Главная Клуб Темы Клуба
Военные раритеты
Продавцы памяти?
На западных лотках появляются не только солдатские медальоны и награды, найденные в местах былых боев, но даже самолеты и танки.
... В 1941 году возле деревни Новобредино Торопецкого района Тверской области фашистскими истребителями был сбит советский штурмовик «Ил-2». За мощную броню немцы прозвали его «летающим танком». Он упал на берег реки Торопа в нескольких километрах от деревни и с годами стал медленно сползать в реку а потом и вовсе оказался на дне. Там, законсервированный илом, и пролежал более полувека. Вытащить самолет из реки не могли - не было денег.
Но однажды осенью на берегу Торопы объявились шесть человек с КамАЗом, оборудованным лебедкой. Участковому милиционеру, который попытался выяснить намерения, а главное личности пришельцев, сказали: «Не твое дело». И сунули в нос удостоверение сотрудника ФСБ.
Может, все на том и закончилось, если бы в Новобредино не приехали начальник Торопецкого ГОВД и глава районной администрации. Гастролерам объяснили, что вывоз самолета возможен только после согласования с районной администрацией. Незваные поисковики уехали, но начатые ими работы надо было довершать. С помощью трелевочного трактора вытащили самолет на сухое место. При нем обнаружили две пушки, запас снарядов и два пулемета. Боеприпасы были уничтожены, как и обе пушки, в стволах которых находились снаряды. Самолет же оттащили на автостоянку, где он и остался ожидать дальнейшей участи.
Гастролерами, как выяснилось, были эмиссары одной из реставрационных московских фирм, руководит которой бывший музейный работник Борис Осетинский и которая продает отреставрированную боевую технику времен Великой Отечественной войны за границу. Таких компаний в стране несколько - главным образом, в Москве и Питере. Они не только достают из труднодоступных мест танки и самолеты, но и реставрируют их, после чего танки могут ездить, а самолеты летать. Затем их продают на Запад музеям или частным коллекционерам.
Новое это явление обусловлено несколькими причинами. Во-первых, бедностью отечественных музеев.
- Житель Тюменской области нашел в тундре обломки самолета, - рассказывали мне в Центральном музее Вооруженных Сил России. - Но у нас нет денег не только на то, чтобы заплатить за находку, но даже на то, чтобы переправить эти обломки в Москву.
- Иногда люди предлагают обменять найденную в лесах машину или мотоцикл времен войны на новый, - продолжает тему работник музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. - Мы, разумеется, этого сделать не можем, они ищут других покупателей.
Во-вторых, давно сложился черный рынок, породивший и черных гробокопателей. Например, значок, который немцы называли «мерзлое мясо» и который вручали солдатам, мерзнувшим в окопах под Москвой, стоит 100 долларов. На два нагрудных знака, выдаваемых солдатам вермахта за 25 и 30 рукопашных боев, можно выменять иномарку. Ценится все - ордена и медали (немецкие дороже), солдатские жетоны, поднятые из грязи и ила танки, пушки, мотоциклы, машины, самолеты. Так, например, рыночная стоимость огнеметного танка доходит до двух миллионов долларов США.
В-третьих, появился заказчик на Западе, готовый спонсировать как доставку этой техники из труднодоступных мест, так и ее реставрацию.
- Чтобы отреставрировать вытащенный из болота самолет, нужно до 800 тысяч долларов, - говорит Осетинский. - В России таких денег нет. А западные коллекционеры и музеи готовы платить. Что в том плохого? Деньги остаются в России, могут быть использованы для восстановления техники, представляющей действительно исторический интерес. Кроме того, мы даем работу десяткам специалистов, знакомим их с западной технологией. Платим налоги государству. Привлекаем иностранные инвестиции. Разве было бы лучше, если эта техника сгнила в лесах и болотах?
Сложный вопрос. - Если все сделано по закону и обломки эти не представляют культурной и исторической ценности для России, я не вижу в том ничего аморального, - считает, к примеру, руководитель департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры России.
- Это кощунственно, - не соглашается с ним ветеран Великой Отечественной войны, участник трех парадов Победы Владимир Жуков из Новгородской области.
Тем временем самолет, выловленный в реке Торопе, был все же выкуплен службой Бориса Осетинского у местных властей. И Борис утверждал, что через какое-то время он будет летать.
Правда, в небе какой страны, пока неизвестно.
Сельская Новь
... В 1941 году возле деревни Новобредино Торопецкого района Тверской области фашистскими истребителями был сбит советский штурмовик «Ил-2». За мощную броню немцы прозвали его «летающим танком». Он упал на берег реки Торопа в нескольких километрах от деревни и с годами стал медленно сползать в реку а потом и вовсе оказался на дне. Там, законсервированный илом, и пролежал более полувека. Вытащить самолет из реки не могли - не было денег.
Но однажды осенью на берегу Торопы объявились шесть человек с КамАЗом, оборудованным лебедкой. Участковому милиционеру, который попытался выяснить намерения, а главное личности пришельцев, сказали: «Не твое дело». И сунули в нос удостоверение сотрудника ФСБ.
Может, все на том и закончилось, если бы в Новобредино не приехали начальник Торопецкого ГОВД и глава районной администрации. Гастролерам объяснили, что вывоз самолета возможен только после согласования с районной администрацией. Незваные поисковики уехали, но начатые ими работы надо было довершать. С помощью трелевочного трактора вытащили самолет на сухое место. При нем обнаружили две пушки, запас снарядов и два пулемета. Боеприпасы были уничтожены, как и обе пушки, в стволах которых находились снаряды. Самолет же оттащили на автостоянку, где он и остался ожидать дальнейшей участи.
Гастролерами, как выяснилось, были эмиссары одной из реставрационных московских фирм, руководит которой бывший музейный работник Борис Осетинский и которая продает отреставрированную боевую технику времен Великой Отечественной войны за границу. Таких компаний в стране несколько - главным образом, в Москве и Питере. Они не только достают из труднодоступных мест танки и самолеты, но и реставрируют их, после чего танки могут ездить, а самолеты летать. Затем их продают на Запад музеям или частным коллекционерам.
Новое это явление обусловлено несколькими причинами. Во-первых, бедностью отечественных музеев.
- Житель Тюменской области нашел в тундре обломки самолета, - рассказывали мне в Центральном музее Вооруженных Сил России. - Но у нас нет денег не только на то, чтобы заплатить за находку, но даже на то, чтобы переправить эти обломки в Москву.
- Иногда люди предлагают обменять найденную в лесах машину или мотоцикл времен войны на новый, - продолжает тему работник музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе. - Мы, разумеется, этого сделать не можем, они ищут других покупателей.
Во-вторых, давно сложился черный рынок, породивший и черных гробокопателей. Например, значок, который немцы называли «мерзлое мясо» и который вручали солдатам, мерзнувшим в окопах под Москвой, стоит 100 долларов. На два нагрудных знака, выдаваемых солдатам вермахта за 25 и 30 рукопашных боев, можно выменять иномарку. Ценится все - ордена и медали (немецкие дороже), солдатские жетоны, поднятые из грязи и ила танки, пушки, мотоциклы, машины, самолеты. Так, например, рыночная стоимость огнеметного танка доходит до двух миллионов долларов США.
В-третьих, появился заказчик на Западе, готовый спонсировать как доставку этой техники из труднодоступных мест, так и ее реставрацию.
- Чтобы отреставрировать вытащенный из болота самолет, нужно до 800 тысяч долларов, - говорит Осетинский. - В России таких денег нет. А западные коллекционеры и музеи готовы платить. Что в том плохого? Деньги остаются в России, могут быть использованы для восстановления техники, представляющей действительно исторический интерес. Кроме того, мы даем работу десяткам специалистов, знакомим их с западной технологией. Платим налоги государству. Привлекаем иностранные инвестиции. Разве было бы лучше, если эта техника сгнила в лесах и болотах?
Сложный вопрос. - Если все сделано по закону и обломки эти не представляют культурной и исторической ценности для России, я не вижу в том ничего аморального, - считает, к примеру, руководитель департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры России.
- Это кощунственно, - не соглашается с ним ветеран Великой Отечественной войны, участник трех парадов Победы Владимир Жуков из Новгородской области.
Тем временем самолет, выловленный в реке Торопе, был все же выкуплен службой Бориса Осетинского у местных властей. И Борис утверждал, что через какое-то время он будет летать.
Правда, в небе какой страны, пока неизвестно.
Сельская Новь
Источник | |
|
05.04.10 Просмотров: 3880 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |