Предаукционная выставка Sotheby’s в Историческом музее – что-то с чемто!
Джоанна Викери, глава русского отдела аукционного дома Sotheby’s.
Cколько бы ее ни терзали журналисты и искусствоведы – каждому ответит с улыбкой, без доли сарказма и зазнайства. А может просто сказать: я это не знаю, но, может быть, у вас есть предположение?
Итак, в Историческом музее – представительное собрание фамилий – Константин Сомов, Зинаида Серебрякова, Константин Коровин, Алексей Кравченко, Александр Яковлев, Алексей Боголюбов, Константин Юон, Павел Челищев, Михаил Ларионов, Мария Васильева, Борис Григорьев, Николай Рерих, Давид Бурлюк, Юрий Пименов.
Неизвестные модернисты и известные маринисты
– Топ-лотов несколько, – авторитетно заявляет Джо. – Это полотна Алексея Боголюбова и Александра Яковлева. Последний, кстати, еще при жизни прославился в Европе и Америке. А в России он был малоизвестен – эмигрировал сразу после революции. Теперь же его работы реабилитируются на рынке и стали достаточно востребованны среди наших покупателей. На выставке вы увидите две – картина «Танец Кули-Кута», запечатлевшая эпизод ритуального танца в Южной Сахаре, и гигантский рисунок сангиной и углем «Тибетские ламы».
Самая дорогая картина выставки – «Индийская сказка» Алексея Кравченко (оценена в £1–1,5 млн) – знаковая работа художника, которая, несомненно, ставит Кравченко на место одного из самых драматичных романтиков и колористов в истории искусства своего времени.
Но внимание коллекционеров, я уверена, будет приковано к картине Алексея Боголюбова, написанной им в Венеции, – «Базилика Санта-Мария делла Салуте накануне праздника» (она оценена в £400–600 тыс.). Долгое время живший в Париже Боголюбов был единственным в России приверженцем пленэрного метода живописи так называемой Барбизонской школы.
В ней чувствуется душевный подъем художника, его радость перед предстоящим праздником. И, конечно, вода.
Алексей Петрович так тонко чувствовал ее состояние, как его приятель Камиль Коро – природу. Видите, как яркий цвет ложится прямо на холст? В те годы это было новаторским шагом!
– Какова история этого полотна?
– Боголюбов – морской офицер, человек светский, водил дружбу с Александром III, у которого был, кстати, отменный художественный вкус.
Царь собирал полотна Боголюбова. Возможно, российский государь преподнес полотно своему тестю – королю Дании, а из его собрания картина перекочевала в коллекцию английского монарха. В конце концов полотно досталось его личному секретарю, внук которого и выставил картину на аукцион.
Портрет современных Третьяковых и Морозовых
– Какие произведения живописи интересны российским коллекционерам?
– Прежде всего русские интересуются передвижниками. И они готовы соревноваться в цене до последнего.
А еще русские коллекционеры всегда достаточно пристально «смотрят» на произведения русского искусства начала XX века. Потому что это классика и наиболее яркий, сочный, непредсказуемый и неожиданный пласт в русском искусстве. Несколько революций открыли, освободили людей от неких условностей жизни. И вот этот прорыв отразился на полотнах русских художников того времени.
– Что такое, по вашему мнению, русский дух в нашем искусстве?
– Я отвечу, как его понимают русские коллекционеры и собиратели всех республик бывшего Союза, хорошо? Потому что именно они тяготеют к приобретению шедевров русских художников. Они чувствуют это искусство сердцем, душой. В первую очередь. Это искусство им дорого. И такой подход не может не вызывать уважения к российским коллекционерам.
– Джо, кто они, российские коллекционеры русского искусства?
– Конечно, сегодня очень активны олигархи, но есть и другой слой новых коллекционеров, которые имеют небольшой бизнес, но интересуются искусством, а главное, хотят что-то покупать для себя. И для них есть немало доступных вещей. Можно покупать рисунки, посвященные русскому балету, работы малоизвестных русских художников, которые эмигрировали, например, во Францию и работали там в 20-х годах прошлого века... Если хорошенько копнуть, знаете, сколько там еще можно открыть интересного!
России еще есть кого выставлять!
– В конце 80-х на аукционах Sotheby's хорошо продавались работы неофициальных русских художников, но внимание к ним быстро иссякло. Интересно ли для Sotheby's актуальное искусство сегодняшней России?
– Пока могу сказать так: мы его внимательно изучаем.
Есть интересные авторы. Мне очень нравятся работы фотохудожника Сергея Браткова. Правда, он из Харькова, но активно выставляется в Москве, именно здесь я о нем узнала. У него необычная манера, свой особый взгляд.
У Ольги Чернышовой есть впечатляющие работы в видео-арте. Она снимает в основном то, что окружает ее дом, получаются чрезвычайно своеобразные вещи. И мне интересно, как она будет дальше развиваться. Актуальное искусство современной России мы рассматриваем как перспективное направление, которое наверняка будет востребовано у будущего поколения коллекционеров.
Из современных живописцев я бы выделила Семена Файбисовича. Он очень сильный, хороший художник, который непременно станет классиком российской живописи. И, естественно, Эрик Булатов. Он и сейчас достоин высшей оценки, хотя пик его творчества пришелся на восьмидесятые годы прошлого века.
Как быль сделать судьбой
– Джо, почему вы решили связать свою судьбу с искусством?
– Вы знаете, так бывает, прочитаешь в книге про чью-то судьбу – и хочется собственную переписать набело…
Вот и со мной так произошло, когда я узнала о Кристине Робинсон, шотландской художнице. Она в XIX веке уехала в Россию. Писала портреты дворянства, Николая I и его семьи. Такое под силу только очень сильной женщине – неизвестная страна, чужие обычаи. Но все это было так увлекательно! И я сделала свой выбор – отправилась учиться искусству в Шотландию. Благодаря Кристине изменила профессию.
– Получить работу в Sotheby’s, наверное, было непросто?
– Конечно, ведь Sotheby’s в Англии считается чрезвычайно серьезным, более того, престижным бизнесом. И я об этом была наслышана с детства. Теперь уже можно говорить, что работать в Sotheby’s было моей заветной мечтой.
Хотя все мне твердили: где ты и где Sotheby’s? Ведь моя семья небогата – мама работала в больнице, отец – инженер.
Мне нужно было очень стараться и прилагать массу усилий, чтобы сделать свою карьеру. Но мне это удалось, и я переехала из Эдинбурга в Лондон.
– Карьера значит для вас много?
– Да, я считаю, что карьера гораздо важнее, чем все остальное. И не только для женщины. Но и для личности.
Важно понимать, что тебя уважают, ценят.
– И сегодня вы неизменны в своем убеждении?
– Конечно, у меня непростая работа. Много сложностей. Сказываются различия между культурой России и Англии. Конечно, когда тебе двадцать, все удается легко, а когда на 10 лет больше, то делать карьеру непросто. Но с каждым годом я становлюсь более профессиональной, накапливаются знания, опыт.
Для меня карьера, профессионализм относятся к приоритетам в моей жизни. В планах – продолжать жить, дружить, любить…
– Планирует ли Sotheby's проведение аукционов в Москве?
– Говорить о конкретных планах пока рано. И я не могу сказать, что мы проведем аукцион в Москве через год или через два. Хотя как профессионалу и как человеку мне было бы очень интересно организовать аукцион здесь. Москва сейчас движется к тому, чтобы стать одним из мировых центров современного искусства и арт-бизнеса.
В последние годы прогресс особенно заметен. Здесь происходит немало знаковых явлений, выставок мирового уровня. А кроме того, в Москве немало состоятельных и разбирающихся в искусстве коллекционеров, я бы даже назвала их меценатами. Художественная жизнь в Москве бурлит.
И я просто кожей чувствую, когда приезжаю сюда, – здесь есть движение, есть перспективы.
Досье:
Джоанна ВИКЕРИ родилась в Эдинбурге.
Окончила филологический факультет университета в Англии по специальностям: русский язык, литература и культура и немецкий язык, литература и культура.
Еще в университете во время написания курсовой работы по немецкому экспрессионизму поняла, что искусство притягивает ее больше, чем литература.
Поэтому после окончания университета решила дальше учиться искусству в Шотландии.
В аукционном доме «Сотбис» работает 12 лет.
Юлия ДРАЧЕВА, Ирина ДОЛГОПОЛОВА,ВМ
Оцените материал:
10.11.10 1938
Аукционы
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |