Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Музейные раритеты

Мозаичное панно «ИНДУСТРИЯ СОЦИАЛИЗМА» - раритет великой страны


Одним из выдающихся экспонатов музея ВСЕГЕИ  является мозаичное панно «Индустрия социализма» - уникальный памятник российского камнерезного монументального декоративно-прикладного искусства конца 30-х годов 20 века.

Несмотря на обилие восторженных газетных публикаций и упоминаний в таких изданиях, как «История русского искусства» или «Советское декоративное искусство 1917-1945 гг.», история памятника практически не исследовалась. Встречающиеся в литературе описания карты лишь повторяют информацию, приведенную в изданной в 1941 г. книге А.Е. Ферсмана «Очерки по истории камня».

Панно размером 5910 х 4500 мм, площадью 26.6 кв. м представляет собой точную физико-географическую карту СССР масштаба 1:1 500 000 и состоит из 98 секций, членение которых произведено по линиям параллелей и меридианов с шагом в 10 градусов. С помощью винтовых соединений секции закреплены на каркасе, состоящем из 27 дюралюминиевых тюбингов. Вес карты – 3 500 кг.

Панно выполнено в технике флорентийской (территория СССР) и русской (территории зарубежных стран и акватории) мозаики. Набор, состоящий более чем из 45 000 пластин цветного камня толщиной 4-6 мм, изначально был наклеен на текстолитовую основу толщиной 20 мм.

На карте ограненными и кабошонированными ювелирными и ювелирно-поделочными камнями были обозначены все крупные промышленные объекты Советского Союза. Камни были оправлены в позолоченные касты из платинированного серебра; из этого же металла выполнены все географические названия, железные дороги, линии параллелей и меридианов.

Идея создания панно принадлежала Г.К. Орджоникидзе: карта должна была стать прологом к Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма», готовившейся к 20-летию Октябрьской революции.

Изготовление Карты было поручено Тресту «Русские самоцветы» Наркомата местной промышленности РСФСР. Работы производились на Ленинградском заводе по обработке камней-самоцветов (набор мозаики, огранка камней и вся ювелирная работа), Свердловской гранильной фабрике (резка пластин для набора мозаики и огранка камней) и Петергофском заводе технических камней (резка пластин для мозаики).

Работа над созданием Карты началась 3 мая 1936 г. Макет был выполнен на 2-ой Московской картографической фабрике. Художественная разработка проекта принадлежала руководителю мозаичного отдела Академии художеств Я.А. Фролову, художникам П.А. Скворцову и А.З. Данилочкиной, которая непосредственно осуществляла подбор камней для мозаики.

В конце 1936 г., в разгар работы над картой, было принято решение представить ее на Всемирную выставку в Париже в мае 1937 г. До открытия выставки оставалось всего пять месяцев, и сроки изготовления карты были сокращены на полгода. В Ленинград срочно были командированы большие группы мастеров-камнерезов из Свердловска и Петергофа. Только набором мозаики было занято 150 человек, всего же в изготовлении Карты участвовало 667 человек; все это время рабочие находились на казарменном положении. В середине апреля 1937 г. работы были завершены. Лев Кассиль, присутствовавший при ее пробном монтаже в Москве, опубликовал большую статью о Карте, «равной которой нет, и не было в мире».

Одновременно с картой были изготовлены рельефные мозаичные гербы 11 существовавших в то время Союзных республик и герб СССР, которые экспонировались в Париже и Нью-Йорке. Гербы Прибалтийских республик и Молдавии так и не были выполнены в камне.

   24 мая 1937 г. под девизом «Искусство и техника в современной жизни» открылась Всемирная выставка в Париже. Панно «Индустрия социализма» экспонировалось в первом зале советского павильона, посвященном Конституции СССР, и заслужило массу восторженных отзывов. «Карта СССР – писал корреспондент парижской газеты – самый изумительный экспонат не только советского павильона, но и всей парижской выставки. Тысячи посетителей стоят часами около нее». Решением жюри Выставки панно, также как и скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», были награждены дипломами «Гран-при».

Такой успех предопределил дальнейшую судьбу карты: было решено демонстрировать ее на Всемирной выставке в Нью-Йорке, тем более, что выставка «Индустрия социализма», где она должна была послужить «как бы введением к развернутому показу отдельных строек, заводов и городов», в 1937 г. не состоялась.

Планировалось, что после возвращения из Нью-Йорка карта будет размещена в главном вестибюле «Дворца Советов», который предполагалось построить на месте снесенного храма Христа Спасителя.

Однако, для демонстрации «успехов индустриализации» в 1937-1938 гг. требовалось внесение дополнений в нагрузку. Поэтому на панно дополнительно были нанесены около 1000 новых обозначений промышленных объектов, а все надписи были переведены на английский язык. Кроме того, чтобы показать завершившийся в феврале 1938 г. дрейф экспедиции Папанина, рассматривавшийся как достижение Советской власти и «покорение» Северного полюса, пришлось надстроить верхнюю часть панно на 750 мм. При этом нарушилось композиционное равновесие панно - произошло «сползание» основного декоративного пятна вниз. Такая дисгармония компенсировалась чисто художественными средствами: в нарушение географических канонов северная часть Ледовитого океана была набрана постепенно светлеющим лазуритом, что стало впоследствии трактоваться как изображение ледяных торосов. Работы по реконструкции панно были вновь поручены Ленинградскому заводу Треста «Русские самоцветы». Карту обрамляла рама из белого мрамора, увенчанная Государственным гербом СССР. Серп и молот были выполнены из уральских фенакитов в серебряной оправе.

Открытие Всемирной выставки в Нью-Йорке состоялось 30 апреля 1939 г.; павильон СССР был открыт для посетителей 17 мая. В корреспонденциях из Нью-Йорка среди наиболее привлекательных экспонатов часто упоминалась и мозаичная карта.

 

23 апреля 1940 г. состоялась приемка Карты комиссией Комитета по делам искусств СНК СССР от администрации советского раздела Международной выставки. Перечисленные в акте передачи повреждения, появление в составе СССР новых республик (Прибалтийских государств, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии) и изменение положения границы между СССР и Финляндией требовали проведения реставрационных работ. Работы по реставрации и реконструкции Карты вновь были поручены Ленинградскому заводу Треста «Русские самоцветы».

Где находилось панно с 1940 по 1946 гг. достоверно неизвестно. В каталоге Всесоюзной художественной выставки «Индустрия социализма», открывшейся 18 марта 1939 г. в Москве, в качестве одного из разделов анонсировалась «Карта СССР из мозаики и самоцветных камней». Однако в это время карта еще находилась в Нью-Йорке.

   В газете «Известия» от 4 марта 1941 г. была помещена следующая заметка: «Карта из самоцветов. Сегодня на выставке "Индустрия социализма" открывается для всеобщего обозрения грандиозная мозаичная карта СССР, выполненная из самоцветов и драгоценных камней. Эта карта побывала на всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. Недавно она была подвергнута реконструкции. На карту нанесены новые советские республики».

По некоторым данным в течение Великой Отечественной войны панно в разобранном виде хранилось на Урале, в Екатеринбурге. Однако документальных подтверждений ни той, ни другой информации нет.

В 1946 г., по распоряжению Совета Министров СССР, уникальный экспонат был передан в Государственный Эрмитаж. Экспозиционный план музея предусматривал превращение Георгиевского зала в зал Советского Союза с установленной на тронном подиуме мозаичной картой СССР. При проведении реставрационных работ было решено восстановить карту как политико-административную, сняв с нее условные обозначения промышленных предприятий. Работы проводились в 1947-1948 гг. Художественным ремесленным училищем № 240.

2 мая 1948 г. состоялось торжественное открытие Георгиевского зала. Панно экспонировалось в Эрмитаже до 1982 г.  В течение этого времени проводились лишь профилактические реставрационные работы и вносились отдельные изменения, связанные с переименованием или возникновением новых городов. В 1982 г., в связи с капитальным ремонтом Георгиевского зала, карта была демонтирована.

 

В 1987 г., по инициативе директора ВСЕГЕИ А.И. Жамойды и директора Эрмитажа Б..Б. Пиотровского, в соответствии с приказами Министерства культуры и Министерства геологии СССР, карта была передана на постоянное хранение в ЦНИГР музей им. акад. Ф.Н. Чернышева.

Перед установкой карты в ЦНИГР музее с октября 1988 г. по июнь 1989 г. сотрудниками Ленинградской мастерской художественной обработки камня были проведены работы по очистке, укреплению и восстановлению утрат мозаичного набора. С карты были сняты выполненные из изумрудов названия столиц Союзных республик и надпись «Ленинград» из александритов. Кроме того, был отреставрирован рельефный мозаичный герб СССР; oстальные 11 гербов Союзных республик реставрации не подвергались.

К сожалению, время и технологические просчеты, допущенные при изготовлении панно, привели к заметному ухудшению состояния этого уникального произведения искусства. В 2006 г. специалисты «Царскосельской янтарной мастерской» провели пробную реставрацию одной из секций панно. В 2007 г. было проведено заседание Межведомственного художественно-методического совета, состоявшего из экспертов ВСЕГЕИ, Государственного Эрмитажа, ГМЗ «Царское село», Горного музея СПбГИ и «Царскосельской янтарной мастерской», который установил, что из-за отслаивания мозаичного набора на значительной площади, вызванного деформацией текстолитовой основы, панно находится в аварийном состоянии и требует срочной реставрации.

Для предотвращения утраты этого шедевра, руководством института было приняло решение о проведении реставрации панно. Программой работ предусмотрены посекционный перенос мозаичного набора на новую сланцевую основу, а также восстановление первоначального облика панно с возвращением на него накладного декора из драгоценных и поделочных камней, обозначающих промышленные предприятия и месторождения полезных ископаемых, а также изумрудные названия столиц Союзных республик.

Поэтапная реставрация панно ведется «Царскосельской янтарной мастерской» с 2008 г., и посетители музея уже могут видеть ее впечатляющие результаты.

Цветовая гамма мозаичного набора отвечает принятым для географических карт канонам обозначения высот над уровнем моря. Основным поделочным камнем, использованным для отображения рельефа, стала уральская яшма (месторождения Гора Полковник, Маломуйнаковское и Старомуйнаковское). Из пестроцветной и однотонной яшмы выполнена почти вся территория СССР и территории сопредельных государств; «сургучная» яшма использована для одной из четырех полос государственной границы СССР.

Такого количества сортов яшм, по словам принимавшего участие в создании панно старшего мастера В.А. Семенова, ему не доводилось видеть. «Это было лучшее – вспоминал он – из того, что я когда-либо создавал из камней Урала. Словно книгу прочитал о своей стране. Увидел необозримую, могучую Родину, и думал я, работая над этой картой, что все это мое. Моя страна, мои богатства, мои заводы, мои леса, города, села. Я хозяин этой страны!».

Низменные участки суши и речные долины на карте выполнены из уральского (Ильменские горы) амазонита.

Для показа акваторий в мозаичном наборе использован лазурит Мало-Быстринского, Прибайкалье (океаны и моря), Лянджвардаринского, Таджикистан, Памир (северные акватории) и Бадахшанского, Афганистан (реки и крупные озера) месторождений.

Государственная граница СССР обозначена широкой четырехслойной - три слоя родонита (месторождение Мало-Седельниковское, Урал) и один слой сургучной яшмы полосой.

Основа для таблицы условных обозначений выполнена из кахолонга (Узбекистан, Тасказганское месторождение).

Ледники на вершинах Памира и Тянь-Шаня выполнены из благородного опала месторождения Червеница в Венгрии.

Северный морской путь на карте обозначен 630 ограненными аквамаринами  из месторождения Шерлова Гора в Забайкалье; из них же выполнены Беломоро-Балтийский и Ферганский каналы.

Дрейф экспедиции И.Д. Папанина «Северный полюс 1» показан крупными уральскими фенакитами и украинскими (Волынское месторождение) топазами, а его начальный и конечный пункты, так же как и полярные станции – серебряными звездами со вставками из горного хрусталя с Приполярного Урала. Красный флаг на Северном полюсе выполнен из искусственных рубинов, а складки на нем – из карельских (Шуерецкое месторождение) альмандинов.

Населенные пункты обозначены позолоченными серебряными звездами со вставками из искусственных рубинов; названия столиц союзных республик выполнены из натуральных ограненных изумрудов в позолоченных серебряных кастах.

Москва обозначена рубиновой звездой с серпом и молотом, украшенными 17 алмазами, надпись «Москва» выполнена из синтетических рубинов; а «Ленинград» - из александритов.

Линии параллелей, меридианов, железных дорог и все географические названия выполнены из позолоченного серебра; границы Союзных Республик обозначены двойной линией ограненных искусственных рубинов в серебряных позолоченных кастах.

Для предприятий различных видов промышленности и месторождений полезных ископаемых была разработана система дополнительных условных обозначений. Альмандинами были обозначены предприятия строительной промышленности и электростанции; аметистами - предприятия кожевенно-обувной и текстильной промышленности.

Горным хрусталем были отмечены предприятия бумажной промышленности; раухтопазами и золотистыми топазами - предприятия по переработке животного и растительного сырья и трубопроводы; изумрудами - предприятия лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Для обозначения предприятий химической промышленности использовался лунный камень; металлургии и машиностроения - синтетические рубины.

Вставками из черной и белой яшмы в различных сочетаниях были обозначены месторождения различных полезных ископаемых.

Все камни были оправлены в серебряные позолоченные касты.



Источник | | Автор: музей ВСЕГЕИ
| Категория: Музейные раритеты
| Теги: Карта, панно, музей, раритет
02.04.13 Просмотров: 7566 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/2


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar