Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


Предаукционная выставка Sotheby’s в Историческом музее – что-то с чемто!



      Джоанна Викери, глава русского отдела аукционного дома Sotheby’s.
     
     Cколько бы ее ни терзали журналисты и искусствоведы – каждому ответит с улыбкой, без доли сарказма и зазнайства. А может просто сказать: я это не знаю, но, может быть, у вас есть предположение?
     
     Итак, в Историческом музее – представительное собрание фамилий – Константин Сомов, Зинаида Серебрякова, Константин Коровин, Алексей Кравченко, Александр Яковлев, Алексей Боголюбов, Константин Юон, Павел Челищев, Михаил Ларионов, Мария Васильева, Борис Григорьев, Николай Рерих, Давид Бурлюк, Юрий Пименов.
     
     Неизвестные модернисты и известные маринисты
     
     – Топ-лотов несколько, – авторитетно заявляет Джо. – Это полотна Алексея Боголюбова и Александра Яковлева. Последний, кстати, еще при жизни прославился в Европе и Америке. А в России он был малоизвестен – эмигрировал сразу после революции. Теперь же его работы реабилитируются на рынке и стали достаточно востребованны среди наших покупателей. На выставке вы увидите две – картина «Танец Кули-Кута», запечатлевшая эпизод ритуального танца в Южной Сахаре, и гигантский рисунок сангиной и углем «Тибетские ламы».
     
     Самая дорогая картина выставки – «Индийская сказка» Алексея Кравченко (оценена в £1–1,5 млн) – знаковая работа художника, которая, несомненно, ставит Кравченко на место одного из самых драматичных романтиков и колористов в истории искусства своего времени.
     
     Но внимание коллекционеров, я уверена, будет приковано к картине Алексея Боголюбова, написанной им в Венеции, – «Базилика Санта-Мария делла Салуте накануне праздника» (она оценена в £400–600 тыс.). Долгое время живший в Париже Боголюбов был единственным в России приверженцем пленэрного метода живописи так называемой Барбизонской школы.
     
     В ней чувствуется душевный подъем художника, его радость перед предстоящим праздником. И, конечно, вода.
     
     Алексей Петрович так тонко чувствовал ее состояние, как его приятель Камиль Коро – природу. Видите, как яркий цвет ложится прямо на холст? В те годы это было новаторским шагом!
     
     – Какова история этого полотна?
     
     – Боголюбов – морской офицер, человек светский, водил дружбу с Александром III, у которого был, кстати, отменный художественный вкус.
     
     Царь собирал полотна Боголюбова. Возможно, российский государь преподнес полотно своему тестю – королю Дании, а из его собрания картина перекочевала в коллекцию английского монарха. В конце концов полотно досталось его личному секретарю, внук которого и выставил картину на аукцион.
     
     Портрет современных Третьяковых и Морозовых
     
     – Какие произведения живописи интересны российским коллекционерам?

     
     – Прежде всего русские интересуются передвижниками. И они готовы соревноваться в цене до последнего.
     
     А еще русские коллекционеры всегда достаточно пристально «смотрят» на произведения русского искусства начала XX века. Потому что это классика и наиболее яркий, сочный, непредсказуемый и неожиданный пласт в русском искусстве. Несколько революций открыли, освободили людей от неких условностей жизни. И вот этот прорыв отразился на полотнах русских художников того времени.
     
     – Что такое, по вашему мнению, русский дух в нашем искусстве?
     
     – Я отвечу, как его понимают русские коллекционеры и собиратели всех республик бывшего Союза, хорошо? Потому что именно они тяготеют к приобретению шедевров русских художников. Они чувствуют это искусство сердцем, душой. В первую очередь. Это искусство им дорого. И такой подход не может не вызывать уважения к российским коллекционерам.
     
     – Джо, кто они, российские коллекционеры русского искусства?
     
     – Конечно, сегодня очень активны олигархи, но есть и другой слой новых коллекционеров, которые имеют небольшой бизнес, но интересуются искусством, а главное, хотят что-то покупать для себя. И для них есть немало доступных вещей. Можно покупать рисунки, посвященные русскому балету, работы малоизвестных русских художников, которые эмигрировали, например, во Францию и работали там в 20-х годах прошлого века... Если хорошенько копнуть, знаете, сколько там еще можно открыть интересного!
     
     России еще есть кого выставлять!
     
     – В конце 80-х на аукционах Sotheby's хорошо продавались работы неофициальных русских художников, но внимание к ним быстро иссякло. Интересно ли для Sotheby's актуальное искусство сегодняшней России?

     
     – Пока могу сказать так: мы его внимательно изучаем.
     
     Есть интересные авторы. Мне очень нравятся работы фотохудожника Сергея Браткова. Правда, он из Харькова, но активно выставляется в Москве, именно здесь я о нем узнала. У него необычная манера, свой особый взгляд.
     
     У Ольги Чернышовой есть впечатляющие работы в видео-арте. Она снимает в основном то, что окружает ее дом, получаются чрезвычайно своеобразные вещи. И мне интересно, как она будет дальше развиваться. Актуальное искусство современной России мы рассматриваем как перспективное направление, которое наверняка будет востребовано у будущего поколения коллекционеров.
     
     Из современных живописцев я бы выделила Семена Файбисовича. Он очень сильный, хороший художник, который непременно станет классиком российской живописи. И, естественно, Эрик Булатов. Он и сейчас достоин высшей оценки, хотя пик его творчества пришелся на восьмидесятые годы прошлого века.
     
     Как быль сделать судьбой
     
     – Джо, почему вы решили связать свою судьбу с искусством?

     
     – Вы знаете, так бывает, прочитаешь в книге про чью-то судьбу – и хочется собственную переписать набело…
     
     Вот и со мной так произошло, когда я узнала о Кристине Робинсон, шотландской художнице. Она в XIX веке уехала в Россию. Писала портреты дворянства, Николая I и его семьи. Такое под силу только очень сильной женщине – неизвестная страна, чужие обычаи. Но все это было так увлекательно! И я сделала свой выбор – отправилась учиться искусству в Шотландию. Благодаря Кристине изменила профессию.
     
     – Получить работу в Sotheby’s, наверное, было непросто?
     
     – Конечно, ведь Sotheby’s в Англии считается чрезвычайно серьезным, более того, престижным бизнесом. И я об этом была наслышана с детства. Теперь уже можно говорить, что работать в Sotheby’s было моей заветной мечтой.
     
     Хотя все мне твердили: где ты и где Sotheby’s? Ведь моя семья небогата – мама работала в больнице, отец – инженер.
     
     Мне нужно было очень стараться и прилагать массу усилий, чтобы сделать свою карьеру. Но мне это удалось, и я переехала из Эдинбурга в Лондон.
     
     – Карьера значит для вас много?
     
     – Да, я считаю, что карьера гораздо важнее, чем все остальное. И не только для женщины. Но и для личности.
     
     Важно понимать, что тебя уважают, ценят.
     
     – И сегодня вы неизменны в своем убеждении?
     
     – Конечно, у меня непростая работа. Много сложностей. Сказываются различия между культурой России и Англии. Конечно, когда тебе двадцать, все удается легко, а когда на 10 лет больше, то делать карьеру непросто. Но с каждым годом я становлюсь более профессиональной, накапливаются знания, опыт.
     
     Для меня карьера, профессионализм относятся к приоритетам в моей жизни. В планах – продолжать жить, дружить, любить…
     
     – Планирует ли Sotheby's проведение аукционов в Москве?
     
     – Говорить о конкретных планах пока рано. И я не могу сказать, что мы проведем аукцион в Москве через год или через два. Хотя как профессионалу и как человеку мне было бы очень интересно организовать аукцион здесь. Москва сейчас движется к тому, чтобы стать одним из мировых центров современного искусства и арт-бизнеса.
     
     В последние годы прогресс особенно заметен. Здесь происходит немало знаковых явлений, выставок мирового уровня. А кроме того, в Москве немало состоятельных и разбирающихся в искусстве коллекционеров, я бы даже назвала их меценатами. Художественная жизнь в Москве бурлит.
     
     И я просто кожей чувствую, когда приезжаю сюда, – здесь есть движение, есть перспективы.
     
     Досье:
     
     
Джоанна ВИКЕРИ родилась в Эдинбурге.
     
     Окончила филологический факультет университета в Англии по специальностям: русский язык, литература и культура и немецкий язык, литература и культура.
     
     Еще в университете во время написания курсовой работы по немецкому экспрессионизму поняла, что искусство притягивает ее больше, чем литература.
     
     Поэтому после окончания университета решила дальше учиться искусству в Шотландии.
     
     В аукционном доме «Сотбис» работает 12 лет.
Юлия ДРАЧЕВА, Ирина ДОЛГОПОЛОВА,ВМ
Оцените материал: 0.0/0

    10.11.10 1938 antikvarius 
искусство, аукцион, коллекционер, выставка
Аукционы


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar