Главная Клуб Темы Клуба
Военные раритеты
Фанаты древней степи: кто и зачем делает уникальное оружие?
Тюркский лук из дерева, сухожилий и кожи, горн, кузнечный молот. Для них это не столько исторические термины, сколько мастерство и труд. Сделать панцирь и оружие воина древней степи, жившего тысячелетия назад, для каждого из них почти так же естественно, как читать и писать. Причем сделано оно будет по древней же технологии.
Изобрести историю
Это как раз то искусство, которое не терпит дилетантов. В нем все имеет значение. А потому дилетантов здесь сегодня и нет. По признанию Андрея ПЕТРЕНКО, ему больше нравится реконструировать доспехи воинов азиатских степей. Реконструкция - это не только создание древнейшего вооружения почти по тем же технологиям, по которым их делали сотни, а то и тысячи лет назад, но и творческое расследование мастера. Исторические свидетельства о том, как это выглядело, из чего, как и чем создавалось, иногда приходилось искать по музеям и научным библиотекам, почти так же, как криминалист ищет редкие улики на месте преступления. Помогает специальное образование (а он не только археолог, но и преподаватель с многолетним стажем) и фанатическая увлеченность этим делом, которую разделяют и друзья. Все вместе они периодически собираются в маленькой домашней мастерской, чтобы обсудить последнее «открытие». Сегодня это древний «пластик».
- Никогда не догадаетесь, что это такое! Это сухожилия животных. Конечно, прошедшие предварительную обработку, - просвещает меня команда Андрея Петренко.
Догадаться, действительно, невозможно. Пальцы скользят по чему-то гладкому и твердому, неотличимому от обычного пластика. Между тем это и в самом деле сухожилия, за которыми один из ребят, восстанавливающий древнейшую технологию их обработки, уже полгода ходит по рынкам и мясным отделам магазинов. Сегодня первый по-настоящему важный успех.
- Иногда прошу, чтобы мне их специально вырезали, - делится Евгений Ветров. - А вы бы знали, сколько их ушло! Мы сейчас знаем то, из чего именно делался лук кочевника. Но не знаем, как именно. Точнее, не всегда знаем. Некоторые технологии нигде не описаны, до наших дней дошли только изображения и хрупкие фрагменты оружия, которое по ним изготавливали. Многие - благодаря чуду. Как правило, органика - дерево, кожа например - сгнивает в погребениях, которые и дают большую часть информации о быте и оружии древности. Поэтому теперь я, можно сказать, заново изобретаю частичку оружейной истории.
Кроме состава, которым проклеивали многослойные деревянные луки жившие в хакасских степях скифы-тагарцы, таштыкцы, кыргызы, мастерам предстоит восстановить почти с нуля и способ обработки рогов, из которых для воинов и их коней собирались «чешуйчатые» доспехи. И не только их.
Луки, стрелы... рога и копыта
- Вы удивлены? - ловит мой взгляд один из мастеров. - У многих такая реакция. Но доспехи степняков разных эпох действительно были роговыми, а не только железными, как думает, наверное, большинство людей, и даже кожаными. Это, может быть, неожиданно, но с точки зрения воина-кочевника закономерно и более чем оправданно. Вот представьте: степь, в ней живут люди. Занимаются скотоводством и иногда войной. Зачем искать где-то месторождения, если под рукой - кость, камень, рог, технология обработки которых гораздо проще? Она накоплена предками и отработана до мелочей. Она не привязана ни к чему территориально, ведь твое стадо скота всегда передвигается следом за тобой. И это очень удобно, тем более - при масштабных войнах, когда необходимо много оружия, и оно должно быть эффективным и надежным. Да и разве возможно сделать, например, главное оружие кочевников - лук - из железа? Конечно нет! Он перестанет быть луком: у железа слишком неподходящие для этого свойства. А вот кожа с брюха тощей коровы, как у бурят, например, - самое то! По крайней мере, для тетивы. Сделанная из куска такой кожи, она могла выдерживать силу натяжения около 45 килограммов.
Железные мифы
- Кстати, - продолжают удивлять мастера, - в древнейших источниках сохранились свидетельства очевидцев, что стрела, выпущенная из подобного лука, летела с бешеной скоростью на сотни метров и легко пробивала даже железные доспехи, которые многим сейчас представляются чем-то суперпрочным.
Оказывается, железные пластины на древних доспехах азиатских воинов были достаточно тонкими и далеко не из дамасской стали. Иначе носить это было бы просто невозможно. А значит, при правильно нанесенном ударе большой силы такой доспех вполне можно было проткнуть насквозь, как протыкают ножом консервную банку. Какую боль он при этом испытывал, страшно даже представить!
К тому же металл подвергался сильной коррозии. Возможно, еще и поэтому у воинов, например, были популярны доспехи из рога и широких пластин толстой кожи. Рог - та же кость, которую, конечно, можно разрубить, но не так-то легко проткнуть. А при правильной обработке кожи клинок скользит по ней, и пронзить такой доспех - все равно, что жесткий резиновый жгут: если и получается, то даже не с десятого раза. А столько попыток заколоть себя врагу вряд ли кто-то предоставит.
Варианты подобной амуниции ребята уже делали и успели опробовать на практике. Сейчас собираются создать «чешуйчатые» доспехи. Мечтают о рогах. Бараньих, разумеется. В наше время найти материал для таких работ бывает еще сложней и дольше, чем его обработать.
По примеру кроманьонцев
- Но сейчас ситуация с этим еще нормальная. Не знаю, правда, где мы найдем столько рогов, но найдем обязательно. Раньше, когда мы только начинали этим заниматься (а было это в 90-х), с материалами было не просто тяжело, а вообще никак. Если сейчас ту же кожу можно где-то купить, листы тонкого железа заказать, то в те времена доходило до того, что мы с ребятами разбирали старые стиральные машины. Оттуда можно было «выковырять» небольшие кусочки того самого листового железа, из которого потом делались доспехи, - вспоминает гуру мастеров Андрей Петренко.
Это именно он собрал, научил, а в итоге и сплотил ту небольшую команду реконструкторов, которые сидят сейчас вокруг меня и каких нет больше ни в нашем городе, ни в Хакасии, ни в соседних регионах Сибири.
Все начиналось с секции исторической реконструкции для абаканских школьников, переросло в клуб «Мирген» и стало сплоченной командой друзей, когда историческая реконструкция и дети, которые ею занимались, стали никому не нужны. Впрочем, теперь они уже не дети, а вполне взрослые люди и редкие спецы и фанаты своего дела. Ведь создание вооружения воинов древней степи включает в себя изготовление не только доспехов, но и одежды, и обуви, и оружия. А потому этим ребятам не только, что называется, «не слабо» часами вываривать роговые пластины для того, чтобы они стали мягкими и их можно было резать и гнуть, но и изготовить настоящий боевой лук и отковать нож, как это делали в первой половине первого тысячелетия нашей эры. То есть держать железную заготовку, обмазанную толстым слоем глины, в самом настоящем горне больше 6 часов, а потом закаливать и обтачивать. И получить не спекшийся кусочек металла, а настоящее оружие.
- Это для нас диковина: как так, обмазать металл древесным углем с жиром, а потом еще и глиной сверху, и как пирог в горне печь? А для тех, кто жил в этих степях тысячи лет назад, это было так же естественно, как для современного ребенка сотовый телефон. Они видели это с детства, получали от взрослых удивительно простые и эффективные технологии, позволявшие творить такие вещи, которые сейчас кажутся чудом. Вы, например, знали, что кроманьонцы умели выпрямлять загнутые бивни мамонта, причем целиком? А между тем это подтвержденный наукой факт, говорящий о том, что они были далеко не глупее нас, - убежден Андрей Петренко.
Воины и мастера
Именно на этой его убежденности и увлеченности и строится это хобби. Несмотря на солидный опыт реконструкторов (у самого Андрея более чем 20-летний), то, чем они занимаются, именно хобби, а не бизнес и даже не подработка. Хотя на реконструкцию времени уходит иногда не меньше, чем на основную работу.
- Амуниция воинов древней степи - это не то дело, которое можно поставить на поток. Это ведь не мыло, которое можно варить и на него будет постоянный и колоссальный спрос, - поясняет Андрей Петренко. - Это штучная, очень долгая, кропотливая работа, оценить которую способны только профессионалы или коллекционеры. К тому же она еще и недешевая. Только на материалы для костюма воина тагарской эпохи уходит больше 20 тысяч рублей плюс еще два месяца труда ребят. Но иногда все же бывает, что доспехи заказывают. Еще когда существовал клуб «Мирген», мы делали несколько костюмов для «Читiгена», музей «Салбыкский курган» недавно 2 комплекта заказал. Но это очень редкие случаи. Кто-то (как наш Александр) делает оружие и доспехи для себя. В этой амуниции он выступает на различных турнирах военно-исторических клубов. А кто-то делает это просто потому, что ему нравится процесс. Я вот, например. А может, в нас вселились духи древних воинов или ремесленников. Шутка!
Но я ей верю.
Мария КИДЯЕВА, Абакан
Все тяжеловооруженные тюркские воины имели несколько л у к о в и колчанов со стрелами для дальнего бои, д л и н н ы е к о п ь я для атаки сомкнутым строем, мечи, палаши, сабли и топоры лля действий в ближнем бою, арканы, боевые ножи и т я ж е л ы е плети, служившие вспомогательным оружием. Лошади н всадники защищались разнотипными, ярко раскрашенными панцирями, связанными как из отдельных металлических или кожаных пластинок, соединенных между собой ремнями, так и из сплошных кожаных лент.
Мы взялись делать лук
ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ лучшим разумно считать лук, стреляющий дальше других; это утверждение настолько естественно, что примем его без обсуждения. Возможности прямого лука были продемонстрированы уже в нашем веке в Америке, когда из лука силой в 175 фунтов была пущена стрела на 525 м. (Наверное, силу лука надо, согласно системе СИ, исчислять в ньютонах. Однако по традиции ее выражают в фунтах.) Нынешний рекорд дальности стрельбы, установленный в 1970 г., составляет 715 м. Рекордный выстрел был сделан из композитного лука силой около 100 фунтов - вот что значит стеклопластик!
Однако поумерим восторг: еще триста лет назад из тюркского семидесятифунтового лука посылали стрелу за 800 метров! Превосходство тюркского лука над современным поразительно. Что же это за лук?
Он тоже композитный: сердцевина деревянная, передняя поверхность укреплена напряженными сухожилиями, задняя облицована рогом. Но это еще ничего не объясняет: нынешний лук тоже трехслойный: сердцевина деревянная, а роль жил и рога играет стеклопластик, который по своим упругим свойствам превосходит любые жилы и любой рог...
Значит, дело не в материале, а в конструкции. Обратимся к рисунку. Со снятой тетивой тюркский лук совсем не похож на палку! Его плечи сильно заломлены вперед, а рога порой сходятся. Этот лук предварительно напряжен. Значит, при оттяжке тетивы он запасает заметно больше энергии.
Но тогда - естественный вопрос: а почему бы не сделать современный лук напряженным? Ведь стеклопластик буквально вопиет об этом, его допустимое удлинение в 2-3 раза больше, чем у дерева... А конструкторы между тем изгоняют из луков даже самые малые следы предварительного напряжения. Одна из лучших на сегодня конструкций показана на следующем рисунке; а еще раньше весьма опытные и толковые люди перепиливали деревянный лук в рукоятке и заламывали его плечи назад. С точки зрения баллистики обе эти конструкции- сущий вздор; однако создавшие их люди, наверное, тоже были не лыком шиты...
А ВСЕ ДЕЛО В МЕТКОСТИ. Лук, который бьет далеко, но не метко,- никому не нужен.
От чего же зависит меткость? Конечно, и от спортсмена, и от стрел, и от погоды. И еще от самого лука.
Влево-вправо стрела в современном луке практически не рыскает: остроумная система подвески - точно по центру - радикально решает проблему горизонтальной меткости. И если стрела вонзилась в мишень левее или правее центра, то виноват либо сам лучник, либо порыв ветра. Но есть более сложная проблема-меткость вертикальная.
Лук симметричен только с виду, на самом деле у него три не совпадающих центра симметрии: геометрический, точка приложения силы на ручке, место подвески стрелы. Последние два, естественно, совпадать не могут. Из-за этого лук в момент выстрела "кивает". Чтобы избавиться от этого, делают массивную рукоятку и ставят в придачу амортизаторы.
Но кроме кивка меткость портит еще и вибрация; как не трудно сообразить, чем больше лук напряжен, тем она сильнее. Именно для уменьшения вибрации лук и делают предварительно ослабленным.
С кивком и вибрацией в момент выстрела боролись и старые мастера. Но иными методами, нежели сейчас. Очень любопытен, например, японский лук - он отчаянно асимметричный. Меткость у него хорошая, хотя он слабоват.
Тюркский лук особой асимметрией не отличается, но его массивные, отогнутые вперед рога гасят вибрацию.
ЛУК С ХОРОШЕЙ БАЛЛИСТИКОЙ особенно нужен в ветреную погоду. Но уж если где баллистические данные решают все, так это на охоте. Охотники с луком (есть и такие) быстро раскусили, что современный лук далек от совершенства, и в обиходе появились некие луко-подобные устройства с системой тросиков и блоков вместо тетивы.
Многим спортсменам такие конструкции кажутся оскорбляющими эстетическое чувство. Но самое забавное в том, что предварительно напряженный тюркский лук той же силы заведомо лучше! Так почему же не сделать напряженный лук из стеклопластика?
Западные фирмы проектированием такого лука, кажется, не занимаются. Можно сделать форму позаковыристей, блеснуть сочетанием редких пород дерева в рукоятке, подбавить лаку или хрома, обтянуть ручку кожей, однако станут ли они при хорошей конъюнктуре затевать новое дело? Но ведь мы-то затеваем новое дело! Так хватит ли пороху создать оригинальную и куда более совершенную школу? (Кстати сказать, древнерусский лук тоже был композитным и тоже предварительно напряженным. Он сродни не английскому, а восточному луку.)
Конструирование предварительно напряженного лука из синтетических материалов- задача нелегкая; тут найдется работа и химикам - нельзя брать наугад стеклопластик, древесину, клеи, лаки и красители.
Но раз уж мы взялись делать лук - сделаем его хорошо!
ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ И ЧЕГО НЕ ЗНАЕТЕ О ЛУКЕ
ДЕРЖУ НОГАМИ - ТЯНУ РУКАМИ
У некоторых племен Новой Гвинеи есть необычный ножной лук, из которого стреляют, лежа на спине. Лучник упирается в лук ногами, а тетиву растягивает двумя руками.
Существуют и спортивные ножные луки. С ними соревнуются на дальность стрельбы - они гораздо сильней ручных и могут послать стрелу за милю.
ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ
Никакой ошибки, речь, как и прежде, идет не об овощах, а о метательном снаряде.
Вот в чем дело. Клеевой слой, скрепляющий дерево и стеклопластик, работает в очень тяжелых условиях. А эпоксидные клеи, которыми приклеивают стеклопластик, не любят перегрева. Но погоду на соревнованиях не заказывают: жара так жара.
Сам по себе стеклопластик прозрачен, видимый свет легко проходит сквозь него и нагревает непрозрачное дерево и клей. А тепловые лучи стеклопластик назад не пропускает - так и возникает парниковый эффект. С ним борются, вводя в связующее стеклопластика какой-нибудь светлый пигмент, скажем, тонкодисперсную двуокись титана.
ЗАЧЕМ КВАРЦЕВОЕ ВОЛОКНО
Волокно для стеклопластика делают из расплавленного стекла, вытягивая тонкие нити через отверстия-фильеры. Кварц в печи не расплавить, и волокно из него получают иначе: конец кварцевой палочки раскаляют и из него вытягивают кварцевую нить.
Из таких нитей тоже можно сделать стеклопластик, он будет получше простого. Однако упругие свойства самого обычного стеклопластика используются в луке современной конструкции не более чем на 10-15%. Между тем некоторые фирмы усиленно рекламируют дорогостоящие луки с кварцевым стеклопластиком. Хотя зачем он - непонятно.
ПЛАСТМАССОВОЕ ОПЕРЕНИЕ
Стрелы сейчас делают или из стеклопластика, или из алюминиевых сплавов, а оперяют их пластмассой. Не беда, что оперение получается жестким: современный лук устроен так, что в момент выстрела оперение за лук не задевает. А вот в старинных луках оперение обязательно было мягким.
Наконечники у стрел стальные. У спортивных, понятно, тупые. У охотничьих - плоские или трехгранные, широкие и острые. Для охоты на рыб делают особые стрелы - гарпуны.
К. В. Индукаев "Химия и Жизнь" №11, 1972 г.
Источник | |
|
22.06.11 Просмотров: 4724 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |