заговорили о том, что границы ярмарок и биеннале современного искусства начали стираться. Первый раздел – Art Public – встречает сразу на улице: 14 скульптур и инсталляций из металла, пластика, дерева или всего сразу, помещенные в городской среде. Он медленно перетекает в Art Unlimited – «Искусство без границ», причем не только в переносном смысле, но и в самом прямом. В этом разделе сосредоточено все то, что не уместилось в стандартное пространство главной ярмарки, безразмерное искусство – многометровые холсты, многоэтажные скульптуры, многосоставные инсталляции. Выставочный зал в 17 тыс. кв. м позволяет разместить любые неуемные фантазии. Этот раздел публика обожает за яркие эмоции, вызванные гигантоманией, а музейщики – за возможность прикупить то, на что вряд ли позарятся частные коллекционеры. Надо полагать, что в этом году здесь особой популярностью будет пользоваться экспозиция Michal Werner Gallery, которая представила работы одного из крупнейших мастеров немецкого постмодернизма Зигмара Польке. 69-летний художник неделю назад скончался в Кельне от рака. В прекрасном, но циничном мире искусства это означает, что цены на его работы, как и интерес со стороны коллекционеров и музеев, автоматически будут расти. А его работы из Базеля быстро разъедутся по европейским и американским собраниям. Чего, впрочем, можно ожидать и от других произведений Art Unlimited – например, от закрученного лабиринта Микеланджело Пистолетто. Или от бесконечных, но оттого не менее популярных ламп Дэна Флавина. Или от проектов классика современного видеоарта Билла Виолы. А может быть, от кого-то еще из пяти десятков не столь известных, но не менее масштабно мыслящих художников.
Наконец, еще один привлекательный раздел – Art Feature, в котором галереи представляют свои кураторские проекты. Бывают здесь именитые личности – например, James Cohan Gallery показывает работы Роберта Смитсона, американского художника, знаменитого своими работами в области лэнд-арта (его классические примеры – спиральная пристань на Большом Соленом озере в штате Юта и спиральный холм в голландском Эммене). Бывают, наоборот, молодые таланты или диалоги художников и даже поколений. Но в любом случае Art Feature – одна из самых креативных частей ярмарки.
В дополнение ко всему перечисленному на Art Basel показывают кино, читают лекции, выступают книжные издательства и журналы. И остается только удивляться, как это разнообразие удается впихнуть в пять коротких дней, за которые ярмарка успевает принять около 60 тыс. посетителей.
Юлия Виноградова
19.06.10 1655
Выставки, ярмарки, музеи
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |