Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Антиквариат

Каковы критерии принадлежности вещи к антиквариату?


Антиквариат – многоуровневая система различных категорий старинных вещей, имеющих значительную ценность. В обыденном смысле – это старые, как правило, редкие художественные произведения или другие ценные вещи, являющиеся объектами коллекционирования и торговли.

К антикварным предметам относят мебель, книги, картины, предметы домашнего обихода.

Антиквариат - дело частных коллекционеров. Но интересуется им и государство - для воссоздания исторической подлинности в своих многочисленных музеях.

Каковы критерии принадлежности вещи (в широком смысле слова) к антиквариату?

И тут начинается самое интересное!

Состав критериев одинаков во всех странах мира. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. А они таковы, что «цена вопроса» - миллионы долларов.

Важнейший признак – возраст. А вот и детали: в России он должен быть не менее 50 лет, а если уникальная вещь имеет возраст от 15 до 50 лет, то ее могут причислить к винтажу.

И хотя это – винодельческий термин, означающий выдержку вина, его в последние годы стали применять для стилизованного под антиквариат направления в моде.

Особенно это касается одежды и предметов домашнего обихода, возрождающих модные направления прошлых поколений и эпох.

Не часто – редко, но предметы антиквариата бывают раритетами – редкими или уникальными вещами.

К другим характеристикам антикварных вещей, от которых зависит цена, относятся: серийность, или наоборот – редкость, связь с той или иной исторической эпохой или с какими-то историческими событиями, художественная, историческая и культурная ценность. Важна также материальная ценность вещи, определяемая материалом, из которого она изготовлена - бумага, драгоценные камни, золото, дерево и другие.

Важно и то, насколько вещь отражает модные тенденции своей эпохи, и можно ли ее сегодня воспроизвести.

Из «крупных форм» существуют антикварные автомобили, мебель, но нет антикварных яхт, кораблей и самолетов. Они – историческая, а больше – техническая ценность, и цены на них - не антикварные.

Старинные замки, особняки – очень дорогостоящая недвижимость. Но здесь вступает в силу фактор ветхости. И это – предмет отдельного разговора, к антиквариату отношения не имеющего.

Не входят в понятие антиквариата также старинные марки, монеты, этикетки – это предметы коллекционирования. Но знаменитые монеты, не являясь предметом антиквариата, иногда продаются – и покупаются, как антиквариат.

Первые однодолларовые монеты США — серебряные монеты номиналом в $1 чеканки 1794-1804 годов, ценятся не столько у коллекционеров, сколько у собирателей антиквариата. А доллары 1804 года – их всего 15 монет, одни из самых дорогих монет мира. Цена на мировом рынке – около $4 млн.

Из российских монет у собирателей антиквариата ценится специальный выпуск - полтина-плата. В 1726 году из-за нехватки серебра в Екатеринбурге была выпущена серия медных номиналов от копейки до рубля на квадратных заготовках — платах, или пластинах. В том числе - медная полтина. Она-то и ценится особо. По углам полтины-платы чеканили одним штемпелем двуглавого орла, в середине - круглый штемпель с надписью «ЦЕНА ПОЛТИНА 1726 ЕКАТЕРІНЪ БУРХЪ».

Любопытно, государство не очень активный покупатель антиквариата. К примеру, Россия неохотно и крайне редко отпускает деньги на приобретение даже российских раритетов. Само не покупает, но столь жестко регламентирует правила торговли, что самая привлекательная часть антиквариата без оглядки скрывается за воротами «черного рынка».

Многие правительства позволяют беспрепятст¬венно и беспошлинно ввозить в страну предметы антиквариата, стимулируя собирателей инвестировать капитал в своей стране. Государство при этом собирает налоги от продаж и, особенно, с аукционов.

Антикварный рынок России примерно с 2-3% входит в мировую элиту. Его оборот тем выше, чем выше цены на нефть, когда появляется свободный капитал, который необходимо во что-то инвестировать.

Прозрачный годовой оборот российского рынка антиквариата, включая зарубежные покупки коллекционеров, составляет $1.5-2 млрд (по мнению некоторых экспертов – доходит до трех), теневой эксперты оценивают примерно в такую же сумму.

Российский рынок антиквариата – многоуровневая пирамида. Внизу - примерно 5 тысяч дилеров-частников (в обиходе - жучки), которые постоянно продают, покупают и вновь продают предметы, в основном - русского искусства. Это - искусствоведы, музейные работники, хорошо знающие предмет своей работы. Но чаще - люди с художественным или историческим образованием, обладающие капиталом от $500 до $500 тысяч.

На ступень выше - владельцы антикварных магазинов, еще выше - галерей и салонов. Все они активно покупают и продают старинные вещи. На пике пирамиды – штучные владельцы крупных коллекций. Их мало кто знает за пределами высших уровней пирамиды – подобные справочники пока в России, в отличие от других стран мира, не выпускаются.

В Москве на 13 млн жителей и гостей – до 200 зарегистрированных магазинов и магазинчиков, крупных салонов и галерей, многие из которых можно назвать домашними.

Но напомню – в Москве базируется до 80% российского капитала. И потому на ее долю приходится ровно половина учреждений антиквариата. И если учесть, что 80 - в Петербурге, то жители остальной России обходятся 120 магазинами и галереями.

Для сравнения, в Лондоне на 14 млн жителей около 2 тысяч антикварных магазинов, 40 аукционных домов и бесчисленное количество галерей. И, если задаться такой целью, можно видеть, как ежедневно в них держат вахту российские жучки.

Впрочем, не только российские, и даже не столько российские – все чаще и чаще вы можете увидеть там мужчин и женщин китайской внешности с непременным планшетным компьютером в руках.

Они сидят в таких магазинах и галереях как в офисе – обсуждают ту или иную вещь, просматривают ее котировки на мировом рынке – как официальном, так и теневом, всегда активно торгуются. И, как не без горечи поведал антиквар из Франкфурта-на-Майне, сбивают цену, иногда – наполовину.

Китай делает свое дело: в 2011 году именно он стал лидером на мировом рынке продажи предметов искусства и антиквариата, который оценивается в $200 млрд, заняв на нем сегмент размером в 30%.

И все же – Китаю помог мировой кризис: до него лидером рынка были США. И, скорее, не Китай поднялся, а они опустились - с 33-40% рынка в предшествующие годы до 29% в 2011 году. Третья строчка (22%) этого дорогого рейтинга, который ведет Европейский фонд изящных искусств – у англичан, родоначальников антиквариата.

Китайский рынок антиквариата делает заметные успехи - еще 6 лет назад сегодняшний гигант в своей нише - аукционный дом Beijing Poly вообще не существовал. А в 2011 году он – третий в мире по величине капитала и обороту.

Выиграв в Европе и США «войны нижнего белья», завоевав, практически, все сегменты производства и поставки одежды, обуви и дешевой электроники, Китай резко увеличил частный капитал.

И по законам жанра, первое, на что обращает внимание частный капитал – рынок произведений искусства и антиквариата. Сначала, как и положено, резко вырос спрос на произведения искусства Китая, а потом – на мировой антиквариат.

Скачок был столь значителен, что траты китайских миллиардеров на этом рынке вошли в самые авторитетные мировые финансовые прогнозы. Вывод экспертов однозначен – на китайский рынок перетечет определенное количество мирового антиквариата, и, как следствие, он столкнется с таким явлением как «перегрев рынка». И, вполне вероятно, снижению спроса, а с ним – и цен. И особенно реально прогноз выглядит на фоне снижения темпов роста китайской экономики.

Это ударит, в первую очередь – по мировому рынку антиквариата, цены на предметы искусства упадут, по оценкам экспертов – значительно, а с ними – и прибыли рынка антиквариата.

В политике ценообразования ключевую роль играют именно аукционные дома, проводящие аукционные торги.

С некоторых пор рынок антиквариата стал похож на фондовый, а аукционные торги — на биржевые. Считается, что инвестиции в предметы искусства и антиквариат аналогичны вложениям в акции.

Выше было сказано – в России предмет считался антикварным, если ему более 50 лет. А если более 100, то он запрещен к вывозу из страны. На этой почве возникает еще одна ниша обогащения российских жучков.

Дело – в определениях. В США антикварной считается вещь, изготовленная до 1830, в Канаде - до 1847, в Великобритании – до 1910 года. В большинстве остальных стран предмету должно быть не менее 60 лет, чтобы он считался антикварным. В России же кто-то «пробил» определение – 50 лет...

...Шесть утра, Курфюрстендамм - главная торговая улица Берлина. Люди в синем пылесосят мостовую возле крупнейшего в Европе магазина Kaufhaus des Westens – знаменитого KdV. Неподалеку в кафе двое российских жучков, боясь опоздать к открытию, колдуют над длинным списком вещей.

...На механической мельнице для кофе есть дата? Да – 1955 год, отвечает партнер, заглянув в список. Почем она? 30 евро... Берем – пойдет за 130 на Ордынке...

Сегодня Россия – не в лидерах мирового рынка антиквариата. Но она стояла у истоков его образования. И основателем его, как мне представляется, была императорская семья. Всего один пример.

Изделия Императорского фарфорового завода Елизаветинского времени не были многочисленными - в продажу этот фарфор почти совсем не поступал, он лишь жаловался от Двора или шел на дворцовые нужды. И уже спустя 50 лет он, судя по отрывкам воспоминаний знатных людей того времени, был первым антикварным предметом вожделения новоявленных вельможей и богачей. С тех пор прошло более 4-х веков...

Разговор об антиквариате – бесконечен. Всего не охватишь – даже над тем, что изложить в этой первой публикации ушло много времени.

Но будьте осторожны - рынок антиквариата на две трети состоит из подделок. До 40% поддельных картин - в ценовой категории $100-200 тысяч, более 25% - свыше $200 тысяч. В частности – в России, где оборот на рынке поддельных картин доходит до $200 млн в год, в то время, как еще 10 лет назад в антикварных салонах было всего 5-10% подделок.

И особенно много их среди недорогого антиквариата - более 80%. Подделывают все: старинный фарфор, мебель, часы, скульптуру и даже старинные монеты, вплоть до античных. Но об этом – в других публикациях.

Вы в ближайшее время собираетесь вложить деньги в антиквариат?

Логично – верный путь сохранить их, если нет более выгодного предложения.

Но будьте осторожны - рынок антиквариата коварен. В нем необходимо хорошо разбираться. Например, купив подделку, вы вряд ли ее выгодно продадите – разве что за бесценок тому, кто сумеет «сделать» на ней деньги.

Не огорчайтесь - я рассказал вам про антиквариат. Немного. Но этого достаточно, чтобы начать ориентироваться на этом рынке.



Источник | | Автор: Борис Столяров
| Категория: Антиквариат
| Теги: винтаж, коллекционер, инвестиции, коллекционирование, антиквариат
28.03.12 Просмотров: 15432 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.3/3


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar