Главная Клуб Темы Клуба
Ювелирные
Шляпные булавки
В прошлом шляпки были, скорее, декоративным аккомпанементом к сложным прическам и украшались лентами, цветами, кружевами, чучелами мелких птиц и перьями. Специальные шляпные булавки, пронзающие прическу и выходящие с другой стороны тульи шляпки, были длиной более 20 сантиметров.
Они могли стать оружием самозащиты. Женщина могла дать отпор любому нападавшему - шляпная булавка была очень острая, стальная и негнущаяся. Сохранились судебные хроники 1900-х годов, где рассматривались дела об убийствах женщинами своих спящих любовников шляпными булавками, к которым прикалывались записки: "Тебе - неверный".
Шляпы и перчатки дамы надевали и снимали только вдали от посторонних глаз. Вообразите себе красавицу пушкинской поры, пышные локоны которой не были скрыты полями изящной шляпки-кибитки. Так вот эти локоны большинства красавиц крепились к полям и снимались вместе со шляпой. Естественно, что предпочтительней было не иметь свидетелей при столь щекотливых обстоятельствах.
Дамские прически-парики были, скорее, головными уборами - такую сложную конструкцию сооружал на голове красавицы парикмахер. Это были гирлянды цветов, чучела птиц, макеты кораблей и вазы с фруктами. Если в моду входили живые цветы, то в прическе прятался флакон с водой. Женщины подолгу не разбирали такую прическу и защищали ее разнообразными чепцами. Собственно шляпки входят в моду во второй половине столетия.
Самая знаменитая шляпка той эпохи носила название "Памела", по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона. Она была украшена полевыми цветами и колосьями - ведь роман назывался "Памела, или вознагражденная добродетель". Высота тульи и размер полей менялись, но шляпа оставалась в моде полтора века, вплоть до конца XIX столетия.
Шляпа, как европейский покрой костюма, означали сословную принадлежность человека. Поэтому в следующем, XIX столетии, шляпка стала неотъемлимой частью облика любой женщины, которая хотела бы продемонстрировать свою причастность к иной культуре. Шляпка обозначала, что девушка или дама имеют соответствующее образование, знают правила светского этикета и выберут в театр, на бал или прогулку именно ту шляпку, которая соответствует случаю.
Правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении, сложились именно тогда. Шляпа - весьма важная и многозначная деталь туалета. Токи и береты прошлого века, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахеров и буквально вплетались в прическу.
Шляпницы доводили до разорения почтенные семейства и их имена сохранились в бытовой культуре наряду с историческими деятелями и прочими знаменитостями. Редкий роман первой половины прошлого века обходился без упоминания шляпницы Сихлер, известной в Петербурге и далеко за его пределами.
Ежегодно появлялось несколько тысяч новых шляпных фасонов и перечисление их названий займет увесистый том. Поводом для создания новой шляпки были политические события, забавные происшествия, новые театральные постановки или романы. Шляпка "ветреница" слишком открывала лицо. Надо сказать, что загар очень долго считался вульгарным и простонародным, поэтому поля шляпки должны были надежно защищать даму от солнца. Появилось даже выражение "под шляпку заглядывать", что означало проявить нескромность по отношению к женщине.
Шляпка "Ромео" свидетельствовала о пристрастии к Шекспиру, а "Франциск" о хорошем знании французской истории. Дамы в ложах имели право украшать шляпы перьями любой величины, что не позволялось находящимся в партере. Одновременно, это указывало на материальное положение дамы - ложа или кресла в театре. Дамы давно примеряли мужские шляпы. В XVIII веке это были хорошенькие треуголки с галунами, а в XIX - сначала цилиндры с вуалью для верховой езды (теперь это мужской котелок) и канотье. Женская соломенная шляпка с жесткими прямыми полями отличалась от мужской только длинной лентой, спускающейся на шею, как некогда кружевная бваолетка. Прелестных барышень в канотье, в блузках с пышными рукавами и расклешенных юбках с широким поясом, ласково называли "лампочками", имея в виду, что их изящный вытянутый силуэт напоминал своей хрупкостью тонкое стекло старинных ламп.
Торжество кринолинов – широчайших юбок на железном каркасе – привело к упрощению причесок и головных уборов. Когда нижняя часть женской фигуры стала монументальной, как пьедестал памятника, шляпкам пришлось, в буквальном смысле слова, туго. Туго прижатые к макушке мелкие тульи их напоминали по форме ложку. Этой «ложкой» и был исчерпан талант женщин сооружать шляпку из «ничего». Шляпки были уничтожены как класс, а их высокую должность стали исполнять кружевные наколки с двумя свисающими на спину длинными лентами. Но как только зашатался каркас кринолина и юбки стали мягче, шляпки проявили твердость. Сначала они отвоевали у вялых кружевных наколок место никак не больше блюдца, затем закрепили позиции с помощью вновь обретенных широких завязок. И, наконец, вернули себе крошечные, сильно выгнутые над ушами поля. Мало того что шляпы закрывали сидящим сзади обзор, они сами по себе были настолько содержательны, что могли конкурировать с происходящим на сцене. Кроме традиционной флоры в дело впервые пошла фауна, причем в самом что ни на есть натуральном виде. Дамский журнал «Ревю де ла мод» писал: «Украшением летних дамских шляп в Париже служат теперь лягушки, особенно эффектные на белом фоне». Но скоро земноводных на шляпках решительно оттеснили пернатые. Этот каприз не прошел моде даром.
Пришлось моде надеть на дамские головы защитную сетку вуали.
31 декабря 1857 году, Королеву Викторию попросили выбрать общую столицу для тогдашней области Канады (современный Квебек и Онтарио) и она выбрала Оттаву. Есть старые народные рассказы о том, как она делала выбор: она прикрепила свою шляпную булавку на карте примерно на полпути между Торонто и Монреалем, а также говорят, что ей понравились акварельные краски, которые она увидела в этой области.
«Ах, тонкий кружевной заслон, колеблемый ее дыханьем... Она! Я весь заворожен вуали плавным колыханьем» Десятки чарующих мизансцен, связанных с надеванием-сниманием шляпки, меркнут перед одним изысканным жестом, каким женщина приподнимает или опускает на лицо вуаль. Этим приемом она интригует мужчин уже добрую тысячу лет – именно столько существует вуаль. Она позволяла не только корректировать маленькие ошибки природы, недостатки кожи, носа и губ. Вуаль сохраняла, если нужно, инкогнито дамы на улице и ограждала ее от притязаний вульгарных уличных ловеласов.
Кроме уже упомянутой выше знаменитой модистки мадам Сиклер, была еще «французская искусница» госпожа Дюбуа, имевшая на Большой Дмитровке лучший магазин с изысканной круглой залой, где всегда были самые хорошие шляпы и не витринах, а в шкафах - для знатоков. Это был магазин для тех, кто мог «кинуть» за шляпку 25 рублей серебром, чтобы покрасоваться в ней 3-4 раза. Шляпный сезон у Дюбуа бывал в первых числах декабря и в апреле: к этому времени устанавливались фасоны зимних и весенних шляп. К ней рекомендовали ехать и затем, чтобы иметь представление, что сейчас носят - шили у нее и бальные, и подвенечные платья . Поблизости стоял магазин ее конкурентки Элизы Сегино – еще одной «властительницы дум» московских модниц. Сегино считали самой добросовестной модисткой, делавшей добротно и не бравшей втридорога. Она, кстати, умела шить на маскарады, и особенно рекомендовалось ее домино, не портившее изящных линий фигуры.
Поль Пуаре создает новый образ- платья без корсета, но с восточными шароварами и тюрбаном -светская парижанка почувствовала себя одалиской гарема. В результате с 1913 года произошла радикальная смена силуэта. Узкое по всей длине платье теперь завершала вместо головы-клумбы исключительно маленькая головка, оформленная чалмой, током или шотландским беретиком. В следующем, военном году мода, и раньше не чуравшаяся фронтовых впечатлений, создала по мотивам войсковых головных уборов дамские шляпки-каски и шляпки-пилотки. Но вскоре волшебную палочку моды перехватила предприимчивая Коко Шанель, которая начала свою карьеру с открытия собственного шляпного салона. Ее изделия мгновенно приобрели поклонниц среди высшего парижского света, хотя иногда мадам устраивала для самолюбия аристократок серьезные испытания. Вместо кружев, тюля, цветов и брошей на голове вверившейся Шанель графини мог оказаться бесформеный трикотажный колпак. Но будущая вершительница высокой моды знала, что делала – именно эта шляпная форма стала универсальной с начала 1920-х годов.
Техника самообороны. Как действовать шляпной булавкой
Главное защитное оружие маленьких старушек всего мира. Шляпная булавка имеет ограниченное применение для защиты, потому что, скорее всего, погнется после первого же удара. Но ее можно отлично использовать для удара по глазам, барабанным перепонкам или для тычка под подбородок в основание языка. Существует также легендарная техника убийства, когда шляпная булавка втыкается в мозг через мозговой ствол. Ходят слухи, что обнаружить следы такого убийства практически невозможно, но этот прием едва ли применим в рукопашном бою.
Одним из самых известных производителей шляпных булавок тех времен, был Чарльз Хорнер, ювелирная компания которого очень быстро стала лидером по производству шляпных булавок для массового потребителя, которые отличались тем, что были очень качественными и, вместе с тем, недорогими.
Источник | |
|
10.10.10 Просмотров: 14721 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 1 | |
0
1
зинаида
• 13:06, 28.03.11 | |