Главная Клуб Темы Клуба
Музейные раритеты
Коллекционирование старинных самолетов
Коллекционирование старинных самолетов — хобби дорогое, но есть возможность компенсировать затраты участием в авиашоу или рекламных акциях.
Владения Тима Манны поражают: на площади в несколько тысяч квадратных метров разместилась коллекция старинных военных самолетов в рабочем состоянии.
Манна, бывший пилот военно-морского флота США, один из немногих людей в мире, которые покупают и восстанавливают исторические военные самолеты типа Spitfire, Hurricane, Mustang и Harvard. Некоторые из них стоят больше миллиона фунтов.
Гордость эскадрильи Манна — истребитель Supermarine Seafire, редкая модификация знаменитого Spitfire со складывающимися крыльями, созданная для использования на авианосцах. Самолет 1946 года выпуска отслужил всего четыре года, после чего стал тренировочной машиной, а затем был отправлен на хранение. Компания Манна Kennet Aм viation купила Seafire в 2001 году, и после пяти лет работ в обширном ангаре в Эссексе самолет вернулся в небо и стал единственным летающим оригинальным образцом в мире.
В огромных деревянных ящиках лежат моторы, не работающие уже десятки лет, а на стеллажах громоздятся крылья, пропеллеры и шасси
«После службы я летал с резервом ВМС США, но в 1989 году переехал в Великобританию. Мне очень не хватало полетов, поэтому я приобрел Percival Provost с поршневым двигателем. Я понял, что мне нравится возвращать к жизни самолеты, и решил сосредоточиться на этом».
Манна и его команда из пяти техников восстановили 20 исторических машин, и сейчас в ангаре можно увидеть вертолет Bell Huey, отбитый у Аргентины во время войны на Фолклендских островах, бомбардировщик Douglas AD4 Skyraider, вылетавший на 75 заданий в Корее, и Jet Provost 1954 года выпуска. Там стоит второй Seafire, частично уже отреставрированный.
В ангаре собраны и части давно исчезнувших моделей, которые Манна ищет по всему свету. В огромных деревянных ящиках лежат моторы, не работающие уже десятки лет, а на стеллажах громоздятся крылья, пропеллеры, шасси и приборные панели.
«Мы находим их в самых странных местах», — говорит Манна, показывая на гору из шести звездообразных двигателей Alvis Leonides, извлеченных на свет из амбара на ферме на севере Англии. «Старая мудрость — дешевле всего стоит самолет, который уже летает, — верна: ремонт стоит десять тысяч фунтов и занимает тысячи часов. Кроме того, необходима страховка, переборка двигателя после каждых 200-400 часов полета, хранение в ангаре и текущее техобслуживание. Расход топлива у Seafire около 300 литров в час, так что час полета стоит, наверное, около тысячи фунтов».
Но есть способы компенсировать затраты на это дорогое хобби. Еще одному энтузиасту, бизнесмену Питеру Тайкману, принадлежит «Коллекция ангара 11». В нее входят Curtiss P40 Kittyhawk, Spitfire Mk XI, P51 Mustang и только что восстановленный Hawker Hurricane Mk IIB, считающийся единственным сохранившимся бомбардировщиком Hurricane. Зимой Тайкман занимается поставкой в отели прибора, позволяющего гостям заказывать напитки и еду одним нажатием кнопки. А летом он выступает на авиашоу в Европе. «Я сам не занимаюсь реставрацией, — говорит Тайкман. — У меня работает небольшая команда механиков, и я помогаю им заработать во время шоу. Летный сезон длится с мая по ноябрь, и “Ангар 11” — это бизнес, который приносит достаточно доходов, чтобы содержать самолеты в рабочем состоянии».
Братьям Нику и Джайлсу Инглишам также удалось добиться самоокупаемости. Они используют свой старинный военный самолет как летающий билборд с рекламой бренда авиаторских часов Bremont. «У нас самолет Broussard, такие делали во Франции в 1950-х, — говорит Ник. — Мы купили его дешево, эксплуатация стоит относительно недорого, в нем могут разместиться пять человек плюс пилот. Мы используем его практически как семейный автомобиль: у нас трое детей и они его обожают».
Саймон де Бертон, фото: lietadla.com
Теперь и у нас можно полетать на любом самолёте, приобретая или не приобретая его в собственность. На любом, даже на самом древнем.
А то раньше, смотришь иностранные фильмы и удивляешься, откуда это у них там, на Западе, столько старинных истребителей да бомбардировщиков. И из эпохи Второй и, даже, Первой мировых войн! И не макеты, а самые что ни на есть настоящие, летающие, то есть, самолёты.
Старинные аэропланы бывают ныне трёх типов:
- – старательно сохранённые в своей первозданности;
- – старательно восстановленные из того, что от них осталось;
- – старательно построенные заново по настоящим старинным чертежам.
В России старинный самолёт можно заказать на авиационном предприятии или найти по объявлениям уже готовый.
«Продается реплика истребителя SE-5 периода Первой мировой войны. Реплика соответствует масштабу 5/8 натуры. Силовой набор – в основном пластиковые трубы. Обшивка – полотно и лавсановая пленка. Самолёт был успешно облетан в 1999 году с двигателем «Ротекс-582», – гласит одно из таких объявлений. Из него, и из прилагаемой к объявлению фотографии понятно, что выставленный на продажу истребитель SE-5 является уменьшенной копией-репликацией («репликой») настоящего SE-5. Именно летающей пилотной копией, а не беспилотной авиамоделью.
Согласитесь, летать на таком самолёте, на биплане, в соответствующем эпохе шлемофоне, с шарфом, развевающимся по ветру, с лихо закрученными усами – куда как более круто, чем пилотировать какой-то там Боинг-747!
Другой способ полетать на реликвии предлагают некоторые российские предприятия. Особенно преуспели в этом авиафирмы Новосибирска. У них накоплен значительный практический опыт по восстановлению раритетных самолетов и вертолётов из предоставляемых им обломков. Восстановление производится по оригинальным техническим документациям и по оригинальным технологиям. А поскольку мы тут речь ведём не о коллекциях, не о том, «чтобы посмотреть», а о том, «чтобы полетать», то особо следует отметить, что раритеты восстанавливаются до полностью лётного состояния! Новосибирцами, например, были восстановлены такие прославленные истребители Великой Отечественной, как И-16 (он воевал ещё в Испании!), МиГ-3, Bell P-39 «Aerocobra» (на таком летал Покрышкин), ЛаГГ-3 и пр.
Особенно успешно действует в России новосибирская фирма «Авиареставрация». Ещё 1997 году для Новозеландской эскадрильи советских истребителей И-16 и И-153 «Авиареставраций» была создана прекрасная реплика поликарповского И-153 «Чайка». Всего для Новой Зеландии было изготовлено 8 самолётов.
В 2001 году на аэродроме «Евсино» Новосибирского АТСК был облетан истребитель И-15 бис, изготовленный той же «Авиареставрацией» по подлинным чертежам 30-х годов.
После облёта и демонстрационных полётов на Московском авиакосмическом салоне МАКС 2001, истребитель был отправлен американскому заказчику.
В нынешнем году «Авиареставрация» собирается привезти на МАКС 2003 Миг-3, немецкий «Шторх» и прославленный штурмовик Ил-2. Нынче во всём мире интерес к летающим раритетам Второй мировой войны чрезвычайно велик. Такие самолёты в большой цене. В цене и люди, умеющие их реставрировать.
Ссылки:
- Восстановление раритетных самолётов: http://www.narp.ru
- Реплика И-153 и его фотографии Евгения Жигалова: http://www.airforce.ru
- Бомбардировщик ДБ-3Т и его фотографии Михаила Мамалыгина: http://www.airforce.ru
Источник | |
13.02.09 Просмотров: 4631 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |