Главная Клуб Темы Клуба
Иные коллекционные материалы
ИСТОРИЯ КАРМАННЫХ КАЛЕНДАРЕЙ ЦАРСКОЙ РОССИИ
Вспомним поэму Пушкина "Полтава", имеющую прямое отношение к первым русским печатным календарям:
И се - равнину оглашая,
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами.
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова -
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметев благородный
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин."
Яков Брюс, "птенец гнезда Петрова", один из первых потешных Петра I. Артиллерист, математик и астроном. Выдающийся ученый и военный деятель своего времени, с 1704 года командовал русской артиллерией и много сделал для ее развития. В Полтавскую битву артиллерия сыграла важную роль, и Петр был во многом обязан именно ему своей победой. Одновременно Брюс руководил астрономической обсерваторией, располагавшейся в Сухаревой башне, где помещалась созданная Петром "Школа навигацких и математических наук", будущая Морская академия. Здесь же он преподавал гардемаринам математику и астрономию.
Кстати, именно в Сухаревой башне и должно было бы происходить действие книги и первой серии знаменитого фильма "Гардемарины, вперед". Однако, в книге об этом сказано лишь вскользь, а в фильме и вообще забыли о такой колоритной исторической детали.
Вокруг Брюса слагались легенды. Его считали алхимиком, чернокнижником и колдуном. Его дом, впоследствии по большей части перестроенный, стоял недалеко от Сухаревой башни по Первой Мещанской (ныне проспект Мира) № 14 , где впоследствии жил и трудился один из его не менее знаменитых потомков, великий русский поэт Валерий Брюсов. Даже сейчас, спустя вот уже почти триста лет, несмотря на то, что от дома самого Брюса остался в лучшем случае подвал и половина комнаты, он имеет дурную славу. До сих пор ходят слухи, что по ночам туда является сам Брюс.
С 1706 года Я.В.Брюс ведает русским книгопечатанием. Под его наблюдением издатель В.В.Киприянов выпустил первый в России печатный календарь, который до сего времени так и носит название "Брюсов календарь" - название вполне справедливое, так как расчеты для календаря явно делал сам Брюс.
"Брюсов календарь" печатался на больших листах, размером с современный настенный календарь. По сути дела, он и был настенным. Но если вам когда-либо доведется увидеть его воочию, вы вряд ли сумеете им воспользоваться, более того, вы вообще, скорее всего, не поймете без специальных разъяснений, что перед вами именно календарь.
Вы увидите сложнейшие чертежи, разобраться в которых сможет сейчас далеко не всякий специалист. Дело в том, что "Брюсов календарь" был астрологическим. Но не тем астрологическим календарем, которыми нынче забиты все киоски страны, и в которых дается перечень удачных и неудачных дней, причем разных, в зависимости от того, кто именно составлял этот календарь. Нет, это был настоящий астрологический календарь. В старину именно так и говорили говорили: расчертить астрологическое предсказание. Ведь истинная астрология зиждется на астрономических расчетах взаимного расположения планет, солнца, луны и звезд на небосводе. И вот такие расчеты в виде сложных геометрических построений и представлял собой знаменитый "Брюсов календарь".
Постепенно в России был налажен ежегодный выпуск календарей. В календарях того времени можно было найти любую информацию: и когда заходит солнце или восходит луна, и когда и как сеять овес или сажать картошку, информацию о праздниках и святых и многое, многое другое. При таком количестве информации объем их был соответствующий, Но и цена на них была немалая (по тем, разумеется, временам). Поэтому не надо удивляться, если в книгах вы встретите упоминание о том, как семья на ночь читала вслух календарь.
Фактически, календари в те времена являлись своеобразной энциклопедией и литературным альманахом одновременно. И карманными эти календари в нынешнем понимании этого слова называть было трудно.
Спор о том, когда был выпущен первый русский карманный календарь, решила кандидат исторических наук Е.В.Предеин. Изучая дневники и письма известного деятеля XVIII века Якоба Штелина она обнаружила, что в своем письме к Кириллу Разумовскому, тогдашнему Президенту Академии наук и художеств, от 18 февраля 1760 года он пишет об одобрении наследным принцем Карлом Петром Ульрихом (будущим императором Петром III) образца карманного календаря, поданного ему "в подходящий момент". Более того, Штелин в том же письме пишет: "Академия извлечет из этого некоторую прибыль. Он стоит нам 10 коп., мы продаем его за 25 коп." Мы не знаем, что представлял из себя этот календарь и каков был его тираж (ясно, что небольшим), но очевидно одно: он был первым российским печатным карманным календарем (изданным хотя и в России но на французском языке).
Теперь в 2010 году наши коллекционеры имеют полное право отметить 250-летие первого русского карманного календаря.
Позднее царским указом монопольное право на выпуск календарей было отдано Российской Академии наук. С тех пор и до конца XIX века календари в России должны были подготавливаться и выпускаться только Академией.
Только в 1885 году, наконец, право на выпуск календарей получили Земства. Дата эта, между прочим, не случайная. Возникновение дешевых карманных календарей в любой стране прочно связано с развитием капитализма. Именно капитализм потребовал постоянных и точных временных расчетов и в производственной, и, особенно, в финансовой сферах, причем для всех слоев населения, начиная от миллионера и кончая простым рабочим. Понадобились по-настоящему дешевые календари ежедневного пользования.
В России капитализм начал бурно развиваться именно в восьмидесятых годах XIX века. В европейских странах, где этот процесс начался раньше, карманные календари известны еще с начала XIX века.
Однако, несмотря на эти указы, вопросы остаются. Московский коллекционер Марат Шиловский обнаружил и опубликовал в Бюллетене "Календарист" Московского клуба коллекционеров несколько рекламных объявлений из журнала "Нива" за 1899 год о выпуске ряда календарей на 1900 год. Среди рекламы календарей различных изданий особенно интересна следующая:
"Русский карманный календарь для всехъ на 1900 годъ (XXIV годъ) Изд. М.А.Глешки. СПБ. 1900. Ц.15 коп. St. Petersburg deutscher Familien-Kalender fur das Jahr 1900. 32-er Jahrgang. Verlag von M.Glaschky, S.-Petersburg. 1900. Preis 15 Kop.".
Более четверти века оба эти календаря, издаваемые М.А.Глешки, составлены съ обычною полнотой и, заключая въ себе все самыя необходимыя сведенiя, вполне заслуживают своего названiя "карманного календаря.". Несложные вычисления дают нам первый год издания карманного календаря на немецком языке - 1868 и на русском языке - 1876.
А как же Указы И.И.В.? Или это чисто рекламный трюк?
Однако, это не так. В коллекции петербургского коллекционера Андрея Морозова обнаружился карманный календарь 1871 года. Он был отпечатан в Московской синодальной типографии (Москвичам хорошо известно это необычное по красоте здание на Никольской улице) вторым годомиздания и представляет из себя книжечку в 12 листов с кожаной обложкой. К сожалению, кожа сильно вытерлась за минувшие почти полтора века, и разобрать издателя не представляется возможным. В этом календаре даны хронология России, затмения, пасхалия и календарь на 12 страницах. Далее информация о железных дорогах, пароходствах, почте, телеграфе, ярмарках, финансово-коммерческая информация, народные приметы и предсказания, в том числе и по Брюсову календарю. На последней странице обложки пожарные знаки обеих столиц. Обозначена и цена: 5 коп. Однако, был ли его выпуск как-то согласован с Академией наук так и осталось неясным.
Теперь несколько слов о терминологии. Как мы видим, с XVIII по начало XX веков под карманным календарем подразумевалось не совсем то, что мы понимаем ныне. Тогда карманным календарем считались книжки карманного формата, в которых календарь был лишь подсобным инструментом. В основном, они предназначались для кратких записей и заметок. Фактически, это был, выражаясь современным языком, еженедельник (или ежемесячник) миниатюрного формата содержащий, кроме того, массу необходимой текущей информации от расписания поездов и пароходов до биржевой. Тот, привычный нам карманный календарь, предмет собирательства современных коллекционеров, назывался в те времена табель-календарем.
В принципе, название это сохранилось, но под ним понимают, как правило, настольный (или настенный) календарь, хотя, разумеется, табель-календарь - это именно календарь, оформленный в виде единой таблицы. И лишь 1885 году в России начинается повсеместный выпуск дешевых табель-календарей, в том числе и малоформатных, карманных (по крайней мере, до 1985 года неизвестен пока ни один табель-календарь). Но их выпускают уже на следующий год, и поэтому 1986 год - год начала истории отечественного карманного табель-календаря. Карманные календари сразу по их появлению были замечены, как наиболее дешевое средство рекламы, и как таковые уже использовались в Европе в течение всего XIX века.
В случае хорошего оформления и умело поданной информации календарь, в отличие от буклетов, имеет еще и утилитарное значение, он не выбрасывается сразу же по получении его возможным клиентом, а хранится, по крайней мере, в течение года, тем самым многократно увеличивая свои рекламные возможности. Нельзя сказать, что карманных календарей совсем не было в России до 1885 года.
Были рекламные карманные календари европейских фирм, которые так или иначе попадали в Россию либо через их российские филиалы, либо ввозились путешественниками, благо в те времена поездка за границу не была чем-то из ряда вон выходящим для россиян среднего класса. В свое время мне приходилось держать в руках французский календарь 1813 года. Надо думать, в нашу страну он попал с военными, возвратившимися в Россию из побежденной Франции. Но интересно отметить, что и в те годы в России умели (и любили) обходить указы и законы. В коллекции москвички М.И.Цуцковой хранится календарь на 1884 г., тисненый золотом на коже бумажника. Не являясь печатным изданием, формально он не попадал под указ, хотя, в принципе, это был карманный календарь, вполне удобный для ежедневного пользования.
Первыми (точнее, первыми известными) карманными табель-календарями являются календарь, выпущенный, как приложение к "Живописному обиходному календарю" на 1886 год типо-литографией И.Н.Кушнарева и Ко и календарь компании "П.Ван Дейка Наследники, Техническая контора и Складъ сельскохозяйственныхъ машинъ, орудiй и искусственныхъ удобренiй въ Риге", отпечатанный типографией М.Шульца в Риге. С этого момента в России карманные календари начинают широко использоваться как дешевая и общедоступная реклама. В целом, все карманные календари дореволюционной России можно разделить на три основные группы. Первая группа - это календари торговой рекламы. Выпускались они красочно и со вкусом оформленными, часто применялось тиснение, в том числе сусальным золотом.
Календари эти, ориентированные, в основном, на женщин, украшались цветами, ангелочками, романтичными или юмористичными картинками, в общем, всем тем, что получило впоследствии эпитет "мещанское". Впрочем, они и были предназначены, в основном, для мещанского сословия. Были календари и с лубочными картинками, явно рассчитанные на менее образованные слои населения. Здесь же и календари на французском языке, что отнюдь не обязательно означало французскую фирму, но лишь обещание того, что рекламируемый товар прямо из самой Франции, что, разумеется было не обязательно (как, впрочем, и сейчас, прошедшее столетие изменило не так уж много в этом отношении).
Материал для карманных календарей используется самый разнообразный. Календари печатаются на бумаге и картоне, на жести, шелке и коже. Во втором десятилетии ХХ века появляются календари на алюминии, металле, который только начинал в то время входить в быт. Заказывались они тогда, как правило, в Германии. Надо сказать, что качество полиграфии отдельных календарей того времени не превзойдено до сих пор. Тисненые, красочные, вырезанные по рисунку, иногда, даже, с золотым обрезом, смотрятся они великолепно. Некоторые из этих календарей заставляют предполагать, что в подготовке их выпуска участвовали известные художники.
Таковы, например, календари, выпущенные по заказу товарищества "Р.Келлеръ и Ко въ Москве", превосходно выполненные в стиле " русский модерн". Ко второй группе карманных календарей относятся календари деловые. В основном это календари страховых компаний, но сюда же входят и некоторые календари торговой рекламы, рассчитанной на мужской деловой контингент, например, календари Гвардейского экономического общества, строительных фирм и т.п.
Главной в этих календарях была информация. Эту группу отличает строгая информационность, отсутствие рисунков. В календарях страховых компаний главным являлась сумма выплаченных за предыдущие годы страховых пособий. Если поставить рядом календари одной фирмы за 10-20 лет, интересно видеть, как увеличивалась эта сумма (действительная или чисто рекламная.
Отдельно стоят календари, выпущенные издательством Сытина, которые не являлись рекламными. Они, как и все, что делал Сытин, служили целям народного просвещения и содержали рисунок типа лубочного, посвященный главному юбилею предстоящего года и максимальное (для карманного календаря) количество информации, рассчитанной на наименее образованную часть населения. Интересно, что сытинские карманные календари довольно редко встречаются в частных коллекциях и, наоборот, часты в музеях. Дело в том, что эти календари были практически обязательным предметом быта простонародья, и там, где в музее воссоздавали образ жизни семьи крестьянина или рабочего, сытинские календари присутствуют обязательно, чаще всего наклеенные на какой-либо предмет старой мебели: шкаф или сундук. Интересно также, что на календарях, выпущенных издательством Сытина в обязательном порядке стоит твердая цена 5 коп.
Но иногда, в тех случаях, когда календари печатались им для другой фирмы, цена стояла также, но уже могла быть иной, например 10 коп. Многое мы можем увидеть на дореволюционных карманных календарях: и Российский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1900 г, и предметы парфюмерии и косметики, костюмы и одежду тех лет. Надо сказать, что война, также, как и любое другое событие, широко использовалась в торговой рекламе. Интересно отметить при этом, как менялось со временем отношение к войне, отразившееся и на календарях.Так, календарь на 1915 год, выпущенный в конце 1914 г. по заказу товарищества мануфактуры "Эмиль Циндель въ Москве" представляет нам трех сытых и веселых обнимающихся солдат трех союзных армий, аллегорически знаменующих собой Антанту.
На календаре, выпущенном по заказу Петроградского товарищества "Треугольник" на 1916 год изображен уже отнюдь не веселый, а уставший русский солдат, а на 1917 год тот же "Треугольник" выпускает календарь с тем же, но уже озлобленным и до предела уставшим солдатом на фоне горящих хат. Именно он, разуверившийся и злой, в грядущем году поддержит сперва февральскую революцию, а осенью большевиков. Хорошие художники, хотели они того, или нет, очень точно подмечали тенденцию.
В конце 1916 года петроградское издательство "Отто Кирхнеръ" выпускает календарь на 1917-й год. Он абсолютно не информационен. Без рисунков и рекламы. Только лишь перечень праздников и неприсутственных дней. Осенью 1917 года это же издательство выпускает абсолютно аналогичный календарь на 1918-й. Совершенно одинаковые календари. Но стоит поставить их рядом, видишь: между ними - эпоха. Праздников меньше, и совпадают лишь церковные. Исчезли все праздники, связанные с царской семьей. Добавлены новые. Однако, к 1 января 1918 года, когда второй календарь должен был начать выполнять свои практические функции, он уже снова успел устареть. К власти пришли большевики. Началась другая история. И другие календари.
Московский клуб календофилистов
Читайте в новостях:Редкие календари, охватывающих период до 20 века, в Историческом музее.
Источник | |
26.12.08 Просмотров: 5965 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |