Александр Прогнимак: Коллекционирование - не только хобби, но и инвестиция.
Одних только букинистических раритетов у Александра Прогнимака (между прочим, доктора философии, члена Союза писателей и президента Клуба меценатов Украины) более 10 тыс. экземпляров! А еще – старинные географические карты, иконы, картины... Собирать древности Александр начал давно, а со временем пришло понимание, что коллекцию нельзя держать за семью замками: так на Подоле появился культурно-просветительский центр Alex Art House, где каждый киевлянин может полюбоваться раритетами и в котором мы встретились с коллекционером. Оказалось, что «первая любовь» Александра – книги, с которых и началась эта удивительная коллекция.
– Читать я начал в три года, и еще в детском возрасте мне попался Корней Чуковский с интересными картинками (как выяснилось через 20 лет, их нарисовал известный авангардист того времени). В общем, как начал читать и собирать понравившиеся имена, так до сих пор и собираю – уже 10 тыс. томов собрал. Увлечение оказалось настолько сильным, что я им до сих пор поглощен.
– А тот, первый Чуковский в коллекции есть?
– Конечно. А кроме него – несколько полок авангардной литературы. Мне вообще-то интересна любая литература, без ограничений. А дальше – внутри библиотеки – я ее сортирую по направлениям, чтобы легче было добраться до информации. Отдельно – книги по казачеству, отдельно – по вооружению (до и после революции), по истории Украины, истории России, по авангарду, мистике, магии, эзотерике и т.д. Отдельно – красочные альбомы.
– И как книги по магии «уживаются» внутри коллекции с Библиями?
– Я к этому просто отношусь: и то, и другое – информация.
– Говорят, что букинистический рынок уже не может удовлетворить коллекционеров...
– Это правда: большая часть антиквариата – особенно книги – уже разлеглась по коллекциям, хотя предложение изначально было небольшим. А в докризисный период, когда у нас был экономический бум, многие люди начали что-то собирать – шпаги, картины, книги. Поэтому сегодня настоящую древность купить очень трудно. Книги приезжают из-за границы (в основном из Европы – эмигранты после революции много литературы вывезли), из Москвы (реже – других городов России), либо покупаются, если кто-то распродает библиотеку, – вот три источника. Ну а дилеры сами знают, кто интересуется, кто платит за раритеты.
– Что из коллекции для вас наиболее ценно?
– Сложно ответить. Из книг, конечно, «стародруки»: «Апостол» Федорова, Острожская Библия, редкие украинские издания. К примеру, Словник Павла Беринди: год издания – 1627-й, но большая часть книги уже на украинском языке, близком к современному! Очень люблю красочные издания Киево-Печерской Лавры XVII-XVIII вв. Русские издания того же времени практически без иллюстраций, а тут по 50 и даже 70 гравюр.
– Почему такая разница?
– Наверное, украинский народ всегда хотел самовыразиться, в любом деле. Был ведь даже конфликт с Петром I, когда он навел большой шорох в Лавре и даже хотел сжечь эти книги. Но как-то монахи его уговорили...
– Коллекция книг пополняется?
– Две недели назад я купил книгу о Меньшикове, фаворите Петра I – редчайшее издание конца XVIII века, о нем никто никогда не слышал. Мне его привезли из России.
– А правда, что за границей наш антиквариат дешевле?
– Это закономерно: произведения искусства всегда дороже в той стране, где они сделаны, поскольку более интересны соотечественникам.
– Поговорим об иконах: они для вас просто произведения искусства?
– Предмет искусства и многовекового культа – тем и интересны. Они вызывают уважение, благоговение и в то же время интересны для человека другой веры или вообще атеиста. Я верующий, но в моей коллекции нет тематических ограничений: важна лишь художественная ценность. Тут, конечно, надо разбираться: какая школа, какой регион, ценность опять же. Поэтому я могу купить совершенно примитивную икону, но редкой школы: к примеру, недавно купил «Символ веры» – украинскую икону, на которой одновременно изображено около сорока сюжетов. Мне повезло как никогда – ни один коллекционер такого не встречал. А вообще, кто хоть раз иконой заинтересуется – украинской, русской, балканской, греческой, не важно – заболеет ею, поверьте мне. Но украинскую икону я выделяю принципиально: она иногда предлагает такие неожиданные сюжеты, что даже не знаешь, как это назвать и к какому канону отнести.
– К экспертам часто обращаетесь?
– Первые год-два без них не обойтись. И желательно приглашать экспертов с именем – чтобы им можно было доверять (встречаются и такие нюансы). А сегодня у меня самого уже достаточно знаний – если вам понадобится консультация при покупке, к примеру, иконы, обращайтесь (смеется. – Авт.).
– Неужели вы никогда не сомневаетесь?
– Зависит от предмета: в различных областях различный уровень подделок. В букинистике их практически нет, потому что книгу подделать сложно и почти невозможно, а вот среди икон – достаточно. Подделки, в основном, идут из Санкт-Петербурга, Москвы, и работы такого высокого уровня, что иногда удивляешься! Если возникают сомнения, мы делаем расширенный совет специалистов.
– А если попадается подделка, что вы с ней делаете?
– Антикварный рынок любит тишину, скандалы на нем бывают крайне редко. И потом – не факт, что продавец сам знает, что у него подделка. Очень сложно кого-то в этом уличить, доказать. Поэтому все надо решать мирно: и не только в вопросах антиквариата, а в жизни вообще.
– С какими подделками чаще всего сталкивались?
– 99% подделок икон – русские. Они более дорогие, поэтому их и подделывают. А украинская икона такая самобытная, что ее и подделать трудно.
– Неужели?
– Нет, при желании – можно, но никто же этим не занимается. Украинские иконы пока недооценены, расцвет интереса к ним еще впереди.
– Как вы храните раритеты?
– Поддерживаем определенную влажность, температуру 18–20 градусов – это в отношении книг. А в отношении картин, икон нужно следить более тщательно. Особенно с иконами, которым постоянно требуется реставрация – это процесс беспрерывный.
– А карты?
– С ними проще: главное – прятать от яркого света, чтобы краски не выцвели.
– А с чего вообще решили их собирать?
– Многие (особенно мальчишки) в юношеском возрасте мечтали отыскать карту, которая укажет путь к сокровищам. Поэтому последнее мое увлечение – карты – началось именно с этой вот юношеской романтики. А когда уже всерьез заинтересовался историей антиквариата, увлечение переросло в коллекционирование. Сама по себе карта – это гравюра, которая делалась на меди, изредка – на дереве. Количество оттисков ограничено, поэтому карты и редкие. Самая старая в коллекции – карта XV века, периода, когда картография в виде оттисков только началась, а до этого их рисовали вручную. У меня есть пара карт Птолемея из альбома «Космография» 1478 года – огромная редкость. Первое издание альбома – французское, и основная его часть утеряна. У меня – второе, в отличном состоянии и свободном доступе для зрителей.
Анастасия РАХМАНИНА, mycityua.com
Сегодня коллекционирование рассматривается не только как увлекательное хобби, но и как альтернативная инвестиция. Вложение денег в предметы старины и произведения искусства - это эффективный способ сохранения и приумножения своего капитала. Толчком к ажиотажу на поприще арт-инвестиций служат многие факторы, одним из которых является финансовая выгода этого бизнеса. Да, именно в качестве альтернативного бизнеса и рассматривают арт-инвестирование многие молодые коллекционеры. Однако необходимо знать, что новичку на рынке искусства, в силу многочисленных его тонкостей, порой приходится очень сложно без сторонней профессиональной помощи. Предоставить таковую может известный украинский коллекционер, меценат, знаток и ценитель произведений искусства Александр Прогнимак. В силу своего многолетнего опыта в коллекционировании он дал несколько практических советов для новичков арт-рынка.
Итак, прежде чем выйти на рынок, начинающий собиратель должен четко определить предмет своего интереса (живопись, предметы старины, иконы и т.д.) и убедиться в том, что он представлен в достаточном количестве качественных работ. Затем, следует стадия познания теории предмета. «Необходимо досконально изучить предмет коллекционирования: собирать литературу, каталоги, общаться с арт-дилерами, ходить на выставки, в музеи...», - делится своим опытом Александр Прогнимак. Когда человек владеет полной информацией о ценности того или иного предмета, обладает данными о потенциальных продавцах, он может выйти на рынок. При этом важно разбираться в ценообразовании на объекты интереса. Высокая цена не всегда тождественна с истинной ценностью. «Не нужно покупать предмет искусства только потому, что он дорого стоит - приобретение будет успешным в том случае, если оно вам нравится, и вы уверены в подлинности и ценности работы», - поясняет Александр Прогнимак. Выходит, что для успешного арт-инвестирования в действиях очень важны как прагматизм, так и профессиональное чутье. Кроме этого, для того, чтобы не запутаться в ценах, стоит прибегнуть к адекватной оценке экспертов.
Что касается коллекционируемых работ, не стоит зацикливаться только на предметах старины. Работы современников так же могут составить неплохой материал для надежных инвестиций. Единственное условие - подождать, пока их автор будет «в цене». «Обычно талант мастера признают через одно-два поколения. До этого времени его произведения, которые позже назовут шедеврами, могут не пользоваться спросом на арт-рынке», - отмечает Александр Прогнимак. Для того, чтобы не прогадать с культурной ценностью предмета, необходимо увидеть в нем самобытность и неповторимый стиль его создателя. Почувствовав это, можно смело покупать. Говоря словами Александра Прогнимака, «только такие работы могут стать ценными через десять лет».
Вот, собственно, основные советы новичкам арт-рынка. Естественно, они были подобраны в контексте прямого назначения каких-либо инвестиций, которое сподвигает новичков на арт-инвестирование. Другие цели инвестиций в искусство, как то раскрытие духовного потенциала страны или возрождение традиций частного собирательства, утраченных со времен знаменитых украинских коллекционеров, придут к ним с опытом.
13.02.10 1641
Антикварные новости
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |