Главная Клуб Темы Клуба
Всякости об этом и не только
Посмотреть на реликвии своими глазами. - ЖЕЛЕЗНЫЙ МАРШ
Никогда не замирали, глядя на работу механизмов старой швейной машинки, выпущенной при царе Горохе?
Например, какого-нибудь «Зингера» с приводом в одну ручную или ножную силу. Вряд ли сейчас кто-то возьмется такое повторить – это ж руками сделано! Смотришь на старую технику и проникаешься уважением к ее создателям. Жаль, что случается такое уже нечасто – все стоящее давно в частных коллекциях или покоится на свалках. | |
«...РАЗГОРЕЛСЯ МОЙ УТЮГ...» В любом доме есть утюг. А знаете ли вы, что его прообраз появился еще в IV веке до н. э.? Любопытная коллекция старинных утюгов собрана в небольшом музее города Переславль-Залесский, что в 130 километрах от Москвы. Оказывается, греки использовали горячие металлические прутья для глажки своих одежд. Римляне устраняли складки на ткани, буквально выбивая их молотками. Гладили белье деревянными скалками, бутылками, кружками с горячей водой и раскаленными камнями. В середине XVIII века появился утюг, в который закладывались горящие угли. Были конструкции, работающие на газу, на пару, на горячих закладных элементах, даже на спирту. Первое упоминание об утюге на Руси относится к 1636 году. В книге записей расходов говорилось о выдаче «кузнецу Ивашке Трофимову пяти алтын, а он за те деньги сделал в царицыну палату утюг железный». Лишь в начале XX века самые продвинутые домохозяйки обзавелись легким утюгом с электрическим подогревом… Кое-что из запасников коллекции можно даже приобрести в подарок любимой. Ну или обзавестись памятным магнитиком на холодильник, что мы, прослушав увлекательную экскурсию, и сделали. ЗДЕСЬ ЖИВУТ ЧАЙНИКИ Движемся по дороге вдоль западного берега Плещеева озера. Короткая остановка возле дома с веселой раскраской и зазывающей надписью. Кроме посуды здесь, в экспозиции деревенского музея, много старой домашней утвари. Обязательно стоит послушать рассказ экскурсовода. Зачем, например, в избе возле входных дверей «жил» большой железный жук? Да все очень просто – это «ленивец». Наступив и придерживая его одной ногой, с другой, зацепив за «усы», стаскивали сапог. А для какой цели в крестьянском хозяйстве использовался полуметровый, треугольный в сечении осиновый кол? Для защиты от вампиров? Правильный ответ гораздо прозаичнее – для протыкания квашеной капусты и выпуска продуктов брожения из бочек. И таких маленьких открытий жителю мегаполиса предстоит сделать в музее множество. Еще несколько километров и справа по нашему курсу музей «Ботик Петра I». Проскакиваем его, не останавливаясь. Во-первых, все из участников поездки тут уже бывали ранее. Во-вторых, пугает обилие машин на парковке – в выходной день здесь масса посетителей. Хотя, если будет желание, можно заглянуть и посмотреть на макет первенца Петра I или перекусить в кафе. В ГНЕЗДО «КУКУШКИ» Играли в детстве в железную дорогу? Рельсы и стрелки, паровозы и локомотивы, вагоны и цистерны, макеты станций и будок обходчиков – с ними можно было возиться часами, составляя поезда и прокладывая новые пути. А потом зачарованно смотреть, как почти настоящие товарные и пассажирские составы мчатся по почти настоящей железной дороге, и представлять себя то машинистом, то стрелочником. У некоторых же страсть к железнодорожной технике переросла в увлечение жизни. Только паровозы стали побольше. Например, такие, как собранные в единственном в России Музее узкоколеек. Едем вдоль западного берега Плещеева озера (от Музея чайников около 15 километров) и, не въезжая в село Купанское, сворачиваем налево в лес. Еще пара километров по живописному сосновому лесу – и дорога приводит в «мир детства для взрослых». Узкоколейка – это обычная железная дорога, только расстояние между рельсами у нее меньше. Такие «железки» строились для местных транспортных нужд по всей России. Переславская начала свою работу в середине 30-х годов прошлого века, связав фабрики города с торфоразработками. Во время Великой Отечественной это была основная трасса, по которой топливо поступало жителям Переславля. «Кукушки» – так называли в народе узкоколейные паровозы – эксплуатировали на ней вплоть до 1980 года, перевозя и грузы, и людей. После перестройки это все оказалось никому не нужным – рельсы разобрали, а подвижной парк пустили на металлолом. Хорошо, что нашлись энтузиасты, которые сохранили небольшой действующий участок дороги и немного уникальной техники, в том числе и автомобильной. ПОСЛЕДНИЙ ПРИЧАЛ Еще один объект нашей поездки в стиле «техно-ретро» находится в Тверской области. Это один из последних (а может быть, и самый последний) колесный пароход «Достоевский» 1953 года постройки. По GPS-навигатору по прямой до него от Музея паровозов не больше 80 километров, но не обольщайтесь – предлагаем вам самим проложить кратчайшую дорогу через границу областей. Так путешествовать интереснее, да и штурманам неплохая проверка. Вариантов возможных путей множество. Одна подсказка – ориентируйтесь на город Кимры и учитывайте, что мост через Волгу в нем работает в реверсивном режиме. Выехав из Кимр, держите курс на Ильинское и далее на Симоново, проехав которое, сворачиваем направо на грейдер. Далее все время прямо вдоль правого берега Малой Пудицы порядка десяти километров. По сравнению с паровозами «Достоевс-кому» повезло гораздо меньше. Похоже, что он доживает свои последние годы. Хорошо, что успели посмотреть на него вживую, а не на фото. |
железнодорожного музея:
www.kukushka.ru
Источник | |
06.10.08 Просмотров: 2653 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |