Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Фото. Открытки

Открытка: исторический коллаж


Можно сказать, что открытка, только появившись на свет, сразу стала сувенирной. Ее приобретали на память о совершенных путешествиях, о важных событиях, о приятных встречах и знакомствах, для того чтобы запомнить, а если забыли, то вспомнить то, что когда-то было давно или не очень. Кто бы мог подумать, что это маленький листок картона проживет полсотни лет, прирастет в цене и станет объектом вожделения заядлых филокартистов.


 Открытка — ценнейший объект культурно-исторического наследия, источник разноплановой, уникальной информации, которую иногда невозможно почерпнуть нигде больше. Открытка настолько многофункциональна, что функция конкретной открытки может быть определена только как доминантная в сравнении с другими, ей же присущими.

Например, любая видовая открытка одновременно будет сувенирной, если была приобретена во время путешествия. Открытка, рекламирующая какое-либо интересное в географическом плане место, также является сувенирной, если напоминает владельцу об этом месте и вызывает эмоциональный отклик. Поздравительная открытка, отправленная в другую страну, перестает быть просто поздравительной, и становится сувенирной, поскольку для получателя является носителем культурного кода страны отправителя.

В разных ситуациях одна и та же открытка, при наличии множества функций, будет, тем не менее, или сувенирной, или рекламной, или поздравительной, или событийной, или видовой. Именно поэтому в данной статье будет идти речь не о сувенирной открытке, а об открытке вообще, исходя из заключения, что любая открытка в определенном ситуационном контексте может стать сувенирной.


Бесспорно, открытка — уникальный документ эпохи, ценнейший иконографический материал, энциклопедия жизни, коммуникация, проложенная во времени, и, естественно, она заслуживает внимания.


Один из первых художников почтовой открытки

Незаслуженно забытый, и очень известный в свое время художник-баталист, иллюстратор, литератор, журналист, член Русского географического общества и Академии художеств, академик и, наконец, создатель первых почтовых открыток — Каразин Николай Николаевич (1842—1908). Для многих в настоящее время это имя станет неожиданным и приятным открытием. Иллюстратор, работавший во многих журналах, писатель и журналист, оставивший большое литературное наследие, нам он интересен, в первую очередь, как создатель первых почтовых открыток. Неповторимая легкость и изящество его акварельных сюжетов не может не восхищать. Они пользовались популярностью у самой разнообразной публики.

Некоторые открытки Н. Н. Каразина на лицевой стороне, там, где располагается изображение, имеют белую не заполненную иллюстрацией зону, выделенную под текст. Это свидетельствует о том, что открытка была выпущена до 1904 г.


Открытые письма

1 января 1872 г. в Российской империи в соответствии с постановлением Департамента почты были введены в обращение открытые письма с тарифом 3 коп. (городские) и 5 коп. (иногородние).

На лицевой стороне открытых писем сообщалось: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает».

Первые открытые письма еще не имели изображения. На одной стороне располагались адрес и маркировка, на другой нужное отправителю сообщение. Открытые письма имели цветную кодировку.

Черные карточки были универсальными и могли быть отправлены куда угодно, коричневые были только внутригородскими, а зеленые — междугородными.

Позже появляются иллюстрированные открытые письма, но в соответствии со сложившимися ранее правилами на одной стороне располагался только адрес и маркировка, а на другой соответственно изображение. Таким образом, сообщение приходилось писать прямо по изображению. Именно поэтому, на открытках Н Н. Каразина внутри изображения оставлено свободное поле для текстового сообщения.

Только в 1904 г. почтовое ведомство разрешило писать сообщение на обратной, относительно изображения, стороне открытки. Позже открытые письма стали называть почтовыми карточками. Они пользовались большой популярностью у населения,  как история жизни, выполняя самые различные функции, начиная с просветительской, рассказывая о городах, удивительной природе, народах России, а также рекламной, поздравительной.

Одновременно открытки были прекрасными сувенирами, их хранили в альбомах, клеили на стены над туалетными столиками, вставляли в рамы как произведения изобразительного искусства.


Оборотная сторона

После 1905 г. открытое письмо приобрело привычный для нас вид почтовой открытки. Лицевая сторона открытого письма стала полностью иллюстрированной, а оборотная, разделенная вертикальной линией на две части, предназначалась для расположения адресной информации, маркировки и текстового сообщения (ил. 3).

С 1908 г. открытое письмо стало называться почтовой карточкой. Конец XIX в. ― это время особенной популярности почтовых карточек как недорогого и удобного для того времени вида коммуникации. Первоначально на почтовой карточке не писался адрес отправителя. И в государственные учреждения в адрес некоторых чиновников хлынул поток оскорбительных писем от недовольных граждан. Отправителя такого нелицеприятного письма было невозможно вычислить, что стало большой проблемой для почтового ведомства.

Текстовое сообщение, располагавшееся в левой части оборотной стороны открытого письма или почтовой карточки, дополняло иллюстративную часть не только содержательно (текстом). Текстовые сообщения являлись прекрасным образцом эпистолярного стиля, речевого этикета, «бытового» скорописного письма в России, характерных для конца XIX — начала XX вв.

 

Российская империя в открытках

Уникальный сувенирный набор из 80 двухсторонних открыток рассказывает об административном и территориальном устройстве Российской империи на 1856 г. (ил. 4–5).

Самые главные и интересные сведения в виде текста и изображений давали представление о каждой из 80 губерний России. Говоря современным языком ― это своеобразная открыточная инфографика, наглядная, понятная и информативно емкая, обладающая художественной, историко-культурной и этнографической, географической, демографической и другими ценностями. Этот набор наверняка был прекрасным сувениром, дающим представление гражданам Российской Империи о размерах и богатстве их страны, о самых отдаленных ее уголках. Для современного человека этот набор - ценнейший исторический сувенир, документ о времени, эпохе, которые безвозвратно ушли. К сожалению, автор открыток остался неизвестен.


Фотохромы

Фотохромная открытка — это уникальный по достоверности историко-культурный документ, передающий атмосферу, царившую в Российской империи конца XIX — начала XX вв. Технологию фотохромной печати изобрел в 1880-е гг. Ханс Якоб Шмидт, работавший на швейцарскую фирму «Орелл Фюссли». Такой фотомеханический способ позволял сделать фотоизображение цветным без помощи ручной раскраски. Изображение отличались тонким колоритом, достаточно близким к натуре. В то время не было известно какого-либо другого способа получения цветного фотоизображения, и фотохромы пользовались большой популярностью, да и стоили не дороже фотографий.

В технике фотохромной печати выполнено множество видовых сувенирных открыток, например, видовые открытки Санкт-Петербурга и его окрестностей (ил. 6).  Посмотреть открытки с видами городов.

 

Трогательные и милые

Елизавета Меркурьевна Бем, в девичестве Эндаурова (1843–1914) — художница, рисовальщица, силуэтист создала огромное количество милых, трогательных открыток с изображением детей, открыток с силуэтными изображениями (ил. 7). Смотрите каталог открыток Бём.

Открытки Елизаветы Бем пользовались большой популярностью. Ее работы выставлялись на многих международных выставках, например, в 1900 г. в Париже, в 1902 г. в Мюнхене, в 1906 г. в Милане, и принесли автору высокие международные награды.

Елизавета Бем иллюстрировала детские журналы и книги, создала несколько альбомов открыток. Ее работы кажутся очень теплыми и человечными, пронизанными добротой и большой любовью к детям. Такие открытки невозможно выкинуть, их можно только хранить.

 

Художник-сказочник

Иван Яковлевич Билибин (1876–1942) — яркий представитель объединения «Мир искусства» (ил.8).

Тема русской народной сказки пронизывает все его творчество. С этнографической точностью, глубоким знанием русского костюма, деревянного зодчества, с тонким пониманием русской природы создает он свои сказочные сюжеты. Неповторимый билибинский графический стиль ярок и узнаваем, и в журнальной графике, декорациях, театральном костюме, книжных иллюстрациях, и в открытках. Билибинские открытки — исключительно русский сувенир, обладающий при этом еще и коллекционной ценностью.

Многие открытки были изданы Общиной сестер милосердия Красного Креста (Общиной св. Евгении), созданной на базе Попечительного комитета о сестрах Красного Креста. За время своего существования община издала около 6,5 тыс. различных открыток.

Голубева Елена Яковлевна
из материалов IV Всероссийской национальной
научно-практической конференции
"ОБРАЗ, ЗНАК И СИМВОЛ СУВЕНИРА",
15 ноября 2018 г.



Источник | | Автор: Голубева Елена Яковлевна
| Категория: Фото. Открытки
| Теги: Бём, сувенир, Билибин, Каразин, открытка, художник
25.10.20 Просмотров: 823 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar