Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.

Добавить статью
Главная Клуб Темы Клуба
Авто

Рижский Клуб антикварных машин



Клуб антикварных машин  «Жадничать не стоит!» — такой совет дает тем, кто хочет купить редкую машину, руководитель реставрационного отдела Рижского мотор–музея Гунарс Дортанс. — Я пришел в Клуб антикварных машин в 1972 году, когда он только–только появился. И продолжаю держаться. Уже 39 лет! Конечно, мы тогда были молодыми, полные энтузиазма. Сейчас уже сыновья занимаются реставрацией. А мой отец был столяром. Сам я обожаю хорошие инструменты. Тщательно их подбираю. Раньше какой–нибудь рубанок делали так, что он мог служить не одно поколение. Не то что сейчас — купил, немного поработал и выбросил. Тогда вообще технику изготавливали на века.

  — Что особенно ценилось в 1970–х?

  — Тогда особого выбора не было, поэтому у собирателей автостарины ценилось все, что удалось достать. Хотя, конечно, особенно хотелось приобрести какой–нибудь "мерс"…

  — Как у Штирлица в сериале "17 мгновений весны"?

  — Да. Хотя лично мне нравились более старые машины — на спицах. Когда открылся наш клуб, то "мерседесы Штирлица" были еще довольно молодые. Скажем, как сегодня 21–я "волга". А вот машины на спицах считались чем–то допотопным. Так, сейчас у меня "бьюик" с деревянными колесами. Когда в конце 20–х годов прошлого века в Латвию приезжал шведский король, то его сопровождали как раз такие машины. Кстати, мой тоже из Швеции. Он долгое время находился в руках коллекционера. Известна и его история. Случай не совсем типичный.

  В советское время часто писали так: "иномарка, год не установлен". Многие колеса были военными трофеями. После войны в Советский Союз они привозились эшелонами. Что–то попало из Курземского котла. Сначала на них ездили офицеры, потом промышленность освоила выпуск советских легковушек, и постепенно они вытеснили трофейные. Последние после череды перепродаж оседали у какого–нибудь колхозника, который перевозил на них картошку или сено.

  Когда мы начали собирать старые иномарки, то были первыми в стране. Конкуренция появилась позже — поскольку в СССР редких машин было крайне мало, то каждая оказывалась в центре самого пристального внимания коллекционеров. Все хотели ее ухватить.

  — Сколько тогда стоили раритеты?

  — Средним эквивалентом были "жигули". А если продавали крутой экземпляр, то за него просили уже "волгу". Такой обмен почти всегда работал идеально. Раньше приходилось искать нужную марку по газетам и журналам, с помощью звонков и писем. Сейчас купить что–то интересное чрезвычайно просто: достаточно зайти в Интернет — захотели какую–то модель, сразу видите, в какой стране ее продают. В Америке? Нет проблем! Были бы только деньги. Предложений масса!

  — Стоит ли сегодня вкладывать деньги в автомобильный антиквариат? Цены растут?

  — В принципе, стоит. Но надо смотреть, во что вкладывать. Скажем, мой "бьюик" сейчас стоит столько же, сколько и в 2000 году, когда я его приобрел. Может быть, чуть–чуть дороже. Но я его брал для себя. Тут вопрос в том, что вы покупаете. Понятное дело, Рембрант всегда будет только дорожать. А если вы берете какого–нибудь местного художника, никто не знает, вырастет он в цене или упадет. Ясно, что, например, знаменитый у нас Пурвитис вряд ли станет всемирно известным. Так и машина. Если она изначально средненькая, то в нее вообще нет смысла вкладывать. Как говорится, овчинка не стоит выделки.

  — Сейчас многие интересуются советскими машинами. Однако на сайтах объявлений очень большой разброс цен.

  — Самые дорогие советские автомобили — довоенные. Особенно правительственные, парадные. В них стопроцентно стоит вкладывать. Это чрезвычайно редкие вещи. Действительно штучные! Их сохранилось единицы. Если взять послевоенные, то уже нужно смотреть, какая у машины история. Откуда она, кто на ней ездил. Разброс цен зависит от состояния. Допустим, кто–то хочет взять 21–ю "волгу". Если техническое состояние у нее хорошее — это одно дело. А если нужно делать полную реставрацию, то я бы не покупал. Хотя если состояние приличное, то, может быть, стоит заплатить даже больше.

  Иногда покупатель думает: вот возьму машину за 500 латов, а потом чуть–чуть подкрашу и подварю. И только потом выясняется, что в ней нужно все переваривать, да и кузов "пошел". Вскрываются и другие проблемы. В конце концов оказывается, что нужны и полная окраска, и полная обивка, и "полное электричество", как мы говорим. В итоге для приведения в порядок приходится вкладывать 15 тысяч. Конечно, за такую сумму ее потом никто никогда не купит. А кто–то взял у какого–нибудь жадного дедушки машину не за 500, а за 2500. Чуть–чуть подполировал, привел в порядок салон и в итоге даже выиграл.

  — Как я понимаю, ваш "бьюик" стоит не в гараже, а в Рижском мотор–музее?

  — Да, у них нет такого. В музее много машин из частных коллекций. Удобно всем. За раритетами присматривают, ими любуются посетители. Музей экономит, поскольку ему не нужно тратить деньги на покупку. Мы ежегодно делаем несколько тематических выставок. Возьмем, скажем, американские лимузины. Зачем нам их покупать? И где их держать? Они же страшно большие, занимают много места.

  — Что сейчас восстанавливаете?

  — Советскую "эмку" 1930–х годов. 6–цилиндровая. Очень редкий экземпляр. Он оказался крепким орешком. Реставрация идет тяжело. Трудно достать детали. Да и с информацией негусто в отличие от стандартной, 4–цилиндровой "эмки". Но ничего! Конечно же, рано или поздно мы ее осилим. Еще делаем послевоенную чешскую "татру" 1949 года. Впрочем, ее начали выпускать еще в 37–м году и изготавливали без существенных изменений. В целом же Рижский мотор–музей старается делать акцент на каких–то краеугольных камнях мирового машиностроения, чтобы каждый экспонат мог рассказать о какой–то важной исторической эпохе, которая внесла свой вклад в общее развитие колесной техники. Это несколько десятков машин таких известных марок, как "ситроен”, "БМВ” и другие. Они у всех на слуху. Поэтому обычно автомобильные музеи в разных странах стараются их собрать. Всего у нас выставлено 200 экспонатов, включая мотоциклы и прочие передвижные средства. Спрятанных тоже немало. "Эмка" стояла уже давно в наших запасниках. Сейчас резко поднялся уровень музейного филиала в Бауске, где демонстрируются очень интересные экземпляры. Частники там тоже охотно выставляются.


Источник | | Автор: Дмитрий Март
| Категория: Авто
| Теги: коллекционер, авто, клуб, ретроавтомобиль 31.08.11 Просмотров: 4605 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1

Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:




Всего комментариев: 0
avatar