Главная Клуб Темы Клуба
Всякости об этом и не только
Специфика церковной реставрации.
Один из самых острых вопросов в дискуссии о передаче Церкви храмов и предметов искусства – есть в Церкви специалисты, готовые взять на себя заботу об их сохранности. Заведующая кафедрой реставрации ПСТГУ Галина Клокова рассказала «ТД» о том, в чем специфика церковной реставрации и какие задачи сегодня стоят перед реставраторами и храмовыми ризничими.
- Галина Сергеевна, кафедра готовит специалистов прежде всего для работы в храмах, то есть вы обучаете какой-то специальной «церковной» реставрации? И есть ли такое понятие «церковная» реставрация?
- Такого научного понятия в реставрационной области нет. Но есть некоторая разница в реставрации иконы для музея и для храма. Эта разница в конечном этапе реставрации. В академической музейной реставрации не допускается реконструкция каких-то важных утраченных фрагментов. Скажем, если не сохранилась половина лика, то его не будут дописывать, если нет надписи, не будут ее делать при музейной реставрации. А в церкви просто немыслима икона, если отсутствует глаз, нет рта, нет надписи. Поэтому необходимо утраченное реконструировать, но такая реконструкция никак не сказывается на сохранности иконы: в случае каких-то изменений восстановленные, новые, фрагменты можно удалить без вреда для старой живописи.
- А что такое «консервация» икон, в чем ее отличия от реставрации?
- Консервация направлена на то, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение иконы - законсервировать существующее состояние. Икона, прошедшая консервацию, иногда может в полном объеме выполнять богослужебную функцию, но, чаще всего, не может, потому что она останется темной и с утратами. Она может храниться какое-то время под внимательным наблюдением, до тех пор, пока не будет проведена реставрация.
- Кроме ПСТГУ еще несколько ВУЗов каждый год выпускают реставраторов, которые могут выполнять церковные заказы. Не достаточно на данный момент в этой области специалистов? Нет ли переизбытка кадров?
- Если всего семь человек из наших выпускников работает в храмах, это считайте семь храмов, а в Москве их сколько? А в области сколько, а в России? Специалисты очень нужны, работа для них есть, но пока еще далеко не все понимают, что реставратор нужен в храме как штатная единица. Часто предпочитают раз в 5 лет пригласить какую-то бригаду, которая быстренько все за 2 месяца «починит». Реставраторов-профессионалов мало. Последнее время появилось много сомнительных курсов, которые в самые короткие сроки обещают любого желающего сделать реставратором. Это что-то невероятное! Мне встретилась реклама каких-то курсов «повышения квалификации», на которых процесс обучения реставрации икон длится от трех до семи дней. Вот этих «реставраторов» довольно много, но они ничего, кроме как портить, не могут. И допускать их никуда нельзя, но многие клирики и сотрудники храмов этого не понимают. Они, конечно же, не хотят вреда иконам, просто не понимают, какой квалификацией должен обладать реставратор.
- Сейчас во многих епархиях возрождаются монастыри, в которых организуются свои издательства, иконописные, швейные мастерские. Появились ли реставрационные мастерские в монастырях? Присылают ли монастыри или епархии людей для обучения на кафедре?
- Пока только одна прекрасная реставрационная мастерская есть в Троице-Сергиевой Лавре. Пять человек оттуда учатся у нас на курсах. По окончании иконописной школы при Лавре они поступили в реставрационную мастерскую, и их прислали на обучение к нам. Еще из Тобольской духовной семинарии два года уже приезжает человек учиться в летний период. Они присылали еще ученика, но сейчас его рукоположили во диакона и сможет ли он продолжить обучение, пока не ясно.
- А простые верующие, частные лица, владеющие старинными иконами, ищут реставраторов? Появляется ли у людей представление о необходимости реставрации, правильного хранения?
- Ищут, и довольно часто обращаются к нам, но мы иконы от частных лиц не принимаем, не
Галина Клокова
имеем такой возможности. Мы работаем только для храмов. Для церквей и
Галина Клокова
монастырей мы
реставрируем бесплатно. Важно, чтобы храмы не соглашались на услуги халтурщиков, которые обдирают их, как могут.
- В Москве частные владельцы могут найти реставраторов для своих икон?
- Могут, но это дорого, для этого надо приложить серьезные усилия. Есть ВХНРЦ им. Грабаря, РосРеставрация, ГосНИИР и Третьяковкая галерея. У них, как правило, есть свои постоянные заказчики и со стороны они заказ могут и не взять.
- Значит, есть некоторая потребность в церковных реставрационных мастерских, которые бы работали и для храмов и для частных верующих?
- Есть, есть такая потребность. Нужна мастерская, которая бы и иконостасы храмов реставрировала и иконы верующих. Потому что икона «сыпется» не потому, что попала в храм, или просто верующему, или к коллекционеру. Конечно, лучше владельцам иконы обратиться к профессиональному реставратору с какой-то гарантией, чем к кому-то случайном человеку. Но организовать такую мастерскую не легко и юридически, и финансово. Нужны средства, чтобы арендовать помещение, оборудовать его, нанять охрану, закупить все необходимые материалы. Нужно платить реставраторам, бухгалтеру, менеджеру какое-то время зарплату, пока мастерская не начнет зарабатывать.
- Кроме реставратора в храме необходим еще и ризничий - хранитель икон, облачений. А можно ли где-то получить такую специальность?
- Предполагалось, что выпускники отделения истории и теории христианского искусства нашего университета будут заполнять эти места в храмах. Но они практически не востребованы. Если реставраторов иногда принимают на постоянную работу, то профессиональные ризничие оказались не нужны. Только две выпускницы работают по специальности. Какая-то часть остальных выпускников смогла получить работу в государственных музеях, другие устроились, как могли, или поменяли профессию. Кроме наших выпускниц профессиональные хранители есть в церкви свт. Митрофана Воронежского - Ирина Васильевна Крохина, и в храме Христа Спасителя - священник Георгий Мартынов.
- Обычно в храмах работу ризничего выполняют алтарники, регент, или свечницы. Так ли нужны ризничему какие-то специальные знания, может, достаточно того, чтобы человек был честным, аккуратным и благочестивым?
- Этого недостаточно. В храмах должен вестись грамотный учет. В настоящее время по имеющимся инвентарным книгам нельзя понять, какая именно икона где находится. Иконы не обмеряны, инвентарные номера не проставляются, описаний с указанием индивидуальных признаков нет, фотографий нет. При такой невразумительной документации невозможно искать икону в случае кражи, а если случайно такая икона и обнаружится на каком-нибудь рынке, то доказать, что эта икона украдена из этой церкви невозможно. Это одна из причин, по которой нужен грамотный хранитель. Учётная документация довольно обширна, её должен вести профессиональный сотрудник. Вторая причина - организация правильного хранения икон и ухода за ними. Грамотное хранение можно видеть в церкви свт. Николая в Толмачах (храм при ГТГ) и в храме Христа Спасителя, а в большинстве обычных приходских церквей специалисту видны многочисленные нарушения, совершаемые именно по незнанию. Иконы не выносят сквозняков, а их ставят на подоконники под форточки. Дерево пересушивается от перегрева, а иконы ставят на батареи или вешают прямо над ними. Свеси лампад помещают так близко к иконе, что образуются ожоги. Если не к каждой службе, то к каждому празднику усердные сотрудницы трут иконы намыленными тряпками, а то и подсолнечным маслом помажут, чтобы были ярче - этими действиями иконам наносится непоправимый вред Такого рода нарушений много, перечисление займёт много времени. Ризничий как раз и должен следить за тем, чтобы иконы не стояли на сквозняке, чтобы не вбивали гвозди и не ввинчивали шурупы, чтобы эти иконы повесить, чтобы ничем не мыли иконы, чтобы при уборке в храме он не наполнялся паром от разлитой по полу горячей воды. И многое другое, о чём знают все специалисты-хранители, и чего не ведают ни священники, ни алтарники, ни уборщицы. С них и спрашивать-то нельзя, им об этом не говорили, они этого не знают.
-Не каждый алтарник может получать искусствоведческое образование 6 лет, чтобы стать профессиональным хранителем.
-Мы планируем организовать краткосрочные курсы для подготовки ризничих. Эти курсы планируются как платные. Предполагается, что заинтересованные приходы будут направлять своих сотрудников и, возможно, оплачивать обучение. Пока на объявление на нашем сайте откликнулся только один человек. Подробнее об этих курсах можно узнать на сайте кафедры http://restprosvet.ucoz.ru/
Там же можно узнать о требованиях к поступающим на отделение реставрации (обучение только очное длительностью 6 лет, возможно предоставление общежития).
- Много ли человек вы принимаете на первый курс?
- У нас каждый год семь мест, но иногда принимаем немножко больше, с расчетом, что кто-то из студентов может уйти: кто-то замуж выходит, кто-то не выдерживает большой учебной нагрузки, кто-то понимает, что реставрация не для него. Иногда к шестому курсу остается 2 человека, а иногда выдерживает вся группа.
- Есть ли конкурс при поступлении и какие нужно сдавать экзамены?
- Конкурс от трех до пяти человек на место. Мы принимаем сейчас два ЕГЭ -русский язык и литература, и три экзамена по специальности: рисунок, живопись, копирование иконы.
- Каков уровень экзаменов по специальности?
- Хороший уровень художественной школы. Хотелось бы, чтобы больше поступало выпускников художественных училищ, у которых уровень подготовки выше. Но их приходит мало.
- Кроме дисциплин, связанных с реставрацией и историей искусства, студенты изучают ряд богословских дисциплин: Священное Писание, литургику, историю Церкви. Почему эти знания важны для реставратора икон?
- Для реставратора, который работает в ВХНРЦ им. Грабаря, это, может быть, не так важно. Он икону сделал, заказчики ее приняли и все. А реставратор в Церкви должен знать, как в храме себя вести, почему в какой-то момент из алтаря выходит батюшка, и что там у него в руках, и почему это что-то дымит. Наши выпускники должны глубже знать жизнь Церкви, не чувствовать себя чужими, и чтобы их не воспринимали как чужих. Поэтому богословская составляющая в образовании у нас очень серьезная, это не азы.
-Страна большая, далеко не все даже технически могут приехать на курсы в Москву, где-то можно найти информацию об организации хранения в храмах?
-Основные рекомендации по уходу за иконами, основы системы учёта изложены мною в небольшом издании "Как сохранить церковные ценности", которую можно рассматривать как краткий справочник. В отдаленных епархиях краткие курсы для ризничих можно было бы организовывать в областных музеях. Сотрудники музеев вполне могут прочитать курс по хранению и учету для клириков и тружеников храмов. Такое сотрудничество было бы очень полезно. Нечто подобное делается в Новгородской семинарии, где в курс по иконографии включена тема об организации хранения икон.
Справка:
Кафедра реставрации существует в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете с 1993 года. Создала кафедру и заведует ею все эти годы Галина Сергеевна Клокова, художник-реставратор темперной живописи высшей категории, профессор. Кафедра уникальна тем, что на признанном профессиональными кругами уровне готовит специалистов в области реставрации именно для работы в Церкви, учитывая эту специфику в учебном процессе. Выпускники кафедры получают диплом государственного образца и работают не только в храмах, но и в музеях и научно-исследовательских организациях. Они получают специальность «художник реставратор станковой живописи», на которую получена государственная аккредитация.
За семнадцать лет существования кафедры закончили обучение 64 человека; 7 из них работают реставраторами в храмах, 7 в музеях, 7 остались работать на кафедре.
Интернет-издание "Татьянин день"
- Галина Сергеевна, кафедра готовит специалистов прежде всего для работы в храмах, то есть вы обучаете какой-то специальной «церковной» реставрации? И есть ли такое понятие «церковная» реставрация?
- Такого научного понятия в реставрационной области нет. Но есть некоторая разница в реставрации иконы для музея и для храма. Эта разница в конечном этапе реставрации. В академической музейной реставрации не допускается реконструкция каких-то важных утраченных фрагментов. Скажем, если не сохранилась половина лика, то его не будут дописывать, если нет надписи, не будут ее делать при музейной реставрации. А в церкви просто немыслима икона, если отсутствует глаз, нет рта, нет надписи. Поэтому необходимо утраченное реконструировать, но такая реконструкция никак не сказывается на сохранности иконы: в случае каких-то изменений восстановленные, новые, фрагменты можно удалить без вреда для старой живописи.
- А что такое «консервация» икон, в чем ее отличия от реставрации?
- Консервация направлена на то, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение иконы - законсервировать существующее состояние. Икона, прошедшая консервацию, иногда может в полном объеме выполнять богослужебную функцию, но, чаще всего, не может, потому что она останется темной и с утратами. Она может храниться какое-то время под внимательным наблюдением, до тех пор, пока не будет проведена реставрация.
- Кроме ПСТГУ еще несколько ВУЗов каждый год выпускают реставраторов, которые могут выполнять церковные заказы. Не достаточно на данный момент в этой области специалистов? Нет ли переизбытка кадров?
- Если всего семь человек из наших выпускников работает в храмах, это считайте семь храмов, а в Москве их сколько? А в области сколько, а в России? Специалисты очень нужны, работа для них есть, но пока еще далеко не все понимают, что реставратор нужен в храме как штатная единица. Часто предпочитают раз в 5 лет пригласить какую-то бригаду, которая быстренько все за 2 месяца «починит». Реставраторов-профессионалов мало. Последнее время появилось много сомнительных курсов, которые в самые короткие сроки обещают любого желающего сделать реставратором. Это что-то невероятное! Мне встретилась реклама каких-то курсов «повышения квалификации», на которых процесс обучения реставрации икон длится от трех до семи дней. Вот этих «реставраторов» довольно много, но они ничего, кроме как портить, не могут. И допускать их никуда нельзя, но многие клирики и сотрудники храмов этого не понимают. Они, конечно же, не хотят вреда иконам, просто не понимают, какой квалификацией должен обладать реставратор.
- Сейчас во многих епархиях возрождаются монастыри, в которых организуются свои издательства, иконописные, швейные мастерские. Появились ли реставрационные мастерские в монастырях? Присылают ли монастыри или епархии людей для обучения на кафедре?
- Пока только одна прекрасная реставрационная мастерская есть в Троице-Сергиевой Лавре. Пять человек оттуда учатся у нас на курсах. По окончании иконописной школы при Лавре они поступили в реставрационную мастерскую, и их прислали на обучение к нам. Еще из Тобольской духовной семинарии два года уже приезжает человек учиться в летний период. Они присылали еще ученика, но сейчас его рукоположили во диакона и сможет ли он продолжить обучение, пока не ясно.
- А простые верующие, частные лица, владеющие старинными иконами, ищут реставраторов? Появляется ли у людей представление о необходимости реставрации, правильного хранения?
- Ищут, и довольно часто обращаются к нам, но мы иконы от частных лиц не принимаем, не
Галина Клокова
имеем такой возможности. Мы работаем только для храмов. Для церквей и
Галина Клокова
монастырей мы
реставрируем бесплатно. Важно, чтобы храмы не соглашались на услуги халтурщиков, которые обдирают их, как могут.
- В Москве частные владельцы могут найти реставраторов для своих икон?
- Могут, но это дорого, для этого надо приложить серьезные усилия. Есть ВХНРЦ им. Грабаря, РосРеставрация, ГосНИИР и Третьяковкая галерея. У них, как правило, есть свои постоянные заказчики и со стороны они заказ могут и не взять.
- Значит, есть некоторая потребность в церковных реставрационных мастерских, которые бы работали и для храмов и для частных верующих?
- Есть, есть такая потребность. Нужна мастерская, которая бы и иконостасы храмов реставрировала и иконы верующих. Потому что икона «сыпется» не потому, что попала в храм, или просто верующему, или к коллекционеру. Конечно, лучше владельцам иконы обратиться к профессиональному реставратору с какой-то гарантией, чем к кому-то случайном человеку. Но организовать такую мастерскую не легко и юридически, и финансово. Нужны средства, чтобы арендовать помещение, оборудовать его, нанять охрану, закупить все необходимые материалы. Нужно платить реставраторам, бухгалтеру, менеджеру какое-то время зарплату, пока мастерская не начнет зарабатывать.
- Кроме реставратора в храме необходим еще и ризничий - хранитель икон, облачений. А можно ли где-то получить такую специальность?
- Предполагалось, что выпускники отделения истории и теории христианского искусства нашего университета будут заполнять эти места в храмах. Но они практически не востребованы. Если реставраторов иногда принимают на постоянную работу, то профессиональные ризничие оказались не нужны. Только две выпускницы работают по специальности. Какая-то часть остальных выпускников смогла получить работу в государственных музеях, другие устроились, как могли, или поменяли профессию. Кроме наших выпускниц профессиональные хранители есть в церкви свт. Митрофана Воронежского - Ирина Васильевна Крохина, и в храме Христа Спасителя - священник Георгий Мартынов.
- Обычно в храмах работу ризничего выполняют алтарники, регент, или свечницы. Так ли нужны ризничему какие-то специальные знания, может, достаточно того, чтобы человек был честным, аккуратным и благочестивым?
- Этого недостаточно. В храмах должен вестись грамотный учет. В настоящее время по имеющимся инвентарным книгам нельзя понять, какая именно икона где находится. Иконы не обмеряны, инвентарные номера не проставляются, описаний с указанием индивидуальных признаков нет, фотографий нет. При такой невразумительной документации невозможно искать икону в случае кражи, а если случайно такая икона и обнаружится на каком-нибудь рынке, то доказать, что эта икона украдена из этой церкви невозможно. Это одна из причин, по которой нужен грамотный хранитель. Учётная документация довольно обширна, её должен вести профессиональный сотрудник. Вторая причина - организация правильного хранения икон и ухода за ними. Грамотное хранение можно видеть в церкви свт. Николая в Толмачах (храм при ГТГ) и в храме Христа Спасителя, а в большинстве обычных приходских церквей специалисту видны многочисленные нарушения, совершаемые именно по незнанию. Иконы не выносят сквозняков, а их ставят на подоконники под форточки. Дерево пересушивается от перегрева, а иконы ставят на батареи или вешают прямо над ними. Свеси лампад помещают так близко к иконе, что образуются ожоги. Если не к каждой службе, то к каждому празднику усердные сотрудницы трут иконы намыленными тряпками, а то и подсолнечным маслом помажут, чтобы были ярче - этими действиями иконам наносится непоправимый вред Такого рода нарушений много, перечисление займёт много времени. Ризничий как раз и должен следить за тем, чтобы иконы не стояли на сквозняке, чтобы не вбивали гвозди и не ввинчивали шурупы, чтобы эти иконы повесить, чтобы ничем не мыли иконы, чтобы при уборке в храме он не наполнялся паром от разлитой по полу горячей воды. И многое другое, о чём знают все специалисты-хранители, и чего не ведают ни священники, ни алтарники, ни уборщицы. С них и спрашивать-то нельзя, им об этом не говорили, они этого не знают.
-Не каждый алтарник может получать искусствоведческое образование 6 лет, чтобы стать профессиональным хранителем.
-Мы планируем организовать краткосрочные курсы для подготовки ризничих. Эти курсы планируются как платные. Предполагается, что заинтересованные приходы будут направлять своих сотрудников и, возможно, оплачивать обучение. Пока на объявление на нашем сайте откликнулся только один человек. Подробнее об этих курсах можно узнать на сайте кафедры http://restprosvet.ucoz.ru/
Там же можно узнать о требованиях к поступающим на отделение реставрации (обучение только очное длительностью 6 лет, возможно предоставление общежития).
- Много ли человек вы принимаете на первый курс?
- У нас каждый год семь мест, но иногда принимаем немножко больше, с расчетом, что кто-то из студентов может уйти: кто-то замуж выходит, кто-то не выдерживает большой учебной нагрузки, кто-то понимает, что реставрация не для него. Иногда к шестому курсу остается 2 человека, а иногда выдерживает вся группа.
- Есть ли конкурс при поступлении и какие нужно сдавать экзамены?
- Конкурс от трех до пяти человек на место. Мы принимаем сейчас два ЕГЭ -русский язык и литература, и три экзамена по специальности: рисунок, живопись, копирование иконы.
- Каков уровень экзаменов по специальности?
- Хороший уровень художественной школы. Хотелось бы, чтобы больше поступало выпускников художественных училищ, у которых уровень подготовки выше. Но их приходит мало.
- Кроме дисциплин, связанных с реставрацией и историей искусства, студенты изучают ряд богословских дисциплин: Священное Писание, литургику, историю Церкви. Почему эти знания важны для реставратора икон?
- Для реставратора, который работает в ВХНРЦ им. Грабаря, это, может быть, не так важно. Он икону сделал, заказчики ее приняли и все. А реставратор в Церкви должен знать, как в храме себя вести, почему в какой-то момент из алтаря выходит батюшка, и что там у него в руках, и почему это что-то дымит. Наши выпускники должны глубже знать жизнь Церкви, не чувствовать себя чужими, и чтобы их не воспринимали как чужих. Поэтому богословская составляющая в образовании у нас очень серьезная, это не азы.
-Страна большая, далеко не все даже технически могут приехать на курсы в Москву, где-то можно найти информацию об организации хранения в храмах?
-Основные рекомендации по уходу за иконами, основы системы учёта изложены мною в небольшом издании "Как сохранить церковные ценности", которую можно рассматривать как краткий справочник. В отдаленных епархиях краткие курсы для ризничих можно было бы организовывать в областных музеях. Сотрудники музеев вполне могут прочитать курс по хранению и учету для клириков и тружеников храмов. Такое сотрудничество было бы очень полезно. Нечто подобное делается в Новгородской семинарии, где в курс по иконографии включена тема об организации хранения икон.
Справка:
Кафедра реставрации существует в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете с 1993 года. Создала кафедру и заведует ею все эти годы Галина Сергеевна Клокова, художник-реставратор темперной живописи высшей категории, профессор. Кафедра уникальна тем, что на признанном профессиональными кругами уровне готовит специалистов в области реставрации именно для работы в Церкви, учитывая эту специфику в учебном процессе. Выпускники кафедры получают диплом государственного образца и работают не только в храмах, но и в музеях и научно-исследовательских организациях. Они получают специальность «художник реставратор станковой живописи», на которую получена государственная аккредитация.
За семнадцать лет существования кафедры закончили обучение 64 человека; 7 из них работают реставраторами в храмах, 7 в музеях, 7 остались работать на кафедре.
Интернет-издание "Татьянин день"
Источник | |
|
21.04.10 Просмотров: 5253 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |