В Государственном Эрмитаже открылась выставка, посвященная
150-летию со дня рождения выдающегося русского ученого и коллекционера
Николая Петровича Лихачева «Звучат лишь письмена». Несколько сотен
экспонатов позволяют проследить основные этапы развития письменности,
знакомят с различными видами письма и типами документов и охватывают
временной период протяженностью пять тысяч лет (с рубежа IV– начала III
тысячелетия до н.э. до начала XX века).
Потомственный дворянин, уроженец Чистополя Казанской губернии, убежденный монархист, историк, археограф и искусствовед Николай Лихачев был ученым мирового уровня и фантастической работоспособности. Его научные интересы были настолько многогранны, что обыденные формулировки (историк, искусствовед) не способны охарактеризовать их даже поверхностно. Лучше всего об этом свидетельствует выборочное перечисление его трудов: «Разрядные дьяки XVI века» (1888), «Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве» (1891), «Библиотека и архив Московских государей в XVI столетии» (1894), «Русская сфрагистика» (1900), «Историческое значение итало-греческой иконописи» (1911)… В общей сложности академик Лихачев был автором более двухсот серьезных научных работ и до последних дней жизни сохранил верность возникшему еще в студенческие годы увлечению историческими дисциплинами, изучению и поиску документов.
А еще современники называли Николая Петровича «коллекционером сказочного размаха», в 1913 году уникальные иконы из его собрания были куплены императором Николаем II и поступили в Русский музей. Остальные коллекции хранились на третьем этаже собственного дома ученого на Петрозаводской улице, и уже в советские годы на их базе возник Музей палеографии АН СССР, фонды которого Лихачев, ставший его директором, продолжал пополнять за собственный счет.
Все
оборвалось 28 января 1930 года, когда Николай Петрович был арестован по
так называемому «академическому делу» и обвинен в создании
«Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России», имеющего
целью свержение советской власти. Маховик раскрутился: исключение из
числа действительных членов Академии наук, конфискация личного
имущества, ссылка в Астрахань… В последние годы жизни великий ученый
довольствовался работой «по договору», не имел возможности публиковать
свои труды, и даже, так как находился на иждивении дочери, не получал
хлебную карточку…
Выставка состоит из четырех разделов: «Происхождение письма. Письменности Древнего мира», «Письменность и документы Средних веков и Возрождения», «Документы Нового времени России и Западной Европы», «Письменные памятники средневекового и нового Востока» и дополнена личными документами ученого.
«Семейная
история» представлена великолепным портретом академика (1922),
выполненным в технике литографии крупнейшим русским гравером Вадимом
Фалилеевым, письмами, фотографиями, генеалогическим древом рода
Лихачевых. На отдельном стенде – фотографии супруги Николая Петровича
Натальи Геннадиевны; датированное 1894 годом «Объявление о
бракосочетании»; на фирменном бланке отеля «Везувий» трогательное письмо
из Неаполя от 30 мая 1907 года. Невозможно перечислить даже
незначительную толику редчайших экспонатов. В экспозиции присутствуют
греческие папирусы и фрагменты рельефов из гробниц, архаическая
цилиндрическая печать Древнего Египта и фрагмент списка «Божественной
комедии» Данте, распоряжение (от 11 июля 1718 года) Александра
Меншикова и единственный известный в мире список речи о заслугах Иоанна
Крестителя, произнесенной в Риме итальянским гуманистом и богословом
XV века Лито Брандолини.
Особый интерес, если вспомнить, что, начиная с эпохи консульства (1799 – 1804), император пользовался исключительно услугами секретарей, представляет письмо-автограф (22 мая 1813 года) Наполеона Бонапарта с повелением вручить послание архиканцлеру французской империи.
СВЕТЛАНА РУХЛЯ
Потомственный дворянин, уроженец Чистополя Казанской губернии, убежденный монархист, историк, археограф и искусствовед Николай Лихачев был ученым мирового уровня и фантастической работоспособности. Его научные интересы были настолько многогранны, что обыденные формулировки (историк, искусствовед) не способны охарактеризовать их даже поверхностно. Лучше всего об этом свидетельствует выборочное перечисление его трудов: «Разрядные дьяки XVI века» (1888), «Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве» (1891), «Библиотека и архив Московских государей в XVI столетии» (1894), «Русская сфрагистика» (1900), «Историческое значение итало-греческой иконописи» (1911)… В общей сложности академик Лихачев был автором более двухсот серьезных научных работ и до последних дней жизни сохранил верность возникшему еще в студенческие годы увлечению историческими дисциплинами, изучению и поиску документов.
А еще современники называли Николая Петровича «коллекционером сказочного размаха», в 1913 году уникальные иконы из его собрания были куплены императором Николаем II и поступили в Русский музей. Остальные коллекции хранились на третьем этаже собственного дома ученого на Петрозаводской улице, и уже в советские годы на их базе возник Музей палеографии АН СССР, фонды которого Лихачев, ставший его директором, продолжал пополнять за собственный счет.
Фото: HERMITAGEMUSEUM.ORG |
Выставка состоит из четырех разделов: «Происхождение письма. Письменности Древнего мира», «Письменность и документы Средних веков и Возрождения», «Документы Нового времени России и Западной Европы», «Письменные памятники средневекового и нового Востока» и дополнена личными документами ученого.
Фото: HERMITAGEMUSEUM.ORG |
Особый интерес, если вспомнить, что, начиная с эпохи консульства (1799 – 1804), император пользовался исключительно услугами секретарей, представляет письмо-автограф (22 мая 1813 года) Наполеона Бонапарта с повелением вручить послание архиканцлеру французской империи.
СВЕТЛАНА РУХЛЯ
Оцените материал:
06.05.12 2564
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |
Фото: HERMITAGEMUSEUM.ORG