Главная Клуб Темы Клуба
Военные раритеты
Музейный комплекс «История танка Т-34»
По итогам ХХ столетия специалистами различных стран советский средний танк Т-34 признан шедевром мирового танкостроения.
Т-34 создан в конце 1930-х годов, находился в вооруженных силах
СССР – России с июня 1940 г. по сентябрь 1997 г. Он стал самым массовым
танком в мире, состоял на вооружении в 46 государствах и успешно
применялся во всех часовых поясах и на всех широтах – от Заполярья до
Южной Африки.
В 1942 году за создание Т-34 – нового типа среднего танка –
Сталинская премия первой степени присуждена Михаилу Кошкину (посмертно),
Александру Морозову и Николаю Кучеренко. Но только ли благодаря этим
людям Т-34 стал легендой ХХ столетия?..
Неоспорима роль танка Т-34 на полях сражений Второй мировой
войны. Известно, что в 1941 году на третий день войны с Советским Союзом
имперскому канцлеру Германии было доложено о двух захваченных танках:
тяжелого КВ и среднего Т-34. Гитлер в шоке: никто в военном руководстве
рейха не знал о существовании этих танков. «Если бы мне было известно о
таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну», – заявил
фюрер своим генералам.
В августе 1941 года, когда до Москвы оставалось всего три сотни
километров, Адольф Гитлер приказал 2-й танковой группе
генерал-полковника Хайнца Гудериана повернуть на юг – на Харьков, чтобы
захватить завод, разработавший и производящий Т-34.
Кстати, к лету 1943 года основным танком вермахта становится Т-V
«Пантера», формы броневого корпуса и башни которого были скопированы с
Т-34.
В 1945 году, подводя итоги Второй мировой войны, премьер-министр
Великобритании лорд Уинстон Черчилль на вопрос журналистов о самом
лучшем оружии ответил так: «Три. Английская пушка. Немецкий самолет
«Мессершмитт». Русский танк Т-34. Однако, если в первых двух случаях мне
понятно, как это было сделано, то я совершенно не понимаю, как появился
такой танк…»
Данный вопрос занимал и продолжает интересовать очень многих. К
примеру, в знаменитой книге-альбоме Стивена Бисти «Чудесные сечения»
(«Incredible cross-sections»), изданной в Лондоне, Нью-Йорке, Сиднее,
Дели, Париже, Мюнхене, Москве, Йоханнесбурге, рассказывается о
величайших творениях человечества – всех времен и народов. Их всего 18,
среди них – танк и именно Т-34!
После Второй мировой войны Т-34 обрел другую «специальность» –
стал самым массовым памятником воинской доблести. И вот что интересно:
как бесстрастно свидетельствует телехроника, простояв на постаменте
более шести десятилетий, «тридцатьчетверка» по-прежнему легко заводится и
способна самостоятельно передвигаться!
Об этих и многих других уникальных фактах повествует экспозиция музея истории танка Т-34.
Танки Т-34 на легендарном параде 7 ноября 1941. Москва, Красная площадь
Танки Т-34 на Параде Победы. Москва, Красная площадь, 24 июня 1945
Т-34 – ГОРДОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТАНКОСТРОЕНИЯ
Уникальный и единственный в мире музейный комплекс, целиком посвященный конкретному образцу вооружения и военной техники, является данью уважения к легендарной боевой машине ХХ века – среднему танку Т-34.Оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности стало классическим примером для разработки последующих образцов практически всех отечественных и зарубежных танков.
Танку Т-34 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Универсальный по своей сути, он успешно применялся как для непосредственной поддержки пехоты, так и для высокоскоростных маневренных боевых действий.
В годы Великой Отечественной войны «тридцатьчетверка» стала основой танкового парка Красной Армии. На семи крупнейших заводах страны было произведено свыше 54000 танков Т-34 – более 70 % выпущенных танков всех типов. Танк Т-34 оказался наилучшим образом приспособлен для массового производства, был достаточно прост в изготовлении, эксплуатации и ремонте, обладал относительно низкой стоимостью. Важная особенность «тридцатьчетверки» – простота освоения боевой машины её экипажем.
В наши дни танки Т-34 стоят на пьедесталах в городах и селениях многих стран мира, украшают коллекции самых престижных военно-исторических и технических музеев. Подавляющее большинство современных граждан сразу же узнают "тридцатьчетверку" по её неповторимому облику, но что известно о ней?..
Как зарождалась "тридцатьчетверка”? Кто создавал её?
Михаил Кошкин, Александр Морозов, Николай Кучеренко, удостоенные в 1942 году Сталинской премии первой степени "за создание нового типа среднего танка", или в числе созидателей шедевра мирового танкостроения ХХ столетия есть и другие имена?
Каково родословное древо машины?
Имеются ли у неё иностранные корни или же она целиком – создание отечественное?
Кто сотворил сердце танка – дизель, до сих пор не утративший своей актуальности?
Как было возможно всего за два месяца в условиях эвакуации наладить в ноябре–декабре 1941 года массовое производство танков Т-34 на Уральском вагоностроительном заводе?
Почему в годы Второй мировой войны «грубый» Т-34 не смогли воспроизвести на самых прецизионных заводах Германии?
На эти и другие вопросы отвечает экспозиция музея.
Музейный комплекс "История танка Т-34" был открыт на 37 км Дмитровского шоссе 6 декабря 2001 года – в день 60-летия начала контрнаступления советских войск в Битве под Москвой. Именно 6 декабря 1941 года с рубежа, на котором расположен музейный комплекс, танки Т-34 пошли в наступление на Лобню и Белый Раст, занятые врагом.
Впервые в музейном комплексе представлены ранее не известные и подтвержденные документально факты истории создания танка Т-34, его участия в сражениях Второй мировой войны, раскрывается не только тактическая, но и стратегическая роль танка Т-34 в защите Москвы. Данная тема – «ноу-хау» музея.
Экспозиция музейного комплекса размещена в здании и на открытой площадке. Экспозиция первого этажа посвящена истории создания и развития танка Т-34. На втором этаже – тематическая экспозиция о боевом применении «тридцатьчетверок» в годы Великой Отечественной войны и в локальных конфликтах ХХ века. На открытой площадке – восемь танков и самоходная артиллерийская установка.
Люди разных интересов и возрастов найдут в музее свое. Дети узнают, что такое танк, познакомятся с его устройством, посидят за его рычагами. Взрослые через танковый "триплекс” увидят ушедшее столетие. Старики вернутся в незабываемое время молодости, дополнят его своими воспоминаниями. Все вместе – прикоснутся к эпохе, которой больше не будет, и поклонятся подвигам тех, благодаря кому мы сегодня живем на Земле.
Рекорды танка Т-34
В ОБЛАСТИ ВОЕННОЙ СТРАТЕГИИ
СКРЫТНОСТЬ ОСНАЩЕНИЯ АРМИИ НОВЫМ ОБРАЗЦОМ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ: на начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.) на вооружении Красной Армии находилось свыше тысячи танков Т-34 – германское политическое и военное руководство не имело об этом достоверных разведывательных данных.
В ОБЛАСТИ ТАКТИКИ
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: наиболее успешно использовался во всех видах боевых действий УНИКАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: единственный средний танк, из пушки которого во время Великой Отечественной войны Героем России А.М. Фадиным был сбит летящий самолет противника.
В ОБЛАСТИ БОЕВЫХ СВОЙСТВ И ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК (среди однотипных танков периода Второй мировой войны)
ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ОГНЕВОЙ МОЩИ, ЗАЩИЩЕННОСТИ И ПОДВИЖНОСТИ САМОЕ МОЩНОЕ ПУШЕЧНОЕ ВООРУЖЕНИЕ: 76,2-мм пушка при создании и 85-мм пушка после модернизации САМАЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА ПРОТИВОСНАРЯДНОГО БРОНЕВОГО КОРПУСА САМЫЙ БЫСТРОХОДНЫЙ ТАНК: Vmax = 55 км/ч НАИБОЛЬШИЙ ЗАПАС ХОДА ПО ТОПЛИВУ: 370–420 км САМЫЙ ЭКОНОМИЧНЫЙ ТАНК ПО РАСХОДУ ТОПЛИВА: благодаря быстроходному танковому дизелю НАИЛУЧШАЯ ПРОХОДИМОСТЬ: благодаря широким гусеницам.
В ОБЛАСТИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕМОНТА
САМЫЙ МАССОВЫЙ ТАНК В МИРЕ: В СССР только в 1940–1946 годах выпущено свыше 58000 танков Т-34 НАИБОЛЕЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫЙ К СЕРИЙНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ на различных заводах, в том числе – на предприятиях, изначально не предназначенных для производства танков ПЕРВЫЙ В МИРЕ ТАНК, при массовом производстве которого применена автоматическая сварка под флюсом, позволившая в 10 раз повысить производительность сварочных работ НАИБОЛЕЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫЙ К ПРОВЕДЕНИЮ РЕМОНТА В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ (среди однотипных танков).
В ОБЛАСТИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
САМОЕ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ИЗДАНИЙ, посвященных конкретному образцу танка НАБОЛЕЕ ЧАСТО УПОМИНАЕМЫЙ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ конкретный образец бронетанкового вооружения.
В ОБЛАСТИ ГЕРОНТОЛОГИИ
НАХОДИЛСЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СССР – РОССИИ С ИЮНЯ 1940 г. ПО СЕНТЯБРЬ 1997 г..
В ОБЛАСТИ ГЕОГРАФИИ
НАХОДИЛСЯ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ 46 ГОСУДАРСТВ ПЕРВЫЙ СРЕДНИЙ ТАНК ЭКСПЛУАТИРОВАВШИЙСЯ ОТ ЗАПОЛЯРЬЯ ДО ЮЖНОЙ АФРИКИ, во всех часовых поясах.
В ОБЛАСТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ ВООРУЖЕНИЯ В РАССКАЗАХ О БЕСПРИМЕРНЫХ ПОДВИГАХ: во время Великой Отечественной войны, к примеру, экипаж танка Т-34-76 старшего лейтенанта Д.Ф. Лавриненко с 6 октября по 18 декабря 1941 г. уничтожил 52 танка противника; 13 августа 1944 г. экипаж танка Т-34-85 младшего лейтенанта А.П. Оськина уничтожил тяжелый танк "Королевский тигр", впервые в этот день примененный противником на советско-германском фронте САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ ТАНК танкистов–ветеранов Великой Отечественной войны, гордость их детей, внуков и правнуков САМОЕ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ТАНКОВ – СИМВОЛОВ ПОБЕДЫ И ВОИНСКИХ ПАМЯТНИКОВ – Т-34 САМЫЙ ЭКСПОНИРУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ в музеях мира ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ ОБРАЗЕЦ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, которому посвящен персональный музейный комплекс НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИЗОБРАЖАЕМЫЙ на медалях, грамотах, памятных знаках, благодарственных письмах, монетах, значках, открытках, конвертах, почтовых марках, этикетках и т.п..
В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА, ТВОРЧЕСТВА (cреди образцов вооружения и военной техники)
БОЛЬШЕ ВСЕГО ПРЕДСТАВЛЕН В ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМАХ ЧАЩЕ ВСЕГО ИЗОБРАЖЕН НА ЖИВОПИСНЫХ ПОЛОТНАХ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО УПОМИНАЕМ В ПРОЗЕ, СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯХ БОЛЬШЕ ВСЕГО СТИХОТВОРЕНИЙ И ПЕСЕН посвящено танку Т-34 САМАЯ МАССОВАЯ ИЗ ВЫПУСКАЕМЫХ МАСШТАБНЫХ МОДЕЛЕЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИХудожественные макеты - отражение боевой судьбы танка Т-34
Выход в танковый парк – после осмотра музея.
На пьедестале – Т-34 1942 года выпуска.
Танк подарен музею Московским физико-техническим институтом.
Стихи на мраморной доске перед танком принадлежат писателю и поэту, танкисту Михаилу Анчарову.
Источник | |
|
23.09.10 Просмотров: 6874 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |