Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Фарфор. Стекло. Керамика

О фарфоре и керамике (учебное пособие по идентификации и оценке)


Коллекционирование антиквариата — занятие захватывающее. Как правильно определить период, стиль, мастера? Как отличить подлинник от подделки? Пособие поможет идентифицировать и оценивать наиболее известные европейские марки фарфора.

Существует ряд ключевых различий между основными типами керамики, определить которые не очень сложно. Керамика непрозрачна, фарфор почти всегда прозрачен. Подставив предмет под яркий свет, легко определить тип.

Необходимо изучить цвет неглазурованного глиняного черепка. Иногда он виден на ободке или основании, но на предметах, полностью покрытых Глазурью, ищите скол или трещину. Как правило, цвет глиняного черепка варьируется от цвета сливок (<‹кремовая» керамика) до желтовато-коричневого. Цветовой диапазон «каменной» керамики — от желтовато-белого до темно-коричневого, а в фарфоре — от белоснежного до кремового.

Труднее всего разобрать, твердый фарфор или мягкий. Если на месте скола зернистая поверхность, скорее всего, изделие сделано из мягкого фарфора. Если скол гладкий, глянцевый, с острым краем, скорее всего, это твердый фарфор. Предмет из мягкого фарфора кажется более теплым, что особенно ощутимо, если поднести его к лицу.

Тип глазури тоже служит подсказкой для идентификации. Наиболее употребляема густая белая оловянная глазурь. Например, молочно-белая характерна для лондонского фарфора ХVII в., а бледно-голубая применялась в тот же период для изделий французского фарфора. Покрытие чаще всего создавало неровную поверхность, похожую на апельсиновую корку, и было изготовлено из соляной Глазури. Мягкий фарфор больше покрыт трещинками, чем твердый. В фарфоре такого типа следует искать зеленоватую или синеватую глазурь, забившуюся в трещинки.

Декор может подсказать дату производства. Как правило, ранняя керамика украшена простыми процарапанными или вырезанными мотивами, а позднейшие изделия из фарфора высококачественной керамики расписаны или украшены в Технике передовой печати. Многие типы декора определяются на ощупь, а эмаль, нанесенная поверх Глазури, выпуклая. Звук предмета помогает определить, подвергался ли он реставрации. Неповрежденный предмет при легком постукивании издает отчетливый ясный звон, а реставрационный — глухой звук.

Коллекционный фарфор

При атрибуции фарфоровой вещи начинающему коллекционеру следует учитывать, прежде всего, клеймо изготовителя, состояние предмета и экстерьер вещи, с опытом — качество материала, живописные и стилевые особенности.

1. Клеймо изготовителя

Среди коллекционеров наиболее популярен фарфор мейсенских фабрик, оставивших потомкам гигантское количество столовой утвари, сервизов, письменных приборов и статуэток. Клеймо Мейсена — голубые перекрещенные мечи — исключительно узнаваемый и запоминающийся знак. Он наносился кобальтом на еще сырой бисквит, который затем покрывался глазурью и поступал на обжиг. Под действием температуры
кобальт растекался, и клеймо получалось размазанным (поэтому образцы клейм лучше изучать по фотографиям, а не прорисям).

Знаменитые мейсенские клейма широко подделывали и подделывают, но опытный взгляд без труда распознает фальсификацию. В ХVIII в. фарфоровым «фальшивомонетчиком» была Тюрингия. Разница между нею и Мейсеном та же, что между художниками авангарда: ценнее тот, кто был первым.
Главные мастера и лепщики работали в Мейсене, а Тюрингия тиражировала их изделия по демократическим ценам, так что почти невозможно было отличить ни качество фарфора, ни характер разделки.

Даже клейма тюрингских фабрик провокационно напоминали мейсенские: состояли из двух перекрещенных палочек или вилочек, похожих на знаменитые мечи. На изделия Тюрингии и обратили внимание сегодняшние мошенники: с них сошлифовывают старое клеймо, наносят мейсенское, заново покрывают глазурью и подвергают повторному обжигу. Однако кобальт уже не может впитаться в массу, сохраняет яркий цвет и четко обозначенные границы, видные невооруженным глазом.
Некоторые мошенники даже не считают нужным закрывать глазурью всю донную часть — только то место, где было клеймо. Получается глазурный пятачок — безусловное свидетельство фальсификации.

2. Состояние предмета

Если старинная вещь находится в первозданном состоянии, сразу же возникают вопросы. Не может быть, чтобы фарфоровая безделушка, отметившая столетний юбилей, сохранила идеальное дно: бисквит — пористый материал, он впитывает в себя пыль и жировые наслоения полки, на которой стоит. Сколь бережно ни хранили бы фарфор, на нем непременно окажутся миллионы хаотично расположенных микроцарапин и грязевые включения. Фальсификаторы не всегда тщательно моют дно, а сразу отправляют подделку в печь. Грязь впитывается в фарфор, и донное кольцо приобретает грязный серый цвет. На этом попадается много мошенников.

3. Экстерьер вещи

Императорский фарфоровый завод конца ХVIII в. выпускал огромные орденские сервизы, после которых осталось много старого «белья» — нераскрашенных тарелок-заготовок с настоящими клеймами завода. Современные шулеры наносят на них соответствующую по стилю живописную разделку и выдают за оригинал. Тарелка подлинная, клеймо идентично, уровень живописи бывает достаточно высок, однако разница в технике легко позволяет распознать обман. Во-первых, раньше использовали жидкие красители, которые ложились тонким слоем и не создавали ощущения мазка. Теперь краски гуще и мазок имеет приличный объем. Во-вторых, современные технологии позволяют делать одномоментный обжиг, а в старину почти каждый цвет имел свою температуру плавления и нуждался в многоступенчатом обжиге: от высоких температур к низким. Поэтому, гладя старую вещь рукой, вы ощущаете под пальцами абсолютно ровную поверхность, гладкость которой может нарушать лишь наличие эмалевых вставок. В-третьих, на поверхности старой тарелки со временем появились царапины, а если красочный слой лежит сверху, это наверняка подделка.

В антиквариате следует владеть «правилом тридцати градусов». Все дефекты и недостатки на любом предмете видны именно под этим углом.

Для идентификации антиквариата существуют в науке и практике различные способы. Эксперт Аукционного дома «Гелос» Сергей Короневский считает, что, как показывает опыт, даже абсолютный дилетант довольно быстро может стать профессиональным коллекционером. Ценный свод фундаментальных знаний содержит «Большая иллюстрированная энциклопедия древностей» (Прага, 1980 г.) достойная стать настольной книгой начинающего собирателя. В ней дан полный обзор разных видов антиквариата с историографией, иллюстрациями, советами по уходу за коллекциями и о том, как избежать подделок.

 

Клейма фарфора
Мейсенская Мануфактура, Саксония

С 1710 г. — немецкая фарфоровая мануфактура, основана во дворце Альбрехтсбургского в Мейсене, одна из первых и известных в Европе фабрик, прославилась фигурками из твердой пасты, выполненными ведущим мастером Кендлером, которые во множестве имитировались другими европейскими фабриками.

Вслед за Мейсенской мануфактурой производить фарфоровые статуэтки начали все основные мануфактуры, существовавшие в те времена в Европе: в Франкентале, Фюрстенберге, Фолькштедте. Немецкие фарфоровые мануфактуры, располагавшиеся в Мейсене, Нимфенбурге, Хёхсте, Берлине, и императорская мануфактура в Вене производили крупные столовые украшения с фарфоровыми статуэтками и архитектурными моделями. С течением времени отдельные группы и фарфоровые статуэтки из этих ансамблей, в основном посвященных какой-либо одной теме, начали изготавливать по одной для частных клиентов, украшавших ими свои дома. Наивысшего расцвета производство немецких фарфоровых статуэток достигло в ХVIII в., когда были представлены композиции из фарфоровых статуэток во французском стиле. Они полностью отличаются от более ранних моделей. Сценки все чаще изображают жизнь буржуазного общества, носят сатирический характер и иногда сентиментальный наставительный смысл. У скульптурных групп нет четко выраженной передней и тыловой части, многие небольшие фарфоровые фигурки и детали не видны с одной стороны, и группу следует рассматривать со всех сторон. Фарфоровые статуэтки часто перегружены узорами и чрезвычайно ярко раскрашены, незакрашенных
частей белого фарфора на них нет. С этим направлением ассоциируется неоклассицизм, на развитие которого повлияли искусство Помпеи, новые изображения классической Греции и Рима.

Мануфактура в Фолькштедте, Тюрингия

Как и китайцы, саксонцы в Майсене тоже держали в секрете технологию изготовления фарфора. Однако знания, накопленные к этому времени в этом регионе в поиске фарфоровых технологий, перешли из количества в качество. Одним из открывателей фарфора в Германии (после Бётгера) был Георг Генрих Махелейдом. В 1760 г. он основал фарфоровую мануфактуру в Зитцендорфе (княжество Шварцбург-Рудольштадт, сейчас Тюрингия). В 1762 г. производство было переведено в Фолькштедт, близ Рудольштадта. Расцветом мануфактуры считают 1767—1800 гг., когда предприятие было в руках предприимчивого купца Христиана Нонне из Эрфурта.

На раннем этапе производства несовершенство фарфоровой массы (которая давала иногда пузырчатую, даже рваную поверхность) успешно маскировали обилием всевозможных лепных и рельефных украшений. Со временем качество фарфоровой массы улучшилось и изделия Фолькштедта приобрели своеобразную изысканность. В росписях преобладали (и преобладают сейчас) так называемые немецкие цветы, впервые появившиеся в Мейсене, использовались мелкие цветочные гирлянды в сочетании с цветным чешуйчатым узором. Кроме цветов, для украшения использовали пейзажи и фигурные композиции. Клеймо — синее подглазурное «К» с короной.

Hutschenreuther, Бавария

«Hutschenreuther» — это фарфоровая мануфактура, расположенная в Хохенберге, Бавария. Компания была основана в 1814 г. Карлом Магнусом Хутшенройтером (1780—1860). Фирменный знак «Hutschenreuther» — «марка со львом» — до сегодняшнего дня является символом высокого качества, а фарфоровая фабрика — одной из крупнейших в Германии.

Дрезденская Мануфактура (Dresdner Porzellan), Саксония

Фарфоровая мануфактура в Дрездене была основана в 1872 г. Карлом Тьеме. В ней работал известный скульптор-модельер Карл Август Кунтч. Известно более 12 тысяч моделей фигур, ваз, тарелок, чаш и прочих предметов сервировки и украшения стола, созданных мастерами мануфактуры. «Фирменная» роспись — знаменитые «дрезденские розы» и «дрезденские букеты». Очень эффектна так называемая «золотая» серия, в которой пейзажные и жанровые сценки расположены в картушах по золотому фону изделия. Со временем утвердилась марка мануфактуры — синее подглазурное клеймо со скрещенными буквами «S» и «Р» и подписью «Dresden».

Royal Porzellan, Бавария

Небольшая мануфактура Royal Porzellan на границе Тюрингии и Саксонии была основана на рубеже Х1Х—ХХ вв. Роспись изделий в основном ручная. Имеет темно-синее подглазурное клеймо.

 

Reutter Porzellan, Баден-Вюртемберг

Фабрика Reutter Porzellan была основана в Денкендорфе. Особой популярностью, кроме изящной посуды, пользуются фарфоровые головки для кукол. Большинство изделий фирмы производится вручную.

Kleiber Porzellan, Бавария

Находится в городе Регницлосау, Бавария. Любимые виды декора — цветы, лошади, кошки и собаки. Клеймо зеленое подглазурное: в овальную ленту надписи заключены буква «К» поверх художественных кистей и
название фирмы «Kleiber».

Неизвестная немецкая фирма

Wedgwood, Великобритания

Компания Wedgwood более 200 лет поставляет фарфор для английского королевского двора, а также по всему свету. Основателем этой знаменитой фирмы был Иешуа Веджвуд. В 1940 г. его потомками было открыто предприятие в Барластоне. Ученый-самоучка Иешуа Веджвуд скрупулезно изучал свойства природных глин, был неутомимым экспериментатором и изобретателем, постоянно совершенствовал состав сырья и форму изделий. Он первым отметил зависимость качества изделий от соблюдения температуры обжига, именно им был изобретен пирометр для контроля температуры в печах.

В 1765 г. Иешуа Веджвуд получил «сливочный» фарфор, названный так из-за своего цвета, покрытый тончайшей глазурью (второе название — «Королевский»). В 1768 г. им был открыт «черный базальт» — неглазурованный фарфор, настолько прочный, что поддавался полировке и огранке. А в 1775 г. — «яшмовый» фарфор, так называемый «джаспер».
«Джаспер» был получен нескольких цветов: бежевого, синего, зеленого, лилового. Самым популярным декором были эффектные рельефы белого цвета поверх идеально гладкой неглазурованной поверхности изделия.
Фирма Шеадшооа приглашала к сотрудничеству лучших художников, поэтому ее изделия всеГда отличались и отличаются качеством художественной отделки. В конце ХХ в. основной продукцией компании становится костяной фарфор.

 

Веlleek Pottery, Северная Ирландия

Компания Веlleek Pottery  была основана в 1857 г. Для её создания гончары Отт и Брюэр пригласили Беллика и под его непосредственным руководством началось производство фарфоровых изделий из светлого париана. Им пришлось многое изменить, в частности придумать новую технологию, которая заключалась в обливании париана металлическим люстром и отливки получившегося в формы. Кстати, стоит сказать о том, что белликский фарфор впоследствии стал довольно востребованным и даже получил прозвище – «лотос», и, все благодаря стараниям Беллика.

Вначале здесь производили тяжелую глиняную посуду, но главной целью владельцев было производство высококачественного фарфора. До 1863 г. доля фарфора в продукции Веlleek Pottery  была невелика и до 1920 г. керамическая посуда оставалась главным делом.

Довольно необычным искусством стало плетение из белликского фарфора. Из этого материала изготовлялись специальные полоски, которые шли в ход для плетения различных изделий, так, например, создавали оригинальные корзинки, которые зачастую украшались цветами. Украшения, выполненные из фарфора, принято было покрывать полупрозрачной глазурью, а иногда изделия оставались неглазурованными.

Белликский фарфор:

  •  одна из приметных черт — переливчатая глазурь;
  •  стилизация плетения из двух нитей глины;
  •  замысловатая ручка напоминает сплетение ветвей;
  •  каждый цветок, лист, ветка аккуратно вылепливались вручную; — применялись нежные розовые, голубые, желтые тона.

 

Фирма «LLARDO», Испания

 

Известная в Испании фарфоровая фирма «LLARDO» была основана в 1953 г. тремя братьями Хуаном, Хосе и Винсентом Ладро, которые нашли романтический стиль и силуэтность форм.
 

Ранний и поздний Мейсен

Для определения этой группы фарфора следует соблюдать определенные рекомендации:

  •  обратите внимание на тщательное моделирование деталей;
  •  присмотритесь к основанию: ранние мейсенские фигурки стоят на простом основании с аккуратно выписанными цветами;
  •  основание часто покрывалось глазурью, в нем делали небольшое вентиляционное отверстие; неглазурованное плоское основание обнажает сероватый черепок;
  •  проведите пальцем по основанию — вы нащупаете небольшие выпуклости в неразглаженных местах;
  •  присмотритесь ко дну основания — вы увидите клеймо — два скрещенных меча;
  •  зеленый цвет сочный, в более поздних фигурках — более резкий;
  •  поздний Мейсен, помимо клейм скрещенных мечей, имеет ряд других меток: процарапанные цифры (номер модели), красные цифры (номер художника).

Клейма Мейсена

 

Серия коллекционных фарфоровых фигурок создается с  1753 г.

Большой столовый сервиз, состоявший из четырехсот предметов, был подарен императрице Елизавете Петровне курфюрстом Саксонии и королем Польши Августом III ко дню бракосочетания ее племянника Петра Федоровича с Софией-Августой Ангальт Цербтской (будущие император Петр III и императрица Екатерина II). Сервировка стола к этому времени уже десятилетие состояла не из разрозненных предметов, а была объединена в ансамбли с единым художественным решением форм и декора. Край их отделан ажурной рамкой золоченого орнамента, а борта расписаны изображениями российского герба и знака высшего ордена
России святого Андрея Первозванного. На остальном пространстве борта и дне компотьеров «цветет» разнообразная флора Германии, т. к. образцы для росписей мастера заимствовали из ботанических атласов своей родины. Кроме живописных, предметы украшены и рельефными, оттиснутыми в форме вместе с самими изделиями, белоснежными цветочными гирляндами. Сервиз использовали 30 ноября, в день ордена святого Андрея Первозванного, на ежегодном приеме кавалеров ордена в Зимнем дворце, что и закрепило за ним название «Андреевский».

Лоток в форме листа их охотничьего сервиза

Мейсенская фарфоровая мануфактура, 1765 г. Фарфор,наддлазурная роспись. 24,5 см

Название сервиза происходит от того, что его предметы расписаны разнообразными сценами охоты. Он был выполнен в середине 60-х гг. XVIII в. на Мейсенской фарфоровой мануфактуре. В XVIII в. на сладкое подавали сухие и жидкие «конфекты». Сухие — это сваренные в сиропе и подсушенные ягоды и фрукты. Жидкие — то, что мы сейчас называем вареньем или желе. И те, и друuие «конфекты» клали в углубленные лотки.
В этом сервизе они имеют форму крупных овальных листьев, иногда снабженных черешком, иногда без него. Сходство с листьями усиливается изумрудно-зеленым цветом сетчатого узора, расположенного по краю лотков.

Чашка с блюдцем. Мейсенская фарфоровая мануфактура, XVIII в.

Фарфор, надглазурная роспись. 8; 15 см

Новые для европейского быта XVIII в. напитки — чай, кофе, какао — пили горячими, и мастера-фарфористы разработали для этого чашки и бокалы различной формы. Особая пластичность фарфора позволила выполнить чашку в форме раскрытого бутона, а блюдце — в виде пологого венчика цветка.

Многолетняя работа на Мейсенской фарфоровой мануфактуре одаренного химика Херольда помоГла добиться успехов в красочной
росписи изделий. Для работ 30-х гг. характерна цветовая гамма, построенная на контрасте зелено-голубого и железно-красного. Мотивы росписей живописцы, под руководством того же Херольда, черпали в цветочном богатстве  восточной керамики (прежде всего китайского фарфора)  из большой коллекции  первого владельца Мейсенской мануфактуры Курфюрста Саксонского и короля Польского Августа Сильного. Восточная керамика подсказала и принцип компоновки, когда от общей массы букета легко и своевольно отстоит отдельная веточка или листик на длинном черешке.

Эти стилизованные цветы называли индийскими, т. к. Китай в Европе того времени именовали Ост-Индией.

 

Севрский и парижский фарфор

Двумя главными центрами производства фарфора в конце ХVIII в. были Севр и Париж. С 1780-х по 1840-е гг. в Париже работали по меньшей мере 15 фарфоровых мануфактур. Основное значение в изделиях обоих центров заключалось в типе используемой массы. До открытия в Лиможе залежей каолина (1768) Севр выделывал мягкий фарфор кремового — белого цвета, сначала со скромным декором, а в дальнейшем — с яркой фоновой росписью. Для изготовления парижской посуды применялся черно-белый твердый фарфор. С приходом «второй волны» рококо в середине ХIХ в. многие парижские фабрики стали копировать севрскую посуду.

Основные признаки марки:

  •  Декор раннего севрского фарфора характеризуется изящной росписью в стиле Франсуа Буше, напоминает картины Ватто. Выполнен тончайшими мазками.
  •  В основном бирюзовая роспись была фоновой.
  •  Позолота густая. Проведя пальцем по поверхности, можно почувствовать выпуклости. Обратите внимание на то, как густо лежит позолота на изделии.
  •  Две обращенные друг к другу латинские «L» на основании означают время правления Людовика ХV.
  •  Наиболее популярный декор — цветочные классические узоры.
  •  Подражая античным образцам, мастера покрывали поверхность синей краской, позолотой, декор — орнаментика по образцу помпейских узоров или Рафаэлевых фресок: головы или фигуры наподобие камней в четырехугольных, овальных или многоугольных полях с бесчисленными вариантами окаймляющих узоров из завитков, картушей, рога изобилия и различных символов.

Шедевры Севрского фарфора ХVIII в. из собрания Эрмитажа

Государственный Эрмитаж обладает одним из лучших в мире собраний французского фарфора ХVIII—ХIХ вв.

Совершенно особое место занимает в нем севрский фарфор ХVIII столетия — периода наивысшего расцвета прославленной мануфактуры.

Севрский фарфор ХVIII в. из собрания Эрмитажа во всем многообразии представляет развитие формотворческих и декоративных
традиций французской королевской мануфактуры.

В 1745 г. во Франции в Венсенне была основана фарфоровая мануфактура. Она находилась в ведении синдиката во главе с Орри де Фюльви. Фюльви сумел заручиться не только необходимыми привилегиями, но и финансовой поддержкой короля Людовика ХV,
который сам в 1753 г. сделался пайщиком концерна. С этого времени мануфактура называлась «Королевская мануфактура французского фарфора». В 1756 г. мануфактуру переводят из Венсенна в Севр. В 1759 г. король принимает на себя всю финансовую ответственность за мануфактуру, рассчитав других пайщиков и оставшись единственным владельцем. Покровительницами Севрской мануфактуры являлись фаворитки короля мадам Дюбарри и мадам де Помпадур, имя которой получил один из классических цветов севрского фарфора — «розовый Помпадур». К работе в Севре были привлечены талантливые художники и
скульпторы. Севрские мастера великолепно работали как с глазурованным фарфором, так и с бисквитом, мягким фарфором, полуматовая и тонкозернистая поверхность которого вызывала в памяти античные статуи.
Будучи истинными произведениями искусства, статуэтки из бисквита стали визитной карточкой севрского фарфора. Цветочный декор был излюбленным мотивом украшения произведений Севрской мануфактуры.

Самые ранние по происхождению вещи в собрании относятся к царскому имуществу. Начало было положено дипломатическим даром французского короля Людовика ХV русской царице Елизавете. В январе 1757 г. маркиз Л'Опиталь, отправлявшийся в Россию в качестве посла Франции, получил «pour la Russie» (для России) многочисленные изделия Севрской фарфоровой мануфактуры.

Следующим по времени поступления в сервизные кладовые Зимнего дворца был сервиз Севрской мануфактуры, заказанный Екатериной II в 1777 г. для подарка князю Г.А. Потемкину. «Сервиз с камеями» прибыл в Петербург в 1779 г. и находился в собственности Потемкина в Таврическом дворце до конца июля 1782 г., когда был передан в Зимний дворец.

Как следствие визита великокняжеской четы Павла Петровича и Марии Федоровны во Францию в 1782 г. сохранилась ваза Башелье с филигранной росписью эмалями и подписью исполнителя орнамента. Необычайно богатый эмалевый декор возводят вазу в ранг уникальных произведений Севра.

С середины ХVIII в. цветные фоны на мягком фарфоре стали славой Севрской мануфактуры. Формы и декор сервиза воплощают стиль Людовика ХV: плавные очертания форм, прихотливый рисунок золоченого обрамления, завитки ажурного орнамента и цветочные ветви.

В декоре фарфора Венсенна в 1750-е гг. явно ощущаются китайские и японские заимствования: посыпанный золотом темно-синий фон, золотые или полихромные фантастические птицы.

Технический прогресс позволил мануфактуре осуществить в последние десятилетия ХVIII в. новые эффекты на имитирующем
китайский лак черном фоне твердого фарфора. Новшеством было использование для росписи одновременно с золотом платины, которая имела большие преимущества перед серебром, тускневшим и черневшим со временем.

Одно из высших достижений Севра — фарфор с великолепными цветными фонами. Севрская мануфактура производила так называемый мягкий фарфор, отличавшийся от твердого отсутствием каолина и полевого шпата. Особенности его массы и легкоплавкости глазури, затрудняющие при обжиге получение сложных форм, в то же время способствовали блестящему расцвету росписи. Краски, наложенные довольно толстым слоем, сплавляясь с глазурью, приобретали особый блеск, глубину и яркость тона.

Сахарница из собрания Эрмитажа — одна из первых вещей с желтым фоном, созданных в Венсенне. Роспись в резервах выполнена живописцем Андре Вейаром по мотивам произведений Франсуа Буше.

Первые вещи Венсенна, покрытые желтой фоновой краской, появились около 1749—1750 гг. Это был один из наиболее сложных в
работе цветов. Известно немного экземпляров этих изделий, как правило, расписанных в резервах полихромными миниатюрами.

Начиная с 1752 г. в резервах на желтом фоне появляются полихромные цветы и птицы, а затем декор (монохромная роспись) синей
краской.


Предметы из сервиза 1784 г. Севр .

Марка из двух переплетенных LL, буквенная датировка «gg». Мягкий фарфор

Королева Мария-Антуанетта заказала на мануфактуре сервиз, возможно предназначавшийся для ее апартаментов во дворце. Из
представленных образцов роскошных фризо, выполненных живописцами, королева выбрала декор, сочетавший в себе розы, васильки, анютины глазки с бордюрами из гирлянд мирта и жемчужника. Сервиз был готов в январе 1784 г., Людовик ХVI преподнес его в дар шведскому королю Густаву III. Мануфактура безотлагательно приступила к изготовлению идентичного сервиза для королевы, который был завершен в августе 1784 г. Ныне оба сервиза рассеяны по всему миру, находясь в музеях и частных коллекциях.

Скромные васильки вскоре стали прочно ассоциироваться с королевским декором, поскольку по выбору Марии-Антуанетты ее
любимые цветы использовались в декоре трех королевских сервизов. На предметах из сервиза в широком фризе с миртовыми uирляндами васильки чередуются с розами и анютиными глазками. Выпуклая крышка увенчана позолоченными плодами артишока
с листьями

Ваза-ароматник в форме гондолы является одним из уникальных экспонатов, изготовленных в начальный период деятельности Севрской мануфактуры. В переводе с французского «pot pourri» означает «гнилой сосуд». Содержимое его состояло из цветочных лепестков и разнообразных специй, специальным образом приготовленных и выдержанных, подобно хорошему вину, в течение нескольких лет.
Живописный декор, повторяющем форму вазы, в обрамлении золоченого орнамента из цветочных гирлянд и рокайлей,
полихромная роспись в «стиле Буше».

Высокая крышка вазы состоит из четырех грушевидных ажурных сегментов, украшенных тонко вылепленными расписными цветами. Розы, нарциссы, хризантемы, тюльпаны, незабудки, гвоздики, фиалки живописно располагаются свисающими головками вниз.

Ваза в виде луковичной гряды — такое «сельское» название онаприобрела из-за четырех отверстий-альвеол, предназначенных для луковицживых цветов.

Ваза имеет отличительную особенность: на дне синей краской — роспись, скрывающая производственную трещину, в окружении
широкой орнаментальной полосы изображена пальма и травы.

Изготовленные в очень небольшом количестве подобные вазы служили в основном для подарков.

 

Бисквит

Начиная с 1749 г. на мануфактуре зарождается новая, неизвестная в Европе техника производства фарфоровых фигур из бисквита, т. е. белого матового фарфора, не покрытого глазурью и не расписанного красками.
Фигуры детей стали вскоре одним из излюбленных мотивов севрской пластики, создали ей славу и вызвали много подражаний. Это уже не дети, изображающие какие-либо отвлеченные аллегории — времена года, стихии, искусства или науки. Это земные существа: маленькие крестьяне, ремесленники, садовники, музыканты.

Жан-Жак Башелье нашел свой путь изобретения фарфора, он предложил сразу отправлять фарфоровые скульптуры в обжиг, без нанесения глазури. Так родился знаменитый севрский бисквит, чья слава и нежный глянцевитый блеск чуть шероховатой фарфоровой массы не меркнут и поныне.

 

Многие изделия парижских фабрик не имели марок, хотя некоторые имели поддельную подглазурную синюю марку Севра — две переплетенные «L». Марка Севра подделывалась чаще других.

 

Другие европейские фабрики фарфора

Вустерский фарфор
— декор — сказочные птицы, чешуйчато-синий фон и перьевидная позолота;

— при обжиге часто трескались выпуклые детали;
— фарфоровые корзинки марки имеют ажурные борта.

Фарфор из Дерби
— цветы и листья формовались и штамповались, что придавало им более правильную форму;
— использовалась медовая позолота, которая обладала розоватым блеском.

 

Украшения на фарфоре

Различаются два принципиально отличных вида декора: рельефный или же пластическим образом налепливаемый декор и роспись. Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета граверным путем, перфорацией или посредством рельефных форм. Предмет либо отливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т. д.) формуются отдельно и потом наклеиваются. Красочный декор исполняется либо под глазурью, либо над ней. Во время подглазурной росписи, особенно употребительной на китайском фарфоре, способные вынести
большой жар окислы металлов (кобальт, гематит) наносятся непосредственно на черепок и затем обжигаются вместе с глазурью.
Старейшая надглазурная техника — это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена. Такие краски часто пластически выделяются на поверхности глазури твердого фарфора, т. к. обжигаться при высокой температуре они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком же фарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Так называемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь.

 

Словарь терминов

Ангобы — тонкодисперсные легкоплавкие глины, окрашенные пигментом, спекающиеся при обжиге в пористую или тонкокаменную (флюсные ангобы) керамическую массу. Применяются для росписи под
бесцветную глазурь, поверх Глазури или самостоятельно.

Атрибуция — заключение экспертизы о происхождении предмета, но не его оценка.

Белье — белая, неразделанная посуда или фигурка из фарфора или бисквита.

Бисквит — непокрытый глазурью фарфор.

Дымление — один из древнейших методов изменения окраскиизделия. Для задымления обеспечивается обжиг изделия с ограниченнымдоступом воздуха в присутствии легко сгорающего материала.

Вощение — полировка поверхности обожженного изделия мягким инструментом (щетка, суконка, ветошь) с применением воска или воскоподобных материалов, закрывающих поры черепка, пропитывающих
его поверхностные слои и выявляющих цвет. Если в материал вощения вводится краситель, обычно черный (простейший случай — вощение в пламени свечи), то, скапливаясь в углублениях изделия, красящий состав
подчеркивает его рельеф.

Глина — первый пластический материал, освоенный человеком, который можно сделать твердым и водостойким. При всемирной распространенности глин серьезные керамические производства всегда возникали по соседству с лучшими месторождениями. Но когда Гончарное искусство достигало известной высоты, природное качество материала становилось недостаточным для мастеров.

Глазури — наносятся на черепок в виде суспензии мелко молотого порошка в воде или связующих растворах. При обжиге Глазури сплавляются и растекаются по покрытым участкам поверхности изделия слоем матового или глянцевого, прозрачного или непрозрачного (глухие глазури) стекла.

Клеймо с именем мастера — технологически наиболее естественный и эстетически бесспорный автограф керамиста. Авторские клейма получили широкое распространение начиная с ранней античности, когда
свою продукцию клеймили даже рабы, работавшие в гончарных мастерских.

Технология изготовления штампа для керамики предельно проста и мало изменилась с тех времен. Самые простые и лаконичные изображения могут быть вырезаны непосредственно в материале штампа (как правило,
это обожженная глина). Более тонкие и сложные, ограниченные только личным мастерством автора — на поверхности гипсового эталона, на которой формируется рабочая площадка клейма.

Использование штампиков не ограничивается тиражированием авторского клейма. Ритмическое повторение оттисков вырезанного на штампе орнаментального элемента — обязательный метод отделки, удачно
сочетающий точно воспроизводящуюся детальность элементов со свободой их компоновки.

Лощение — полировка поверхности необожженного предмета твердым и гладким инструментом. Часто лощится поверхность, покрытая ангобом. Высокая декоративность зеркальной поверхности, получаемой в результате лощения, особенно черного лощения, с глубокой древности привлекала мастеров к художественному использованию этой технологии.
Лощение флюсных ангобов (черного и красного лака) было основным приемом декорирования античной керамики.

Люстры — растворы органических соединений металлов, распадающиеся при обжиге с выпадением тонкой металлической пленки на поверхности глазури. Наносятся всегда на обожженную глянцевую
глазурь, обжигаются при минимальных температурах.

Надглазурные краски — высококачественные и интенсивно окрашенные пигментом (как правило, Глухие) легкоплавкие Глазури, предназначенные для росписи глазурованных изделий поверх обожженного или сырого глазурного слоя.

Обжиг — основной технологический процесс создания керамики — нагрев глиняных изделий в специальных печах до температур, при которых Глина теряет остаточную и кристаллическую воду и приобретает водостойкость (минимальная температура — около 500 градусов). При продолжении нагрева начинается плавление входящих в состав глины кремнеземных элементов (так называемых стеклообразователей), склеивающих между собой значительно более тугоплавкие частички Глинозема. По мере повышения температуры обжига степень спекания
частиц в черепке увеличивается, а пористость черепка уменьшается, в результате чего возрастает его плотность и механическая прочность

Отминка, ручная формовка — лепка тестообразного по консистенции керамического материала в специально изготовленной пористой форме. Стенки формы быстро поглощают избыток влаги из поверхностного слоя глины, контактирующего с ними, и создают тонкую подсушенную пленку, позволяющую извлечь изделие.

Подглазурные краски — смеси тонкодисперсного пигмента с минимальными количествами Глазури,  предназначенные для росписи керамики и фарфора непосредственно по черепку в произвольных
разведениях.

Тонкокаменные массы — специально подготовленные керамические массы, в которые введено повышенное количество среднеплавкого стеклообразователя. При обжиге полностью теряют пористость и спекаются в черепок повышенной прочности.

Усадка — изменение размера (практически всегда уменьшение) изделия при подсушивании или во время обжига. Усадка при сушке обычно составляет от 2—3 % (полусухая прессовка) до 14—18 % (шликерное литье). Усадка при обжиге зависит от степени спекания и плавления керамической массы. При низкотемпературных обжигах она
несущественна, при сплавлении в стеклообразную массу достигает значительных величин.

Черепок — термин, характеризующий состояние керамического материала независимо от формы изделия. Это состояние определяют: состав теста (подготовленной глины), технология его приготовления, способ обжига и его результат (пористость, степень спекания, рекристаллизация).

Шликерное литье — метод формовки керамических изделий, при котором в пористые (как правило — Гипсовые) формы заливается шликер — жидкая взвесь керамической массы в воде. Вода постепенно поглощается стенками формы, и керамическая масса оседает на них относительно равномерным слоем.

 



Источник | | Автор: Инчакова С.А.
| Категория: Фарфор. Стекло. Керамика
| Теги: фарфор, клейма, керамика, мейсенский фарфор, марки фарфора, севрский фарфор, антиквариат
16.01.15 Просмотров: 56045 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.1/9


На правах рекламы:



Похожие материалы:




Всего комментариев: 0
avatar