Личная коллекция Евтушенко теперь в музее.
Евгений Евтушенко открыл свой музей-галерею в Переделкине
Этот музей был давней мечтой поэта. В экспозиции представлено более 100 картин российских и зарубежных художников — личная коллекция, которую Евтушенко собирал всю жизнь. И первейшее впечатление — на всем лежит узнаваемый отпечаток его индивидуальности. Ведь прежде художественного публике было представлено поэтическое собрание: Евтушенко на свой, крайне субъективный вкус сделал подборку русской поэзии ХХ века. Кого-то из великих отправил в партер, кого-то поднял под самый купол. Ему неоднократно пеняли на тенденциозность, а он лишь согласно кивал: «Да-да, антологии — дело субъективное». Говорят, его торг с недружественным Бродским насчет того, какие тексты Иосифа должны попасть в издание, имел неожиданный исход. В антологии оказалась двойная подборка: по версии самого Бродского и по версии составителя. В этом он весь: неуступчив и великодушен одновременно.
И вот теперь пришло время новой коллекции, живописной. Она уж точно не претендует на полноту и законченность. Да и возможно ли это, если картины, в нее входящие, частью были подарены самими авторами, а частью открыты Евтушенко самолично, на манер лозоходца. В этих поисках неоцененных по достоинству художников-самородков есть что-то сказочно-бажовское. Из «открытых» представлены Александр Бибин из Павлодара и Сергей Моисеенко из Братска. А вот и вовсе эксклюзив. Как известно, в российских собраниях нет картин одного из основоположников сюрреализма Макса Эрнста. А у Евтушенко — имеется. Эта работа подарена ему автором. Есть в собрании и Марк Шагал, и рисунок Пабло Пикассо, полученный Евтушенко после того, как две другие работы великого кубиста он попросту... отверг. Не понравились! Комментарии, разумеется, излишни...
Часть экспонатов до сих пор мог видеть лишь тот, кто оказывался на даче Евтушенко в Переделкине. Теперь это выставлено в отдельной избушке. Все, что входит в экспозицию, поэт подарил стране и сделал всеобщим достоянием. Широкий жест, скажете вы. А он, видимо, просто не может по-другому. Евтушенко всегда был романтик. Как советовал великий поэт Батюшков, он живет, как пишет, и пишет, как живет, между ним и его лирическим героем почти нет зазора. Евтушенко, истинной иконе шестидесятников, легко быть собой, ведь это его хлеб. Не в материальном смысле, а в поэтическом. Его тексты нельзя читать поодиночке, «вытаскивая» из собрания. Надо — насквозь, перемежая — если это возможно — беседами с самим автором. Пусть не реальными, а воображаемыми. Но важно видеть его эмоции — многоцветные, как рубашки, которые он приобретает во всех концах света. Важно знать его интонацию, чтобы оценить эмоциональный строй и продуманные шероховатости его стихов.
И то сказать: поэт в России больше, чем поэт. Он также энтузиаст-коллекционер. Но даже на его выставку идешь как в гости.
Евгений Белжеларский, Итоги26.07.10 2176
Коллекционеры и коллекции
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Книги для коллекционеров:
Всего комментариев: 0 | |