Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.


В маленьком уральском городке возродили к жизни автомобильные шедевры и военную технику времен Второй Мировой.

В маленьком уральском городке возродили к жизни автомобильные шедевры и военную технику времен Второй Мировой.
В маленьком уральском городке возродили к жизни автомобильные шедевры и военную технику времен Второй Мировой.


    Музей военной техники в Верхней Пышме, городе-спутнике Екатеринбурга, готовится открыть к 65-летию Победы расширенную экспозицию боевой техники 40-х годов прошлого века. 
Сейчас в собрании более 70 раритетных боевых машин. Жемчужина музея - коллекция танков и военных автомобилей. Всего в музее 17 танков, кроме популярных Т-34. Есть и такие танки, о существовании которых сегодня знают только специалисты.

Уникальную коллекцию собирали в течение нескольких лет по крупицам. Часть "исторического хлама" нашли поисковые отряды на местах сражений. Некоторые экспонаты достались музею в виде ржавых кусков железа. Автомобили, которые согласились подарить пышминцам различные ретро-клубы, тоже были отнюдь не в идеальном состоянии. Однако в минувшем году владелец коллекции Уральская горно-металлургическая компания решила восстановить особо ценную технику к 65-летию победы.

- Когда, в июне 2009 года на одном из совещаний я услышал решение - к юбилею Победы восстановить технику времен Второй мировой войны и при этом 16 единиц подготовить к шествию, то ушам не поверил, - вспоминает начальник автотранспортного цеха предприятия Фарит Хафизов. - Как восстановить? С чего начать? Конечно, часть техники мы уже готовили к экспозиции в музее под открытым небом, но - только как выставочные экспонаты, без "нутра". А тут нужно сделать так, чтоб они были на ходу. У нас не было не только отдельных деталей и узлов, но даже чертежей этой техники. Сидели в Интернете, запрашивали информацию об отдельных деталях и узлах, о внешнем виде техники в архивах, в музеях, у поисковых отрядов. Я не раз собирал трудовой коллектив и объяснял суть задачи: мы восстанавливаем технику, на которую стекала кровь наших отцов и дедов, защищавших Родину. Да, нас никто не освободил от выполнения основной работы, но по выходным, когда ребята шли в цех восстанавливать военную технику, у них глаза горели! А когда наши водители сели за руль первого автомобиля и проехали круг по территории предприятия, это был полный восторг!  

Наряду с отечественной техникой в пышминском музее есть уникальные западные машины, переданные в СССР по ленд-лизу. Напомним, в 1941 году конгресс США принял закон, который давал президенту право "продавать, передавать право собственности или каким-либо иным способом передавать" военные товары правительству любого государства, защиту которой президент сочтет жизненно важной для обороны США. Советский Союз стал вторым (после Британского Содружества) крупнейшим получателем вооружений и других материалов. 

Так, в музее есть легендарный джип "Виллис" (Willys MB), самый массовый автомобиль Второй Мировой. В далеком 1940-м американской армии понадобился легкий полноприводной автомобиль для разведки. Из 20 фирм, участвовавших в конкурсе, благодаря низкой себестоимости победил "Виллис": производство одного авто обходилось всего в 740 долларов. В годы войны Виллис оказался настолько универсальным, что выпускался в самых различных комплектациях: как командно-штабная машина, разведывательное авто, использовался для перевозки раненых, оружия, прокладки линий связи. В советских войсках его также приняли "на ура" за простоту и надежность.


А уже в 50-е годы для вооружения новой французской армии по типу "Виллиса" (и "Форда GPS, тоже хорошо зарекомендовавшей себя в ходе военной кампании) был создан другой военный джип - "Делау" (Delahaye VLR), дословно: "легковая машина для разведки". Шасси и кузов VLR мало отличались от "Виллиса", а вот двигатель был свой, французский. "Делау" шел на вооружение армии, жандармерии и колониальной администрации. Новоиспеченный французский джип участвовал практически во всех вооруженных конфликтах после Второй Мировой и оставался на вооружении французской армии до конца 70-х. Эту модель чрезвычайно ценят коллекционеры, так как считается, что в мире принесших славу моделей "Делау" осталось не более 200.

- Нашим специалистам пришлось проявить чудеса творчества, чтобы привести "Виллис" и "Делау" в порядок, - рассказывает эксперт по военной технике, директор охранного подразделения УГМК Олег Терентьев. - В целом эти машины были "на ходу", но могли проехать не более десяти метров. Ребятам из нашего автотранспортного цеха и цеха централизованного ремонта пришлось практически разбирать этих "железных коней" до основания, чтобы заменить ветхие детали. Подошли очень многие запчасти от "Жигулей". У "Виллиса", например, жигулевские двигатель, коробка передач и тормозная система. А вот все остальное - родное. 

Одними из первых старания верхнепышминских механиков оценили генеральные консулы Франции и США в Екатеринбурге Клод Круай и Тим Сэндаски. Каждый из генконсулов сел за руль той машины, которая была выпущена в их стране. Консулы неуверенно и медленно прокатились на раритетных авто, вихляя и маневрируя из стороны в сторону.

Генконсул Франции в Екатеринбурге Клод Круай, заглушив мотор, признался, что до сих пор считал, что такая "жесткая езда" возможна только на тракторе или грузовике.

- Хотя у меня дома есть почти "ровесник" "Делау", очень старый черный "Ситроен" 50-х годов выпуска, ощущения несравнимы. В "Делау" не чувствуешь никакого комфорта, нет крыши, у зеркала заднего вида маленькая обзорность. Максимум, если верить спидометру, этот раритет может выжимать 120 км в час. Но ощущения от поездки такие, что уже при 80 км можно начинать писать завещание, - пошутил консул и добавил, что в целом "привыкнуть можно". 

У Тима Сэндаски были схожие ощущения:

- Мне явно нужна тренировка, чтобы управлять этим авто. Мне трудно представить, как наши деды воевали на этих машинах.

Затем консулы прокатились на гусеничном транспортере-амфибии "Студебекер" (Studebaker), который также поставлялся в Советский Союз по ленд-лизу. Американская амфибия была создана специально, чтобы антигитлеровская коалиция высадилась десантом на французское побережье. Машина предназначалась также для транспортировки различных систем вооружения и перевозки грузов и способна проходить по песку, воде и заболоченной местности.

9 мая пышминский музей представит свою коллекцию на параде в Екатеринбурге и шествии по Верхней Пышме, а затем - на новой расширенной площадке под открытым небом. Восстановленная техника станет доступной для любого желающего.
Дарья Кезина, Верхняя Пышма, фото Татьяна Андреева,   rg.ru

Оцените материал: 0.0/0

    27.04.10 2753 antikvarius 
музей, вов, коллекционер, авто, коллекция
Антикварные новости


На правах рекламы:



Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:


Всего комментариев: 0
avatar