Главная Клуб Темы Клуба
Символы Веры
Школа тибетской тханкописи.
В ноябре – декабре 2010 года, во время проведения Учений Его
Святейшества Далай-ламы для буддистов России, в Дхарамсале (Северная
Индия), нам посчастливилось увидеть много прекрасных настенных фресок и
тханка. В храме Калачакры монастыря Намгъял поразительные по красоте
настенные изображения различных мандал и божеств, во всём многообразии и
утончённой роскоши, представляют наиболее полную картину буддийской
космологии.
Тибетцам в изгнании удалось сохранить сакральную традицию буддийской живописи, принятую ими в древности из Индии. В прошлом могучая, богатая традиция буддийской живописи с её разнообразием стилей была достоянием тибетского сообщества и тех стран, в которых упрочилась традиция Махаяны, в наши дни, в период глобализации и упадка нравственных идеалов, традиция продолжает своё существование, но уже в других условиях. После вынужденного ухода из Тибета в Индии тибетцы восстановили многие прежние институты. По решению Его Святейшества Далай-ламы XIV о сохранении богатейшего тханкописного наследия, досточтимый Ген Санге Еше основал первую школу тханкописи при Библиотеке тибетских трудов и архивов. Она была закрыта в 1992, но усилиями учеников Ген Санге Еше традиция была продолжена, и в 2004 г. открылся Институт Тибетского искусства тханкописи. Его возглавляют известные мастера тханкописи, ученики Ген Санге Еше - Мигмар Тцеринг и Тензин Нгодуп. По былой привычке его называют «Tibetan Thanka school». Это известное заведение закончила в 2010 году калмыцкая художница Татьяна Музраева, она училась здесь пять лет и, вернувшись на родину, будет развивать древнее искусство в Калмыкии.
Иду по петляющей горной дороге вниз, как говорила мне знакомая девушка – тханкописец Баирма: «три поворота шоссе и вы увидите магазин с вывеской «Кирпумур», надо завернуть за него и прямо-прямо, идя по дороге, выйдете к зданию жёлтого цвета. Это и будет наша школа».
На всякий случай, решаюсь спросить у индийца, идущего рядом, не покажет ли он школу тханкописи.
Он утвердительно кивнул головой, сказал, что идёт как раз в том направлении. Пройдя несколько метров, вижу трёх или более этажное здание жёлтого цвета в стиле тибетской архитектуры и флаг на крыше. О, прекрасное здание, впечатляет - сразу видно, «кузница кадров», подумалось мне. Но я оказалась не права, идущий рядом мужчина, отрицательно покачал головой и лишь после прохождения ещё доброй сотни метров, когда нашему взору открылся вид небольшого домика, стены которого тоже были выкрашены в жёлтый цвет, местный житель спокойно сказал: «Мэм, вот, она - школа тханкописи».
Уютный дом, захожу внутрь, просторная комната, вмещающая студентов с их профессиональными принадлежностями: рамами с натянутыми полотнами, подушками-сиденьями и красками. Здесь обучаются монахи и миряне. Меня встретила белолицая Баирма в зимней серой пушистой шапочке, вызывающей ассоциации если не с заснеженной Сибирью, то с декабрьским Подмосковьем точно.
Было время пить чай. Баирма подала горячий сладкий чай с молоком, сваренный ею (в тот день была её очередь варить чай). Вечерело, декабрьской прохладой тянуло с сумеречных гор. Студенты, большинство из которых были юноши, также пили чай, разговаривали о чём-то своём, поглядывая на гостью - на меня. Нашего тханкописца – калмыцкого студента Лобсанга – в школе не было, он ушёл раньше. Осматриваю незавершённые работы живописцев, интересно и одновременно привычно многое. Как же здорово, что каноническая традиция осваивается юным поколением и продолжает свою жизнь в двадцать первом веке.
Моя знакомая художница Баирма, бурятка, уже заканчивает обучение искусству буддийской живописи, владеет всеми необходимыми навыками рисунка и росписи, она человек известный в своей среде.
Баирма, указывая на трёх монахов, говорит, они присланы из монастыря Кирти для обучения, монастырь заинтересован в собственных художниках. Баирма быстра в движениях, очень подвижна и легка на подъём. Пока я беседовала с учителем Гуру Гъялценом, собравшись, она поспешила на встречу с земляками-бурятами, приехавшими в Дхарамсалу.
Хочется поговорить с кем-нибудь постарше, услышать ответы на некоторые вопросы. Из маленькой комнаты выходит тибетец среднего роста, спокойный и вежливый. Здороваемся. Он представляется: Гуру Гъялцен, один из преподавателей школы. Он недавно стал преподавателем после завершения обучения. Беседуем.
– Уважаемый Гуру Гъялцен, возможно ли рассматривать тханкопись, как объект чистого искусства, или это не полное понимание смысла тханки? Ну, допустим, как картину.
– ответ: Тханка - прежде всего, неотделима от буддийской Дхармы, Учения, она отражает определённые аспекты Дхармы, учит людей. Но в начале, то что некоторым людям нравится только внешний, изобразительный аспект тханкописи, тоже хорошо. Заинтересовавшись поначалу тханкой как картиной, люди со временем начинают питать интерес к философии.
– вопрос: Скажите, пожалуйста, приехав в Индию, я вижу много полотен, их очень много, они выставлены на продажу в различных магазинах, торгующих сувенирной продукцией, но уровень исполнения многих из них наводит на мысль о том, что художественное качество тханка падает, несмотря на внешний яркий вид и большой выбор. Как вам кажется, верно, что качество живописи снизилось?
– ответ: Да, вы верно заметили. Отчасти это связано со временем, в котором мы живём, а также с тем, что буддийской живописью занимается слишком много людей. Художников стало чересчур много, среди них встречаются люди с низкой профессиональной подготовкой. Но здесь, в нашей школе, мы стараемся продолжать и поддерживать истинную чистую традицию. Мы стараемся хранить её. Вы наверно, знаете, что наша школа наследует традиции школы тханкописи, многие годы существовавшей при Библиотеке тибетских трудов, основателем которой был большой мастер-тханкописец Ген Санге Еше. После его ухода, в нашей, теперь уже частной школе преподаванием занимаются его ученики, настоящие мастера.
– вопрос: Вы не подсчитывали, сколько человек за годы существования школы получили образование в её стенах?
– ответ: По неточным подсчётам, около ста человек, тибетских и иностранных студентов. Среди них – граждане России, Кореи, Японии, Монголии.
– вопрос: В традиции тханкописи существует несколько стилей (Менри, Менса, Менинг, Карма-Гадри). Какому основному стилю живописи вы отдаёте предпочтение?
– ответ: Менри - это основной стиль, которому мы уделяем внимание в изучении живописной традиции. Основателем стиля является Дава Таши Гъялпо, живший в XV в., у него было два студента - Менла Дхондуп и Кхенце. Менла Дхондуп впоследствии стал известным тханкописцем, и «Менри», это стиль его школы. (О Кхенце история умалчивает)
– вопрос: Людей всегда интересуют необычные истории, доводилось ли вам слышать или видеть необычные, «волшебные, чудесные» (способные творить чудеса) тханки?
– ответ: Да, я слышал интересные легенды о тханках: когда практик разговаривал с тханкой, общался, но сам я такого не видел. Чаще, это происходило со скульптурными образами. Знаете, всё зависит от нашей кармы. Всё возможно, если ваша карма чиста, с вами может многое произойти, в том числе и нечто необычное.
– вопрос: Годы идут, всё подвержено изменениям, что Вы можете сказать о будущем тханкописи как явления, допустим, в следующем столетии? Будут ли изменения в канонах, или по существу в традиции ничего не изменится?
– ответ: Я думаю, что основа останется прежней, классической. «Тикса» - канон - сохранится, но в будущем, возможно, изменениям в первую очередь подвергнутся детали фона, детали одежды, украшения.
– вопрос: В калмыцком центральном хуруле «Золотая Обитель Будды Шакьямуни» над росписями стен работали и ваши выпускники, они выполнили свою работу прекрасно. Знакомы ли вы с кем-то из них? (называю имена некоторых живописцев – Таши Гъялцен, Гомпо, Джампа Таши, Лобсанг). Гуру Гъялцен улыбается, да-да, я знаю этих людей.
Обращаюсь с вопросами к юноше, помогавшему в переводе вопросов. Это студент из Ладакха, Тензин Вёбар. Он на следующий год завершает обучение, и я интересуюсь у представителя нового поколения художников, верно, ли, что необходимо соблюдать чистоту художнику, создающему тханку?
– ответ студента: Конечно, нравственность, чистота очень важны для тханкописца. Следует навести порядок перед началом работы, руки, инструменты, - всё необходимо вымыть, вычистить, нужно сосредоточиться, нельзя болтать понапрасну с друзьями. Следует молиться, медитировать. Нам следует проявлять уважение к тханке уже в процессе работы над ней. Да. Сейчас, всё немного по-другому. Но мы стараемся соблюдать чистоту. Проявлять уважение к традиции.
– вопрос: Мы видим, что многие из молодых художников слушают современную музыку, работают в наушниках, не мешает ли это в создании тханка?
– ответ: Видите ли, мы современные люди, так отдыхаем, иногда хорошо ведь музыку послушать.
Желаю молодому человеку успехов и удачи. В ответ он улыбается и в свою очередь желает мне успехов в публикации интервью и др.
В заключение встречи, Гуру Гъялцен показывает свою незавершённую работу - Белую тару (Цаган Дярке-калм.), я фотографирую его с тханкой на память. Прощаюсь до следующего года. На выходе из школы, за оградой куст белых пионов, слегка раскачиваясь на ветру, кивает шапками цветов. До встречи, институт тханкописи.
Буддизм в Калмыкии
Тибетцам в изгнании удалось сохранить сакральную традицию буддийской живописи, принятую ими в древности из Индии. В прошлом могучая, богатая традиция буддийской живописи с её разнообразием стилей была достоянием тибетского сообщества и тех стран, в которых упрочилась традиция Махаяны, в наши дни, в период глобализации и упадка нравственных идеалов, традиция продолжает своё существование, но уже в других условиях. После вынужденного ухода из Тибета в Индии тибетцы восстановили многие прежние институты. По решению Его Святейшества Далай-ламы XIV о сохранении богатейшего тханкописного наследия, досточтимый Ген Санге Еше основал первую школу тханкописи при Библиотеке тибетских трудов и архивов. Она была закрыта в 1992, но усилиями учеников Ген Санге Еше традиция была продолжена, и в 2004 г. открылся Институт Тибетского искусства тханкописи. Его возглавляют известные мастера тханкописи, ученики Ген Санге Еше - Мигмар Тцеринг и Тензин Нгодуп. По былой привычке его называют «Tibetan Thanka school». Это известное заведение закончила в 2010 году калмыцкая художница Татьяна Музраева, она училась здесь пять лет и, вернувшись на родину, будет развивать древнее искусство в Калмыкии.
Иду по петляющей горной дороге вниз, как говорила мне знакомая девушка – тханкописец Баирма: «три поворота шоссе и вы увидите магазин с вывеской «Кирпумур», надо завернуть за него и прямо-прямо, идя по дороге, выйдете к зданию жёлтого цвета. Это и будет наша школа».
На всякий случай, решаюсь спросить у индийца, идущего рядом, не покажет ли он школу тханкописи.
Он утвердительно кивнул головой, сказал, что идёт как раз в том направлении. Пройдя несколько метров, вижу трёх или более этажное здание жёлтого цвета в стиле тибетской архитектуры и флаг на крыше. О, прекрасное здание, впечатляет - сразу видно, «кузница кадров», подумалось мне. Но я оказалась не права, идущий рядом мужчина, отрицательно покачал головой и лишь после прохождения ещё доброй сотни метров, когда нашему взору открылся вид небольшого домика, стены которого тоже были выкрашены в жёлтый цвет, местный житель спокойно сказал: «Мэм, вот, она - школа тханкописи».
Школа тханкописи
Уютный дом, захожу внутрь, просторная комната, вмещающая студентов с их профессиональными принадлежностями: рамами с натянутыми полотнами, подушками-сиденьями и красками. Здесь обучаются монахи и миряне. Меня встретила белолицая Баирма в зимней серой пушистой шапочке, вызывающей ассоциации если не с заснеженной Сибирью, то с декабрьским Подмосковьем точно.
Было время пить чай. Баирма подала горячий сладкий чай с молоком, сваренный ею (в тот день была её очередь варить чай). Вечерело, декабрьской прохладой тянуло с сумеречных гор. Студенты, большинство из которых были юноши, также пили чай, разговаривали о чём-то своём, поглядывая на гостью - на меня. Нашего тханкописца – калмыцкого студента Лобсанга – в школе не было, он ушёл раньше. Осматриваю незавершённые работы живописцев, интересно и одновременно привычно многое. Как же здорово, что каноническая традиция осваивается юным поколением и продолжает свою жизнь в двадцать первом веке.
Моя знакомая художница Баирма, бурятка, уже заканчивает обучение искусству буддийской живописи, владеет всеми необходимыми навыками рисунка и росписи, она человек известный в своей среде.
Баирма, указывая на трёх монахов, говорит, они присланы из монастыря Кирти для обучения, монастырь заинтересован в собственных художниках. Баирма быстра в движениях, очень подвижна и легка на подъём. Пока я беседовала с учителем Гуру Гъялценом, собравшись, она поспешила на встречу с земляками-бурятами, приехавшими в Дхарамсалу.
Учитель Гуру Гъялцен
Хочется поговорить с кем-нибудь постарше, услышать ответы на некоторые вопросы. Из маленькой комнаты выходит тибетец среднего роста, спокойный и вежливый. Здороваемся. Он представляется: Гуру Гъялцен, один из преподавателей школы. Он недавно стал преподавателем после завершения обучения. Беседуем.
– Уважаемый Гуру Гъялцен, возможно ли рассматривать тханкопись, как объект чистого искусства, или это не полное понимание смысла тханки? Ну, допустим, как картину.
– ответ: Тханка - прежде всего, неотделима от буддийской Дхармы, Учения, она отражает определённые аспекты Дхармы, учит людей. Но в начале, то что некоторым людям нравится только внешний, изобразительный аспект тханкописи, тоже хорошо. Заинтересовавшись поначалу тханкой как картиной, люди со временем начинают питать интерес к философии.
– вопрос: Скажите, пожалуйста, приехав в Индию, я вижу много полотен, их очень много, они выставлены на продажу в различных магазинах, торгующих сувенирной продукцией, но уровень исполнения многих из них наводит на мысль о том, что художественное качество тханка падает, несмотря на внешний яркий вид и большой выбор. Как вам кажется, верно, что качество живописи снизилось?
– ответ: Да, вы верно заметили. Отчасти это связано со временем, в котором мы живём, а также с тем, что буддийской живописью занимается слишком много людей. Художников стало чересчур много, среди них встречаются люди с низкой профессиональной подготовкой. Но здесь, в нашей школе, мы стараемся продолжать и поддерживать истинную чистую традицию. Мы стараемся хранить её. Вы наверно, знаете, что наша школа наследует традиции школы тханкописи, многие годы существовавшей при Библиотеке тибетских трудов, основателем которой был большой мастер-тханкописец Ген Санге Еше. После его ухода, в нашей, теперь уже частной школе преподаванием занимаются его ученики, настоящие мастера.
– вопрос: Вы не подсчитывали, сколько человек за годы существования школы получили образование в её стенах?
– ответ: По неточным подсчётам, около ста человек, тибетских и иностранных студентов. Среди них – граждане России, Кореи, Японии, Монголии.
– вопрос: В традиции тханкописи существует несколько стилей (Менри, Менса, Менинг, Карма-Гадри). Какому основному стилю живописи вы отдаёте предпочтение?
– ответ: Менри - это основной стиль, которому мы уделяем внимание в изучении живописной традиции. Основателем стиля является Дава Таши Гъялпо, живший в XV в., у него было два студента - Менла Дхондуп и Кхенце. Менла Дхондуп впоследствии стал известным тханкописцем, и «Менри», это стиль его школы. (О Кхенце история умалчивает)
– вопрос: Людей всегда интересуют необычные истории, доводилось ли вам слышать или видеть необычные, «волшебные, чудесные» (способные творить чудеса) тханки?
– ответ: Да, я слышал интересные легенды о тханках: когда практик разговаривал с тханкой, общался, но сам я такого не видел. Чаще, это происходило со скульптурными образами. Знаете, всё зависит от нашей кармы. Всё возможно, если ваша карма чиста, с вами может многое произойти, в том числе и нечто необычное.
– вопрос: Годы идут, всё подвержено изменениям, что Вы можете сказать о будущем тханкописи как явления, допустим, в следующем столетии? Будут ли изменения в канонах, или по существу в традиции ничего не изменится?
– ответ: Я думаю, что основа останется прежней, классической. «Тикса» - канон - сохранится, но в будущем, возможно, изменениям в первую очередь подвергнутся детали фона, детали одежды, украшения.
– вопрос: В калмыцком центральном хуруле «Золотая Обитель Будды Шакьямуни» над росписями стен работали и ваши выпускники, они выполнили свою работу прекрасно. Знакомы ли вы с кем-то из них? (называю имена некоторых живописцев – Таши Гъялцен, Гомпо, Джампа Таши, Лобсанг). Гуру Гъялцен улыбается, да-да, я знаю этих людей.
Обращаюсь с вопросами к юноше, помогавшему в переводе вопросов. Это студент из Ладакха, Тензин Вёбар. Он на следующий год завершает обучение, и я интересуюсь у представителя нового поколения художников, верно, ли, что необходимо соблюдать чистоту художнику, создающему тханку?
– ответ студента: Конечно, нравственность, чистота очень важны для тханкописца. Следует навести порядок перед началом работы, руки, инструменты, - всё необходимо вымыть, вычистить, нужно сосредоточиться, нельзя болтать понапрасну с друзьями. Следует молиться, медитировать. Нам следует проявлять уважение к тханке уже в процессе работы над ней. Да. Сейчас, всё немного по-другому. Но мы стараемся соблюдать чистоту. Проявлять уважение к традиции.
– вопрос: Мы видим, что многие из молодых художников слушают современную музыку, работают в наушниках, не мешает ли это в создании тханка?
– ответ: Видите ли, мы современные люди, так отдыхаем, иногда хорошо ведь музыку послушать.
Желаю молодому человеку успехов и удачи. В ответ он улыбается и в свою очередь желает мне успехов в публикации интервью и др.
В заключение встречи, Гуру Гъялцен показывает свою незавершённую работу - Белую тару (Цаган Дярке-калм.), я фотографирую его с тханкой на память. Прощаюсь до следующего года. На выходе из школы, за оградой куст белых пионов, слегка раскачиваясь на ветру, кивает шапками цветов. До встречи, институт тханкописи.
Буддизм в Калмыкии
Источник | |
|
05.01.11 Просмотров: 5281 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |