Главная Клуб Темы Клуба
Живопись
Из-под слоёв Матисса извлекли цвета прошлого
Не только искусствоведы считают, что в творчестве Анри Матисса парижского периода "Купальщицы" – одна из работ, наиболее ярко отражающих дух предвоенного времени. Даже неискушённый любитель живописи согласится: полотно притягивает взгляд, как будто в самой глубине его нехитрой композиции что-то скрыто. Последние научные исследования подтвердили – с картиной действительно не всё так просто.
Как и многих его коллег по цеху, отвернуться от авангардизма Матисса заставила Первая мировая война. А незадолго до её начала художник, ещё совсем недавно, по меткому выражению, "обливавший публику вёдрами краски", был мрачен и страдал от депрессии. Считается, что это настроение легко уловимо именно в "Купальщицах".
Около трёх лет тому назад кураторы и хранители института искусств Чикаго начали тщательно исследовать полотно, чтобы разрешить многолетние загадки работы великого мастера.
Финальный состав собравшейся для данного предприятия команды оказался многочисленным, но главной движущей силой исследования были, безусловно, чикагский искусствовед Стефани Д'Алессандро (Stephanie d'Alessandro), Сотириос Цафтарис (Sotirios A. Tsaftaris) из Северо-Западного университета (Northwestern University) и Джон Элдерфилд (John Elderfield), почётный главный куратор музея современного искусства в Нью-Йорке (MOMA).
Хотя учёный мир знал о ряде других набросков и этюдов Матисса к картине, никто не мог сказать, сколько существенных изменений претерпели сами "Купальщицы" между 1909 и 1917 годами. Отправной точкой в расследовании послужил известный факт: впервые взявшись за полотно, художник изобразил пятерых обнажённых женщин у водопада. Причём работа изобиловала розовым, зелёным и голубым цветами.
Когда заказчик отказался от "Купальщиц", поражённый в самое сердце Матисс вернулся к работе только через четыре года и начал менять её радикально. Фигур осталось только четыре, они стали выглядеть гораздо абстрактнее, а главное, на смену ярким краскам пришёл депрессивный серый цвет.
Что любопытно, благодаря такому оттенку позы женщин справа довольно легко интерпретировать как молитвенные. Особенно это заметно, если посмотреть на цветной вариант "Купальщиц" 1913 года, восстановленный общими усилиями искусствоведов и учёных по чёрно-белому снимку фотографа Эжена Дрюэ (Eugene Druet).
Реконструкция цветной картины по чёрно-белой фотографии – куда более сложная работа, чем приобретшее популярность в последние годы раскрашивание чёрно-белого кинофильма (колоризация).
Если в последнем случае достаточно усилий технических специалистов, то, "общаясь" с полотном, без искусствоведов не обойтись. Ведь в мире художников небо не всегда обязано быть голубым, а трава – зелёной. Что уж говорить об абстрактной живописи, к которой можно отнести и "Купальщиц" Матисса.
Обнаруженные остатки старой краски на поверхности полотна и микроскопические поперечные срезы с избытком обеспечили исследователей нужными данными. "Как только мы сделали микросрезы и таким образом сняли фрагменты верхнего слоя с "Купальщиц", то сразу заметили яркие частицы краски", – говорит Элдерфилд.
Затем программа посекторно сопоставила отсканированное изображение (4 на 5 тысяч пикселей) "Купальщиц" в их финальной ипостаси и чёрно-белое фото 1913 года. Весь гигантский комплекс полученных соответствий проходил "фильтрацию" искусствоведами, консультировавшими учёных относительно того, как изменялась картина в 1909 и 1913 годах. Итог – объединение всех результатов помогло раскрасить снимок как минимум c 95-процентной точностью.
Самым же впечатляющим результатом проекта стала высококачественная репродукция той самой промежуточной версии "Купальщиц" в натуральную величину, словно извлечённая из давно ушедшего времени.
Открывшиеся взору учёных робкие розовые и зелёные пятна – будто отблески падающего извне света, источник которого спешно покинул пространство рисунка. Учёные, однако, считают, что доминирующий в "Купальщицах" серый цвет не связан с предчувствием художником мировой войны за год до её начала, а неотъемлемая и важная часть творческого развития самого Матисса.
В 1917-м художник завершил "Купальщиц", вернув картине разнообразие цветовой палитры, но при этом сделав полотно совсем схематичным и уплощённым, разбив его на вертикальные зоны и "переориентировав" отдельные элементы. Так, например, изгиб тела закрашенной пятой фигуры вновь всплыл, но уже в качестве белой змееобразной абстракции.
Одним словом, если бы не применённый учёными метод псевдоколоризации (немного похожий на технологию раскраски картинки прибора ночного видения), эта сторона живописи француза так и осталась бы потерянной.
"Он всегда был известен как гений цвета, света и передачи ощущения гедонизма, – продолжает Элдерфилд. – Однако Матисс периода 1913-1917 годов, найденный нами, – совершенно иной художник, более строгий, беспокойный и радикальный". Именно на протяжении этих лет поистине стоического обрабатывания одного и того же полотна, как считают участники исследования, Матисс и стал мастером художественных геометрии и синтеза. (Видеопрезентация открытия размещена в пресс-релизе Северо-Западного университета.)
Оценить проделанный учёными и искусствоведами труд при желании можно на масштабной выставке "Матисс: радикальное изобретение, 1913-1917" (Matisse: Radical Invention), которая проходила в MOMA с 18 июля по 11 октября 2010 года. Экспозиция включает около 120 картин, скульптур, рисунков и репродукций, представляющих "парижский" период Матисса.
На этом отрезке жизни художника, с момента его возвращения из Марокко и до его отъезда в Ниццу в 1917 году, была создана масса загадочных и экспериментальных картин.
Традиционно работы Матисса "парижского" периода воспринимаются искусствоведами по отдельности, не связанными друг с другом, хотя в их геометрически чёткой и точной композиции везде преобладают чёрные и серые оттенки. Нынешнее же исследование "Купальщиц" не только пролило свет на методы художника, но и показало связь картины с несколькими другими последующими работами – как минимум с "Марокканцами" (1915-1916 гг.) и "Уроком игры на пианино" (1916 г.).
Польза от междисциплинарных исследований наподобие проведённого сейчас искусствоведами и учёными интересна своей абсолютной непредсказуемостью. Так, потрудившись над реконструкцией "Купальщиц", профессор Цафтарис задумался о применении использованных алгоритмов для раскраски совсем других чёрно-белых изображений – результатов МРТ-сканирования сердец кардиологических больных.
Эта "псевдоколоризация" должна помочь врачам в своевременном выявлении заболеваний.
Источник | |
|
18.08.10 Просмотров: 3109 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |