Главная Клуб Темы Клуба
Часы, канделябры
Оценка старинных карманных и наручных часов
Произведения часовых мастеров прошлых столетий, в великом множестве наличествующие сегодня на антикварном рынке, выставляются на продажу по разным причинам — будь то ненужность запылившихся на чердаке дедушкиных часов или необходимость внести изменения в направление развивающейся коллекции. Но так или иначе, денежный эквивалент старинных карманных и наручных часов для расстающихся с ними владельцев, равно как и суммы, запрашиваемые за эту занимательную микромеханику во многих антикварных лавках, зачастую не соответствуют подлинной ценности часов. Вместе с тем, не каждый любитель старины обладает специальными знаниями в области часового искусства и, как следствие — исключительной разборчивостью в вопросах приобретения старинных часов.
Австрия, 2-я пол. XVIII в. Редкие старинные карманные (дилижансные) часы с будильником
Прежде всего необходимо отметить, что некоторые старинные карманные и ранние наручные часы представляют собой большую художественную ценность, поэтому их следует рассматривать и оценивать скорее как предмет искусства (по сравнению с исключительным внешним оформлением, великолепной отделкой и изысканным декоративным стилем, в котором вы держаны корпус, циферблат и стрелки, и т. д., технические особенности таких часов порой незначительны).
Для того, чтобы установить историческую ценность часов, необходимо уточнить, когда именно они были изготовлены, где и кем создавались (это может быть и шедевр неизвестного мастера, самостоятельно строившего миниатюрные конструкции в единичных экземплярах).
Кон. XIX–сер.XX вв. Наиболее часто встречающиеся сегодня предметы собирательства — в наши дни их можно увидеть практически в каждой антикварном магазине. Стоимость таких часов составляет от $50 до $300, большинство из них находится в плохом рабочем состоянии и нуждается в ремонте или значительно повышающей цену часов реставрации
Швейцария, нач. XX в. Дарственная гравировка на крышке антикварных карманных часов(в данном случае — с внутренней стороны), сделанная в те же годы, что и сами часы, повышает их историческую ценность
Швейцария, кон. XIX в. Механизм карманных часов с хронометровым ходом
Механизм минутного репетира с хронографом
Швейцария, 1910. Механизм карманных часов «Павелъ Буре» с хронографом. Чтобы «оживить» такие часы,то есть привести их в хорошее рабочее состояние, необходимо не только полностью разобрать/собрать, смазать и отрегулировать механизм, но и тщательно отчистить каждую деталь особыми средствами в специальных условиях.
Если речь идет об имеющихся практически в любом специализированном магазине моделях массового производства кон. XIX — 1-й пол. XX вв., то здесь имеют значение марка производителя, общее количество часов, выпущенных данной компанией и тираж этой модели. Не менее важными являются сведения о первых владельцах часов, которые иногда удается почерпнуть, например, из сохранившихся сопроводительных и/или платежных документов, а также дарственных надписей на задней крышке или футляре часов.
Следующим этапом в ходе оценки старинных карманных и наручных часов является степень их сложности.
Наиболее интересные механизмы оснащены сразу несколькими дополнительными устройствами (например, указателем фазы Луны — встроенным календарным устройством; репетиром — специальным механизмом, предназначенным для индикации времени с помощью звуков разной тональности; и хронографом — дополнительным механизмом, измеряющим заданные отрезки времени).
Для оценки состояния старинных часов (как часов в целом, так и корпусов и механизмов по отдельности) используется 4 основных категории: очень плохое состояние; плохое состояние; хорошее рабочее состояние или коллекционное (идеальное) состояние. При этом особое внимание уделяется рассмотрению возможности (и целесообразности!) ремонта или реставрации часов, то есть приведения их в идеальное коллекционное состояние путем чистки, смазки, полировки, нанесения специальных покрытий, а также замены, восстановления или изготовления утраченных деталей (реставрация проводится только в редких специализированных мастерских).
Так, например, состояние большинства наиболее часто встречающихся сегодня предметов часового собирательства можно определить как плохое рабочее или очень плохое. И если в первом случае еще можно произвести ремонт или даже значительно повышающую цену часов реставрацию, то во втором часы оцениваются не более, чем запчасти (а их золотой или серебряный корпус - как лом): восстановление таких часов гораздо дороже приобретения точно таких же в хорошем состоянии
Швейцария, кон. XIX в. Вмятины и разбитый циферблат практически
обесценили эти карманные часы с заводным ключиком. В таких случаях
реставрация попросту не осуществляется, так как она очень дорого обойдется владельцу часов: стоимость реставрации в десятки раз превысит рыночную стоимость таких же часов в хорошем состоянии .
Кстати, вопреки расхожему мнению, состояние карманных или наручных часов (точность хода, отсутствие дефектов и неисправностей, сохранность сопроводительных документов, оригинального футляра, жилетной цепочки и, если часы заводятся не с помощью заводной головки, то заводного ключика, и т. д.) при оценке более значимо, чем название металлов, из которых они изготовлены, а также размеров их драгоценных корпусов. По данным специалистов, разница в стоимости одинаковых часов (одной и той же марки и серии) в коллекционном и очень плохом состоянии составляет до 95 %.
Наиболее серьезным повреждением старинных карманных часов считается разбитый эмалевый циферблат.
Если у мастера или самого владельца часов не найдется точно такого же (запасного), то данный дефект редко подлежит исправлению: реставрация эмалевого циферблата является очень долгой, крайне сложной и весьма дорогостоящей процедурой (стоимость работ во много раз может превысить рыночную стоимость самих часов, приведенных в порядок), и проводится лишь в исключительных случаях.
Поэтому приобретать часы с разбитым циферблатом имеет смысл, только если в них установлен интересный механизм — со сложными функциями или хорошей марки (например, Breguet или Patek Philippe).
Швейцария, нач. XX в. Разбитые эмалевые циферблаты карманных часов
Рисунок на крышках корпуса часов
Так же резко снижают ценность старинных часов вмятины и другие следы деформации корпуса, и это тоже связано с большими затратами на реставрацию. Здесь следует иметь ввиду, что устранение глубоких царапин с поверхности крышек корпуса, имеющих рисунок (гильоше), посредствомобычной полировки не сможет повысить стоимость часов, так как приведет и к утрате рисунка.
При внимательном ознакомлении с состоянием механизма оценивается степень изношенности деталей, сохранность камней, состояние винтов, а также отсутствие грязи, ржавчины и следов окисления. При этом восстановление утраченных деталей механизмов (даже редких), равно как и заводных головок, стрелок и стекол старинных часов проводится реставраторами достаточно часто, и в большинстве случаев изготовление и установка новых, ничем не отличающихся от оригинальных, деталей, является весьма целесообразным решением. Таким образом, итоговая оценка каждых отдельно взятых старинных карманных или наручных часов представля ет собой совокупность многих, не только вышеперечисленных, но и других важных аспектов (например, касающегося подделок), поэтому при выборе часов лучше воспользоваться помощью опытного коллекционера или профессиональным советом эксперта.
журнал "Антикварное Обозрение"
Санкт-Петербургское Часовое Ателье
Источник | |
|
24.04.09 Просмотров: 82052 | Загрузок: 0 | Комментарии: 30 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 30 | 1 2 » |
| |
1-21 22-30 | |