Главная Клуб Темы Клуба
Живопись
Направления живописи. (начало)
Направление американской живописи, возникшее в Нью-Йорке в 1940-х годах. Большинство абстрактных экспрессионистов исповедовали принцип энергетического письма (или живопись жеста). Они использовали большие холсты, накладывая краску быстро и энергично с помощью широкой кисти, иногда расплескивая ее или бросая прямо на холст. Этот экспрессивный метод письма считался не менее важным, чем само произведение. Другие представители направления стремились придать абстрактным образам безмятежность и загадочный смысл. Не все их произведения были чисто абстрактными (Биллем де Кунинг, Филип Гастон) или экспрессивными (Барнет Ньюмен, Марк Ротко), но все они разделяли убеждение, что спонтанность живописного метода поможет освободить и запечатлеть творческие силы подсознания. (Гастон, Клайн, Де Кунинг, Мазервел, Ньюмен, Поллок, Ротко, Стил, Франкенталер, Фрэнсис, Хофман)
Французское слово informel обозначает бесформенный, а вовсе не <неформальный>. В 1950-е годы художники направления Art Informel были заняты поиском новых путей создания образов, не прибегая к узнаваемым формам, которыми пользовались их предшественники (см. кубизм, экспрессионизм). Их целью было открытие нового художественного языка в результате отказа от геометрических и фигуративных форм. Формы и методы возникали в процессе импровизации. Творчество представителей Art Informel крайне разнообразно, их объединяет свободный живописный мазок и густое наложение краски. Подобно абстрактному экспрессионизму, существовавшему параллельно в США, Art Informel является очень широким движением и включает в себя живописцев как фигуративной (Жан Фотрие), так и абстрактной (Ханс Хартунг) ориентации. Хотя центром этого направления был Париж, оно получило распространение и в других странах Европы, особенно в Испании, Италии и Германии. (Бурри, Дюбюффе, Риопель, Де Сталь, Сулаж, Тапиес, Фотрие, Хартунг)
В первой половине XIX века группа французских художников часто работала близ небольшой деревни Барбизон в шестидесяти километрах к юго-западу от Парижа у окраины леса Фонтенбло. Удалясь от шума городской жизни, художники ставили мольберты на открытом воздухе и писали с натуры. Они изображали неброские пейзажи и работающих в полях крестьян, изучая эффекты скользящего света и атмосферных явлений в окружающей природе. Многие из художников барбизонской школы были незаслуженно забыты, а их открытия приписаны импрессионистам, использовавшим впоследствии новаторскую технику их живописи. (Добиньи, Коро, Курбе, Милле, Теодор Руссо)
Своего наивысшего расцвета стиль барокко достиг в начале XVII века в Риме, откуда он затем распространился по всей Европе и просуществовал вплоть до XVIII столетия. Название стиля происходит от итальянского слова barocco - причудливый или отешный. Искусство барокко легко отличить по его избыточному драматизму и открытому эмоциональному обращению к зрителю. Типичная для барокко религиозная композиция показывает святых или Мадонну в окружении ангелов в вихре взметнувшихся драпировок и курчавых облаков. Популярные в эту эпоху сюжеты из классической мифологии изображались в столь же преувеличенной манере. Не все искусство барокко было, однако, пышным и лучезарным - мрачный драматизм художников, подобных Караваджо, также принадлежит этому стилю. (Бернини, Веласкес, Гверчино, Джентилески, Кальф, Караваджо, Кейп, Рембрандт, Рени, Рубенс, Санчес-Котан, Сурбаран)
Художественная мастерская Баухауз была основана архитектором Вальтером Гропиусом в Веймаре в 1919 году и стала центром современного дизайна в Германии 1920-х годов. Отражая взгляды социалистических учений своего времени, Гропиус стремился сделать искусство и дизайн частью повседневной жизни. Он считал, что художники и архитекторы должны сделаться ремесленниками, а их произведения быть практичными и доступными. Живописцы, архитекторы, гончары, ткачи, скульпторы и дизайнеры обучались вместе в мастерских Баухауза, как некогда художники и ремесленники эпохи Возрождения. Стиль Баухауза отличался простотой, геометрическими формами и тонким вкусом. В 1933 году художественная школа была закрыта нацистами под предлогом распространения коммунистических идей. Хотя физически Баухауз прекратил свое существование, его члены, покинув Германию и рассеявшись по всему миру, продолжали проповедовать его идеалы. (Алберс, Кандинский, Клее, Мохой-Надь)
Объединение молодых английских художников, основанное в 1848 году. Неудовлетворенные состоянием упадка, в котором находилась современная британская живопись, прерафаэлиты поставили своей целью возродить искренность раннего итальянского искусства до Рафаэля и Высокого Возрождения. Их кумирами были Сандро Боттичелли и Филиппе Липпи. Прерафаэлиты часто изображали литературные, исторические и религиозные сюжеты, а в сценах из современной жизни всегда стремились дать моральный комментарий социальным отношениям. Картины прерафаэлитов демонстрируют все богатство фактуры и красоту декоративных деталей, среди которых их особенно привлекали ткани и цветы. (Берн-Джонс, Браун, Миллес, Россетти, Уотерхаус, Хант)
Направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски <вихрь> - vortizto). Подобно футуризму, вортицизмрезкий, угловатый и очень динамичный стиль, распространившийся как в живописи, так и в скульптуре, - стремился передать процесс движения. Хотя вортицизм не дожил даже до окончания Первой мировой войны, он сыграл важную роль как этап в процессе формирования абстрактного искусства в Англии. (Бомберг, Льюис)
Господствующий стиль средневековья (в период приблизительно с 1150 по 1500 год), готика была стилем великих соборов Европы. Созданные в эту эпоху алтарные композиции украшались изысканными зубчатыми завершениями, которые повторяли архитектуру соборов. Готическая живопись и скульптура отличаются удлиненными пропорциями фигур, и подчиняется строгому канону. Попытки изображения трехмерного пространства в живописи крайне редки, перспектива случайна и неубедительна. В конце XIV века заметно стремление к большей утонченности и элегантности, а также интерес к сюжетам повседневной жизни. Изображенные в мельчайших подробностях растения и животные становятся постоянной деталью произведений живописи. Стиль позднего средневековья, не связанный с одной страной, получил название интернациональной готики. (Боневе, Гадди, Джентиле да Фабриано, Дуччо, Делла Кверча, Лимбурги, Лоренцо Монако, Мартини, Фуке, Чимабуэ)
Название Дядя сознательно бессмысленно и обозначает движение-протест против всего предшествующего искусства. Дадаизм просуществовал с 1915 по 1922 год. Центром деятельности дадаистов было Кабаре Вальтер в Цюрихе, где поэты, художники и писатели единомышленники собирались для творческих экспериментов в области бессмысленной поэзии, <шумовой> музыки и автоматического рисунка. Дадаизм бьи резкой реакцией на снобизм и консервативность художественного истеблишмента: дадаисты использовали все возможности своего воображения, чтобы вызвать возмущение буржуазии. Типичное произведение дадаизма -ready-made - тривиальный предмет, изъятый из среды своего естественного существования и выставленный как объект искусства. Движение Дада с его куль- том иррационального сыграло важную роль в подготовке почвы для сюрреализма, возникшего в 1920-е годы. (Арп, Дюшан, Ман Рэй, Пикабиа, Хаусман, Швиттерс)
Журнал и художественное направление под тем же названием были основаны Тео Ван Дусбургом и Питом Мондрианом в 1917 году в Голландии. Художники считали, что искусство должно стремиться к абсолютной гармонии, ясности и порядку, достижимым в результате полного очищения. Произведения группы Де Стейл отличаются строгими геометрическими формами, по преимуществу квадратными. Они составлены из простейших элементов: прямых линий и основных цветов. Направление ставило перед собой глубоко философские задачи и основывалось на мысли, что искусство должно в какой-то мере отражать тайну Вселенной и ее универсальную гармонию. Движение прекратило свое существование в 1931 году после смерти Ван Дусбурга. Оно оказало огромное влияние на архитектуру и прикладное искусство Европы. (Ван Дусбург, Мондриан)
Направление в живописи, возникшее во Франции в 1860-х годах. Художники-импрессионисты воспевали красоту природы, увиденной во всем великолепии естественного освещения - будь то рассвет, яркий полдень или вечерние сумерки. Их чрезвычайно занимала проблема взаимоотношения света и цвета, свои картины они писали открытыми мазками чистого красочного пигмента. Они совершили также переворот в выборе сюжетов, отказавшись от традиционных исторических, религиозных или литературных тем, и обратились к сценам повседневной жизни. Название направления, данное вначале в насмешку неким журналистом, обязано своим происхождением картине Клода Моне Впечатление. Восход солнца (от французского impession - впечатление). (Дега, Кайбот, Кэссет, Мане, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуар, Сислей)
Группа английских художников, объединившихся в 1911 году. часто собиралась в мастерской Уолтера Сикерта в северной части Лондона. Художники группы черпали свои сюжеты из жизни рабочих слоев города. Отношение к форме и колорит их произведений отразили влияние искусства Ван Гога и Поля Гогена. В 1913 году члены группы объединились с представителями другого направления, вортицизма, и образовали так называемую Лондонскую группу. (Гилмен, Сикерт)
Этот термин используется для обозначения произведений, заключающих в себе реальное или видимое движение. Впервые идея подобного творчества была сформулирована в 1920-х годах, но своего последовательного развития она достигла лишь в 1950-1960-е годы. Кинетическое искусство может быть простым (как, например, движимые воздушными потоками мобили Александра Колдера) или более сложным (приводимые в движение мотором скульптуры Жана Тингели). Термин применяется также по отношению к произведениям, в которых иллюзия движения создается с помощью световых эффектов. (Колдер, Тингели)
Международное объединение художников, существовавшее с 1948 по 1951 год. Слово Кобра было образовано по начальным буквам названий городов, в которых жили учредители объединения (Копенгаген, Брюссель, Амстердам). Целью движения Кобра было открытое выражение в живописи подсознательных инстинктов. Чтобы придать своим произведениям жизненную силу, художники использовали метод пастозного наложения краски и кричащие тона. В отличие от представителей чисто абстрактного искусства, они уделяли особое внимание разработке фантастических образов, навеянных фольклором и мистическими представлениями Севера. (Апель)
Направление абстрактного искусства, зародившееся в России в 1913 году. Конструктивизм отбросил традиционные представления об искусстве во имя имитации форм и методов современного технологического процесса. Наиболее ярко это проявилось в скульптуре, где конструкция создавалась непосредственно из продуктов промышленного производства. В живописи те же принципы осуществлялись в двухмерном пространстве: абстрактные формы и структуры располагались на плоскости наподобие архитектурного чертежа, напоминая элементы машинной технологии. Хотя <чистый> конструктивизм существовал в России только в первые послереволюционные годы, его влияние ощутимо на протяжении всего XX столетия. (Габо, Лисицкий, Мохой-Надь, Попова, Родченко, Татлин)
Концептуальное искусство (концептуализм (Arte Povera)
В концептуальном искусстве стоящая за произведением идея (концепция) оказывается важнее технического совершенства исполнения. Концептуализм стал ведущим направлением в международном искусстве 1960-х годов и осуществился во множестве разнообразных проявлений. Концепция может передаваться различными способами, в том числе с помощью текстов, карт, видеофильмов, фотографий и перформансов, а произведение может демонстрироваться в галерее или быть созданным специально для определенной местности. В некоторых случаях сам пейзаж становится составной частью произведения - как, например, в лэнд-арте Ричарда Лонга или скульптурах Кристо. Концептуализм заимствует свои идеи из философии, феминизма, психоанализа, кино и политики. Образ художника как создателя в первую очередь идей подрывает традиционные представления о статусе автора и произведения, делает конечный результат творения несущественным. Arte Povera - одно из направлений концептуализма, возникшее первоначально в Италии, - развивало эту идею, используя банальные материалы и мусор (например, в творчестве Йозефа Бойса и Марио Мерца). (Бойс, Бюрен, Виола, Кристо, Лонг, Мерц, Науман)
Этот новаторский метод создания живописного образа был изобретен Пабло Пикассо и Жоржем Браком в первом десятилетии XX века. На первый взгляд абстрактное и геометричное, искусство кубизма передает реальные объекты. Они лишь <расплющены> на холсте так, что разные грани одного и того же предмета видятся одновременно с разных точек зрения. Вместо того чтобы создавать иллюзию предмета в пространстве, как это пытались делать художники, начиная с периода Возрождения, кубизм воспроизводит объекты в категориях двухмерного холста. Создание кубизма привело к радикальному переосмыслению взаимоотношений формы и пространства и навсегда изменило развитие западного искусства. (Архипенко, Брак, Грис, Леже, Пикассо)
Маньеризм - дальнейшее развитие стиля Возрождения - считается обычно ответной реакцией на гармонию, порядок и совершенство искусства XV и начала XVI века. Этот стиль, распространенный в Италии между 1520 и 1600 годом, характеризуется ярким, почти кричащим колоритом, изысканным построением композиции, преувеличенными формами и драматическим движением. Название происходит от итальянского слова manien. (манера, стиль) и призвано указывать на грацию, уравновешенность и гармонию. На протяжении веков термин менял свое содержание; однако чаще всего он применяется по отношению к художникам, в чьем творчестве открыто демонстрируется великолепное мастерство, причудливое воображение и виртуозность кисти. (Бронзино, Джамболонья, Джулио Романо, Пармиджанино, Понтормо, Россо Фьорентино, Тинторетто, Челлини, Эль Греко)
Метафизическая живопись (Pittura Metafisica)
Создателями метафизической живописи, возникшей в Италии в 1917 году, были Джордже де Кирико и Карло Карра. Для нее характерна искаженная перспектива, неестественное освещение и странный мир образов, в котором вместо людей часто фигурируют манекены и статуи. Помещая свои объекты в чуждый для них контекст, художники этого направления стремились создать магическую атмосферу сна. В этом отношении метафизическая живопись имеет много общего с сюрреализмом, но в отличие от последнего она обладает очень статичной композиционной структурой и любовью к архитектурным построениям. (Дельво, Карра, Де Кирико)
Направление в живописи и скульптуре, распространившееся в 1960-1970-е годы преимущественно в США. Как явствует уже из названия, искусство минимализма сведено к своей основной сущности; оно чисто абстрактно, объективно и анонимно, лишено внешней декоративности или экспрессивного жеста. Живопись и графика минимализма монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры. В то же время минимализм способен пробудить возвышенные чувства и ощущения бытия. Скульпторы-минималисты используют промышленные процессы и материалы, такие как сталь, пенопласт или флуоресцентные трубки, для создания геометрических форм, часто - большими сериями. Подобная скульптура, не прибегает ни к каким иллюзионистическим приемам, за - то рассчитана на тактильное восприятие зрителем. Минимализм можно рассматривать как реакцию на эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господствовавшего в искусстве на протяжении 1950-х годов. (Андре, Джадд, Келли, Ле Витт, Мэнголд, Райман. Серра, Стелла, Флавин)
Источник | |
08.10.08 Просмотров: 8138 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |