Главная Клуб Темы Клуба
Следы давних времен
Как отличить настоящий драгоценный камень от синтетического?
Важным атрибутом драгоценного камня во всём мире служит сертификат. Специалисты отмечают, что в торговле и производстве бриллиантов сертификаты приобрели гораздо большее значение, чем в любой другой сфере. Здесь «бумажка», отражающая качество бриллианта, имеет инвестиционную значимость. Камни — выгодный объект вложения денег. Ежегодно они растут в цене, несмотря на рыночные колебания.
Сертификат придаёт камню индивидуальность, поднимает его стоимость, бывает, на треть. Тени или девиации цвета и качества камня могут изменить его рыночную стоимость в сотни раз! Многие банки уже сейчас готовятся работать с драгоценными камнями как с залоговым фондом, популярность которого вне сомнений. Немаловажная проблема — таможенная экспертиза камней. Сведущих специалистов на российских границах практически нет, а потому нет ничего проще, чем организовать нелегальный вывоз и ввоз драгоценностей.
Известны случаи, когда в некоторых магазинах, под видом авантюрина, покупателям предлагали… обычную пластмассу, под видом коралла — ракушку. Под самодельным пышным именем «Чёрная звезда» скрывался минерал роговая обманка, в одном магазине на витрине лежал вообще не существующий в природе «кварц-диопсид» (ни в одном справочнике такое наименование не встречается). Как обычно происходит: завод верит поставщику, магазины — заводу, покупатель — продавцам. В результате случается так, что в некоторых случаях, потребители годами носят колечки с синтетическими камнями вместо натуральных.
Мошенники наживаются на доверчивости простых покупателей, желающих приобрести золотое или серебряное украшение, инкрустированное драгоценными камнями по заманчивой недорогой цене. Фианиты обнаруживаются в ювелирном украшении там, где должен был находиться бриллиант, а пластик вместо янтаря в серебряном колье.
Избежать покупки фальшивых драгоценностей со вставками
поможет геммологическая экспертиза.
Геммологическая экспертиза начинается с определения драгоценного камня. Затем эксперты доказывают его природное происхождение и ищут следы возможного облагораживания. После этого производится оценка качества драгоценного камня, но не его стоимости. Окончательная цена камня определяется рынком и включает, кроме стоимости камня, многие другие составляющие.
Древнейшее мошенничество
Издавна вместо драгоценных камней использовались различные имитации, вплоть до простого стекла. Ещё Плиний Старший (римский писатель-эрудит) считал, что: «Нет занятия более прибыльного, чем подделка драгоценных камней». С тех пор искусство подделки заметно продвинулось вперёд. В средние века на Востоке открыли способ облагораживания сапфиров, превращая серые камни в более дорогие — синие путём отжига. В наше время методы облагораживания природных, но низкосортных камней включают не только отжиг, но и облучение, заполнение трещин, поверхностное покрытие. Основной операцией по подделке драгоценных камней с начала ХХ века остаётся подмена природных синтетическими камнями, которые выпускаются в промышленных масштабах. Они полностью повторяют все физические свойства и внешний вид природных, а по качеству даже лучше них, но обычно гораздо дешевле. Сравним, к примеру, стоимость природного рубина со стоимостью синтетического: бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5–10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат, а синтетический такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень. Сегодня в промышленных масштабах выращиваются синтетические изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а, например, топазы и турмалины экономически нерентабельно выращивать в больших объёмах.
Если раньше подделывали только цветные камни, то теперь уже и бриллианты могут оказаться синтетическими или облагороженными. Их легко заменят стразы, которые могут приобретать любую окраску, вплоть до бесцветной, присущей бриллиантам.
Чистота — признак подделки
Для различных камней существуют различные категории имитации. Например, бирюза в большинстве случаев на ювелирном рынке продаётся прессованная. Она изготавливается из натуральной крошки путём спекания. В природе же бирюза растёт в виде нитей, крупные желваки встречаются очень редко и, соответственно, стоят баснословных денег. При покупке драгоценных изделий со вставками из бирюзы, эксперты советуют обратить внимание на структуру и окраску камня. Наиболее ценятся камни с видимыми вкраплениями других минералов, с неоднородной окраской. Абсолютно чистая бирюза, а также янтарь должны насторожить покупателя.
Обманчивые бирки
Цена — это тоже один из главных критериев при идентификации камня. Но очень часто «обжигаются» даже специалисты, не говоря уже о простых обывателях, которые покупают украшения раз в год в подарок близким. И вряд ли можно упрекнуть продавцов и товароведов ювелирных магазинов в непрофессионализме, потому что при приёме товара они только поверхностно осматривают изделия, полагаясь на пространные надписи на бирках. К примеру, в один из ювелирных магазинов поступила партия серебряных изделий с каменными вставками синего цвета, на бирках присутствовала надпись «Сапфир сz.». Специалисты затруднялись ответить, что это за камень. Оказалось, что это фианит, который за рубежом именуют «кубик циркония» (сокращённо «cz», что и было отражено на этикетке). Или некоторые производители вместо надписи «синтетический изумруд» пишут «изумруд выр.», что означает выращенный изумруд. С юридической точки зрения не к чему придраться, но обычный покупатель легко может обмануться. Вообще, Международной геммологической конфедерацией обозначены нормы подписи вставок в ювелирных украшениях, но эти нормы не являются федеральным законом, поэтому производители иногда некорректно пишут наименование товара.
Круговое доверие
Не секрет, что торговле пока не слишком выгодна проверка ювелирных изделий: покупатель не избалован, что угодно возьмёт. Как правило, за помощью к экспертам обращаются покупатели, которые приобретают изделия в небольших магазинах, торгующих продукцией сомнительного качества, работающих с перекупщиками. Дефекты чаще всего связаны с качеством металла и вставок.
Например, производилась экспертиза кольца с очень крупным, нетрадиционной огранки топазом. Через неделю после покупки вставка была потеряна, результаты экспертизы показали, что был допущен производственный брак: выбрана технически непродуманная закрепка камня.
Ещё один повод для обращения к экспертам — ситуация купли-продажи, когда необходимо оценить изделие, доставшееся, например, по наследству (бирки не сохранились) или эксклюзивное украшение, изготовленное на заказ.
Нередко граждан обманывают при покупке ювелирных изделий за границей. В Таиланде, Италии, Израиле Вам могут предложить купить украшения по более низкой цене, конечно, продавцы надеются на то, что Вы не успеете обнаружить подделку вовремя и вряд ли вернётесь сдавать изделие.
Много случаев, связанных с неправильным обращением покупателя с изделием в период носки. Как правило, в этих случаях экспертиза выносит решение в пользу продавца. Вот конкретный пример: женщина купила дорогой гарнитур с опалами и поехала отдыхать в Таиланд, где загорала, купалась в море, не снимая украшений. В результате камни поменяли свой вид. Дело в том, что многие камни (опалы, кораллы, бирюза и др.) являются химически неустойчивыми. Поэтому при покупке изделия надо консультироваться со специалистом о правилах ношения и ухода за изделием.
Правила, которых следует придерживаться при покупке ювелирных украшений
— во всех магазинах на видном месте должна быть информация о правах покупателя и обязанностях продавца ювелирных изделий. Ознакомьтесь с нею;
— внимательно ознакомьтесь с ценником и биркой (ярлыком) изделия;
— не стесняйтесь с максимальной дотошностью расспрашивать продавца о качестве и характеристиках изделия, и в первую очередь о том, синтетический перед Вами камень или натуральный. Если натуральный, то подвергался ли облагораживанию — воздействию (подкрашивание, пропитка маслом, термообработка) с целью скрытия дефектов и придания лучшего вида;
— самое главное — требуйте товарный чек с указанием всех важных характеристик изделия. Этот документ позволит Вам, если потребуется, отстоять свои права в суде.
Как отличить природные драгоценные камни от синтетических (искусственных) камней
САМЫЕ ТВЁРДЫЕ АЛМАЗЫ УЧЁНЫЕ ВЫРАСТИЛИ ИЗ ГАЗОВОЙ СМЕСИ
Изготовление материала, превосходящего твёрдостью природный алмаз, многие годы было целью материаловедов. Как сообщает NTR.Ru, группа специалистов из Геофизической лаборатории Института Карнеги создала крупные алмазы (сравнимые с ювелирными по размеру), которые по твёрдости превосходят другие кристаллы. Причём исследователи вырастили кристаллы непосредственно из газовой смеси в сто раз быстрее, чем это возможно с помощью других современных методов.
Крупные кристаллы вырастили всего за один день. Причём алмазы оказались настолько прочными, что сломали измерительное оборудование. Исследователи создали кристаллы с помощью высокоскоростного химического осаждения пара - нового процесса, разработанного ими же. Затем они подвергли их высокотемпературной обработке под высоким давлением, чтобы сделать более крепкими.
Были выращены кристаллы диаметром до 10 миллиметров и толщиной до 4,5 миллиметров. Они оказались на 50% твёрже обычных алмазов.
В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней.
Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Сравним, к примеру, стоимость природного рубина со стоимостью синтетического: бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат, а синтетический рубин такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень. Если покупатели дорогого камня не будут уверены в его природном происхождении, это подорвет спрос на товар подобного рода, что, естественно, будет иметь негативные последствия для рынка.
Какие из признаков природных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня. Естественно, что для кристаллов, полученных разными методами синтеза, такие свойства могут отличаться.
На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп.
В настоящее время на рынке представлено большое разнообразие синтетических камней. Обо всех рассказать в рамках данной статьи невозможно, поэтому подробнее остановимся только на некоторых из них.
СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. В связи с этим на рынке возросла вероятность появления ювелирных изделий с синтетическими алмазами. В ряде случаев можно различить природный и синтетический алмаз, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) — о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. Однако в некоторых случаях требуется применение более сложных методов исследования вещества, таких как цветная и спектральная катодолюминесценция, спектроскопия в видимой и ИК-области, а также — люминесцентная спектроскопия.
СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Для вернейлевских синтетических рубинов характерна очень сильная красная УФ-флюоресценция. Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Однако в большинстве случаев отличить их возможно с помощью лупы или микроскопа: для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.
СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом и производятся в России и в Китае. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа, а также ростовая и цветовая зональность. В некоторых случаях в кристаллах синтетического изумруда могут отсутствовать перечисленные характеристики, тогда для их диагностики применяется метод ИК-спектроскопии.
СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Хотя включения и характерные структуры двойникования иногда позволяют отличить природные и синтетические аметисты, но в большинстве случаев однозначная диагностика возможна только с применением сложных спектральных методов исследования.
Другой важной разновидностью синтетического кварца является аметрин, производство которого гидротермальным методом на коммерческой основе началось в 1994 г. Синтетический аметрин можно определить по ряду признаков, включающих зональность окраски и структуру двойникования. Также для диагностики применяются методы определения химического состава примесей и ИК-спектроскопия.
Как отличить природные драгоценные камни от имитаций (подделок)
Синтетические камни с хорошей репутацией могут также, как и драгоценные, повышаться в цене и пользоваться спросом, а редкие экземпляры могут даже стать предметом коллекционирования. Вообще можно сделать вывод, что синтетические драгоценные камни могут мирно сосуществовать с природными, – скорее, дополнять друг друга, чем соперничать.
На современный ювелирный рынок поступают искусственные драгоценные камни нескольких видов. Драгоценные камни синтезированные (выращенные); синтезированные кристаллы соединений группы редкоземельных элементов, которые в природе не встречаются, например фианиты (имитация алмаза); имитация драгоценных камней из известного стекла, которые в основном применяются в бижутерии и легко «на глазок» отличаются от драгоценных камней по низкой твёрдости; а также дуплеты – составные драгоценные камни, склеенные из двух различных минералов.
Аквамарин
Этот минерал очень похож на топаз по цвету и даже по включениям. Однако у топазов не бывает характерных для аквамарина включений напоминающих хризантему белого цвета. Также аквамарин имитируют, как и обычным стеклом, так и менее ценными минералами: синтетической шпинелью, искусственным кварцем. Отличить их от настоящего аквамарина можно просто посмотрев на камень под разным углом: аквамарин при этом слегка меняет цветовую гамму, а имитации нет.
Синтетические аквамарины на ювелирном рынке отсутствуют. Имитации, которые продают под этим названием, в действительности представляют собой голую шпинель или стекло.
Все имитации из стекла на ощупь кажутся более тёплыми в отличие от настоящего камня. Если камень не вправлен в оправу, надо, удерживая его пинцетом (чтобы не нагреть от рук), прикоснуться к нему кончиком языка – камень должен быть холодным.
Александрит
Это очень редкий камень, крупные образцы являются уникальностью. Ювелирные изделия с александритом очень дороги. Александриты подделывают рубинами со свойствами многоцветности минерала при различном освещении. Этот эффект называется плеохроизмом. Также подделывают стеклом.
Алмаз
В основе методики получения этого минерала лежали представления о превращении графита в алмаз. Ещё в конце XVII в. И. Ньютон высказал предположение, что алмаз-этот самый твёрдый минерал - должен гореть. Кристалликом алмаза для опыта пожертвовала Флорентийская академия наук. Оказалось, что, прежде чем сгореть, алмаз при температуре 110°C превратился в графит. Учёные решили, что возможно и обратное превращение в алмаз. Искусственные алмазы пытались получить многие учёные. Но успеха всё не было, пока работы велись без знания законов синтеза.
Для имитации алмаза используют бесцветный циркон, синтетический рутик, титанит стронция, синтетическую бесцветную шпинель, синтетический бесцветный сапфир.
При осмотре алмаза невооруженным глазом или с помощью десятикратной лупы, нужно учитывать, что он обрабатывается таким образом, что практически весь свет, входящий в камень через коронку, полностью отражается от его задних граней, как от ряда зеркал. Поэтому, если через ограненный бриллиант смотреть на свет, будет видна только светящаяся точка в камне. Кроме того, если посмотреть через бриллиант, находящийся в надетом на палец перстне, то увидеть сквозь него палец невозможно.
Химик Клапрот определил, что капля соляной кислоты не действует на алмаз, зато на цирконе оставляет мутное пятно.
Алмаз оставляет царапину на поверхности стекла, а также и на полированной поверхности других камней. Плотно приложив ограненный алмаз ребром к поверхности образца, можно заметить, что алмаз «цепляется» за него, оставляя видимую царапину, которая не исчезает, если потереть мокрым пальцем. Для такой пробы выбирают наименее заметное место.
Чтобы отличить алмаз от шпинели и синтетического сапфира, камни опускают в бесцветную жидкость с показателем преломления, близким к показателям преломления шпинели и сапфира (йодистый метилен или однобромистый монофтлен). Шпинель и сапфир просто не будут видны в жидкости, а алмаз будет ярко блестеть. Аналогичный, но менее отчетливый эффект «исчезновения» фальшивого бриллианта дают простая вода и глицерин. Таким же способом выделяют более простые и дешёвые подделки под алмаз – богатое свинцом хрустальное стекло.
Бриллианты подделывают довольно часто такими минералами как муссониты (практически не отличимыми без специального оборудования), фианитами, лейкосапфирами и др. Отличить подделку от подлинного бриллианта, можно, рассмотрев около любого осветительного прибора. Нужно держать камень коронкой перпендикулярно источнику света. У подлинного бриллианта грани, расположенные сзади – будут полностью светиться. Но это ещё не гарант подлинности. Можно также проверить минерал на подлинность благодаря его свойству твёрдости. Если тереть наждачной бумагой бриллиант, она не оставит царапин, на других минералах – оставит шероховатости. Если провести бриллиантом по камням имеющим более маленькую твёрдость (например, по сапфиру или изумруду), то на таких минералах настоящий бриллиант оставит царапины. Синтетические заменители бриллианта не будут иметь внутри себя никаких включений, пузырьков, в то время как у настоящего алмаза – обязательно будет.
Аметист
Драгоценными являются чистые и яркие по цвету аметисты. Свойство настоящего и синтетического аметиста очень схожи и различить их не легко. Искусственный минерал сейчас используют ювелиры довольно часто, так как он производится в промышленных масштабах, в отличие от них покрашенные фианиты под аметист можно распознать: они быстрее нагреваются, это можно выяснить, например, приложив их к лицу.
Бирюза
Её подделывают даже пластмассой, которая конечно не такая пористая и не ровная, как настоящая. Имитация стекла в своей структуре имеет маленькие пузыри, чего нельзя сказать о настоящем камне. Также методом облагораживания в лаборатории бирюза низкого сорта превращается в бирюзу высокого качества. Там могут и склеивать мелкие частички бирюзы, и обрабатывать температурой и многое другое. Выдают за бирюзу также эмаль, спрессованный бирюзовый порошок, и дешёвый минерал Говлит. Говлит становится похожим на бирюзу, если его окрасить. Вообще натуральная бирюза без дефектов – это практически не вероятное явление.
Кристаллы, изготовленные из толченой бирюзы с клеем, трудно отличить от настоящих. И лишь со временем подделки приобретают грязноватый оттенок.
Гелиодор
Гелиодор – лимонного оттенка является драгоценным в том случае, если он чист, без включений. Если камень не соответствует этим параметрам, то он не является ценным. Природный минерал Гелиодор при проведении им по стеклу – оставит след, так как он гораздо твёрже стекла.
Горный хрусталь
Искусственный горный хрусталь получается из кварца, смешанного с известью и содой. Из данного минерала делается также посуда. Также подделывают камень простым стеклом. Отличие настоящего горного хрусталя состоит в том, что он не отличается высокой теплопроводностью, в отличие от подделок. Вглядевшись во внутрь природного минерала, можно увидеть там как бы легкую затуманенность. Блестит горный хрусталь, как и стекло, не переливаясь радужными красками в отличие от алмаза.
Настоящий горный хрусталь всегда прохладен на ощупь.
Гранаты
Гранаты относятся к драгоценным камням, обладающим силой магнитного притяжения. По магнитности определяют и некоторые другие камни. Для этого камень (предварительно взвешенный) помещают на высокую пробку (чтобы отделить от металлической чашки весов), которую кладут на чашу. После уравновешивания весов к камню медленно подносят небольшой подковообразный магнит до тех пор, пока он почти не коснется поверхности камня. Если минерал обладает заметной магнитностью, то равновесие нарушится, когда магнит будет находится от камня в 10-12 мм. Записывают минимальный вес, который «удерживается» магнитом. Разница между ними истинным весом будет характеризовать притяжение камня к магниту.
Гранату повезло в том смысле, что его почти не подделывают. Благодарить за это он должен уникальные особенности своей природы, а также свою довольно не дорогую стоимость. Дело в том, что гранат имеет магнитные свойства. Если хотите отличить настоящий гранат от подделки прямо в магазине, Вам понадобится собственно магнит, металлические весы и пробка. Пробку кладем на весы, на неё кладем минерал, затем к нему подносим магнит, пи этом стрелка весов начнет колебаться. Ещё более простой метод определения природного камня касается его размеров, ведь гранат сам по себе не может быть крупнее «Боба». Практически размер камня не превышает размер зерна растения – Граната.
Жемчуг
Секрет выращивания жемчуга открыт в Китае, и промысел этот процветал там на протяжении семи столетий. В 1890 году японцы переняли опыт выращивания жемчуга и создали целую отрасль промышленности. Одними из последних японцы разработали выращивание жемчуга без ядра, при котором в разрезы в мантии моллюска вводят кусок мантийной ткани другого моллюска. Жемчужины растут быстро, выход продукции высок. Если моллюск после изъятия из него жемчужины вновь вернуть в море, можно вновь от него получить жемчужины. Такой жемчуг ещё называют культивированным. С 1956 года индустрия выращивания жемчуга начала развиваться в Австралии.
Слово «жемчуг» без определений разрешается использовать только для природного жемчуга. Крупные жемчужины считаются коллекционными и продаются отдельно по более высокой цене. 70% жемчуга продают в виде бус.
Жемчуг найденный в природе, представляет собой гораздо большую ценность, нежели культивированный, благодаря внедрению бусины в раковину моллюска. Природный жемчуг большого размера стоит очень дорого, в отличие от аналогов. Рентгенная установка, просветив внутреннюю структуру жемчуга, поможет отличить культивированный жемчуг от природного.
Изумруд
Изумруды могут подвергаться процессу облагораживания, так как цена минерала находится в прямой зависимости от насыщенности цвета и оттенка. Искусственное облагораживание снижает ценность камня. В результате облагораживания может быть улучшен цвет и чистота камня, и передан блеск в результате нанесения специального покрытия.
Синтетические изумруды в течение многих лет изготавливались только в лаборатории Кэролла Чэтема, химика из Сан-Франциско. Теперь в промышленных масштабах изумруды выпускаются рядом фирм, а методы производства синтетических изумрудов постоянно совершенствуются, так что синтетические изумруды практически неотличимы от природных.
Характерные признаки синтетических камней – перекрученные вуали.
Кварц
Кварц можно отличить от стекла, прикоснувшись к камню и стеклу кончиком языка. Кварц гораздо холоднее.
Лазурит
Даже не опытному глазу будет трудно спутать с чем-то другим, ведь он имеет чистый насыщенный синий цвет. Имитации же более бледные, это могут быть азурит, дюмортьерит, лазулит, содолит. Также подделывают под лазурит крашеную яшму, крашеную синтетическую шпинель – эти подделки оставят сильный след после себя в стакане с чистой водой. Истинный лазурит нет.
Лунный камень
Имитацией является как стекло, так и пластмасса, неоднородно покрашенная. Единственное что не передается передать в имитациях так это миллион оттенков цветов, когда минерал играет на свету. Также внутри минерала будут мерцать блестки. Аналоги, такие как искусственная шпинель и белый халцедон, можно отличить только при помощи рентгена. У настоящего лунного камня под воздействием рентгена обнаруживается светло-сиреневое свечение. Ещё подделкой является «опаловое стекло». Тут для определения истинного лунного камня нам понадобится десятикратно увеличивающая лупа, через которую видно слоистую структуру камня.
Рубин
Это первый драгоценный камень, который стали получать в начале XX века на промышленной основе в больших масштабах. По последним сведениям, объем производства синтетических рубинов достиг миллиона каратов. Искусственные рубины применяются для украшений, причём разница в ценах природного и синтетического очень большая.
Прежде всего необходимо помнить, что чистые, густо окрашенные крупные в природе встречаются крайне редко. Уже один этот факт ставит под сомнение природное происхождение крупного рубина.
Стоимость качественных рубинов может быть равной цене алмаза. Настоящий рубин не лишен природных микроскопических включений, дефектов, даже если кажется идеально прозрачным не вооруженному глазу. Можно поцарапать рубином другой минерал с более низкой характеристикой твёрдости – будут видны царапины. Камни, имеющие маленький размер и мутную структуру инкрустированные в золотые и серебряные изделия – скорее настоящие. Потому что из-за недорогой цены их не имеет смысла подделывать. Под ультрафиолетом подделка рубина станет оранжевого оттенка.
Существуют народные способы определения натуральности рубина:
1. При помещении минерала в стеклянную посуду – из неё будет изливаться красноватый свет.
2. Молоко в стакане станет слегка розовым – если в нем рубин.
3. С одного угла минерал бледен, с другого – тёмно-красного оттенка
4. В натуральном рубине трещина имеет форму зигзага и не светится ярко при освещении, в отличие от имитаций, где трещина прямая и сияет.
5. Натуральный рубин во включениях редко имеет пузырьки, а если они и есть, то по цвету, они не отличаются от цвета минерала. В подделках пузыри могут быть более светлыми, могут быть пустыми внутри.
6. Если положить настоящий камень на глазное веко – он будет оставаться холодным долгое время. Синтетический заменитель или стекляшка быстро изменяют температуру на более тёплую.
Сапфир
Отличить настоящий сапфир от многочисленных «близнецов» можно только благодаря физико-химическим параметрам, а не по внешним признакам. Синтетическую подделку можно сразу же исключить по наличию включений внутри камня. Натуральные имитации, также имеющие природные включения отсортировать можно следующем образом: в особой жидкости у которой определенная удельная масса – сапфир ложится ко дну, в то время как подделка всплывает кверху. Сапфир твёрже, чем рубин, либо изумруд – при проведении этими минералами по сапфиру, следов не остается.
Если камень погрузить в жидкость с определенным коэффициентом преломления, в нем можно наблюдать следующее распределение окраски: в синтетическом камне всегда имеются изогнутые, различно окрашенные полосы, в природном - полосы прямые и располагаются параллельно одной или нескольким граням.
Топаз
Топаз – природный минерал при прикосновении к нему кожей кажется гладким и прохладным. Топаз будет притягивать мелкие частички (например, салфетки) – если его потереть шерстяной материей. Настоящий камень опустится на дно, если опустить его в емкость с йодистым метиленом. Подделки, такие как кварцы – не потонут. Но существуют более качественные подделки – имитирующие даже физические свойства минерала. С помощью температурной обработки бледный минерал может быть облагорожен и приобрести более яркий цвет. Выявить натуральность камня можно только в лаборатории геммолога. Минерал аметист подделывают под топаз методом нагрева. Называться такая подделка будет «Золотистым топазом, Мадейра-топаз»
Исключительно легко полируется и иногда его можно определить на ощупь по характерной «скользости». Синтетический корунд различных оттенков розового цвета применяют для имитации розового топаза. При этом он выглядит слишком хорошо, чтобы быть настоящим.
Хризолит
Крашенное стекло чаще попадается в качестве подделки. В отличие от стеклянной подделки хризолит имеет равномерный «окрас» без уплотнений. Также этот минерал имитируют зеленой пластмассой, которую естественно легко поцарапать. Другие минералы, которыми пытаются заменить хризолит можно определить лишь в лаборатории. Это может быть либо хризоберилл или турмалин. Стоит запомнить, что крупный размер этого минерал – очень редкое явление.
Циркон
Ни один камень, за исключением опала и алмаза, нельзя определить так легко, как циркон. Невооруженным глазом или с помощью простой лупы. Его особенный блеск, несколько напоминающий алмазный и в то же время жирный или смоляной, в сочетании с характерной цветовой гаммой, часто позволяют узнать камень с первого взгляда. Используя лупу, можно при наблюдении через верхнюю часть камня увидеть потертые ребра граней.
Цитрин
Вас могут обмануть, подсунув более дешевые заменители – облагороженный кварц, или подверженный температурной обработке аметист. Покупая ювелирные изделия, следует учесть, что цвет природного цитрина не такой ярко желтый, как может быть у заменителей. Скорее он более спокойного оттенка. Также настоящий минерал при рассмотрении под разным углом меняет оттенок от бледно желтого, до ярко желтого. Имитации таких свойств не имеют.
Шпинель
Синтетическая шпинель поступила на рынок в 20-е годы. Шпинель легко спутать с аметистом, хризоберилом, гранатом, рубином, сапфиром, топазом. Но специалисты отличают шпинель очень просто – по отсутствию у неё двупереломления.
Янтарь
Янтарь – это смола застывшая много веков назад. И она довольно часто встречается в золотых и серебряных ювелирных украшениях. Янтарь подделывают менее качественными минералами или пластмассой. Если поднести к пластмассовой подделке спичку, то соответственно от неё запахнет пластиком, а не смолой. На незрелом янтаре при поджигании – возникают пятна. Липким становится спрессованный янтарь.
Природный янтарь электризуется от трения, правда, некоторые имитации (из пластика) тоже электризуются. Но если электризации нет - явная подделка. Очень эффективен следующий метод определения имитаций янтаря. Если лезвием ножа провести полоску по поверхности янтаря, он даст мелкую крошку, а имитация закрученную стружку. В отличие от синтетических материалов, янтарь легко истирается в порошок. Янтарь будет плавать в соляном растворе (10 чайных ложек (без верха) поваренной соли на стакан воды), а имитации, кроме полистирола, затонут. После проверки изделие следует тщательно промыть в проточной воде, чтобы не образовалась соляная корка.
Советы эксперта Евгения Викстрема
Украшения из драгоценных камней – прекрасный подарок для себя или для близких. Считается, что драгоценные камни имеют ряд целебных свойств, и в случае правильного выбора, могут корректировать самочувствие, здоровье и даже удачу. Но как выбрать правильный камень?Рассказывает коллекционер Евгений Викстрем: «Первое, что следует сказать – самоцветы очень часто подделывают, потому никогда не нужно покупать их в сомнительных местах. Отправляйтесь в хорошо зарекомендовавший себя магазин или на ювелирную выставку.
Второй момент – необходимо знать, как визуально отличить настоящий камень от копии. Вопреки популярному мнению, природные камни не часто имеют идеальный внешний вид – их создавала природа на протяжение миллионов лет, а не мастера в лаборатории за полтора часа сделали блестящую стекляшку.
К примеру, рубины крайне редко бывают чистыми, без вкраплений и большого размера – такие камни стоят тысячи долларов, потому увидев идеальный рубин за пару десятков долларов, следует уже задуматься – а действительно ли это рубин?”.
То же самое с топазами. Для имитации розового топаза используют синтетический коррунд, который слишком блестит и сверкает, как для настоящего топаза. "Характерные признаки синтетических изумрудов – перекрученные вуали. Кварц же можно легко отличить от стекла, прикоснувшись к камню и стеклу языком. Настоящий кварц гораздо холоднее стекла”.
Почему важно научиться отличать настоящие камни от подделок? Во-первых, чтобы не переплатить. Одно дело, когда вам за 10 долларов предлагают бусы из псевдонатурального камня, а другое, когда за тысячу вам продают подделку со словами «этот камень натуральный». Во-вторых, синтетические камни не имеют того состава, что и природные, а потому, соответственно, ни о каких целебных свойствах не может идти и речи. Да и о каком удовольствии от ношения украшения может идти речь, если вы знаете, что его сделали из стекла на штамповальном станке за 10 минут?
Имитации и распознавание драгоценных камней
При определении ценности драгоценных камней часто происходят ошибки, особенно если камни схожи между собой или имеют одинаковый цвет или бесцветные.
Основными опознавательными знаками алмазов являются их высокая твердость, преломление света и рассеивание цветов.
Таким же высоким блеском, какой имеет ограненный алмаз-бриллиант, обладают: бесцветный циркон (при обжиге окрашивается в желтые, коричневые и красноватые тона), лейкосапфир, фенакит, горный хрусталь, "мраморный алмаз" (кварц), бесцветный топаз и шпинель; они, как и алмаз, однопреломляющие.
Природный рубин заменяется красным или розовым шпинелем, турмалином или топазом. Некоторые синие камни, например синий шпинель, турмалин или кордиерит и цианит отличаются от сапфира более низкой твердостью и плотностью. За смарагд иногда принимают оливин (хризолит), русский зеленый топаз и турмалин, а также хризопраз.
За желтый (золотой) топаз часто выдают цитрин, особенно обожженный аметист или раухтопаз, которые в результате обжига приобретают желтый цвет. Различно окрашенные флюориты, которые используются в качестве имитаций аметиста, топаза, смарагда и рубина, распознать несложно, поскольку они имеют низкую твердость (4).
Используемые в ювелирном деле густо-черные непросвечивающиеся ониксы, синие халцедоны и яблочно-зеленые хризопразы представляют собой, по сути дела, искусно окрашенные (мореные) халцедоны. Искусственная бирюза по внешнему виду ничем не отличается от природной, однако при нагревании она становится синей или коричневой.
Синтетические драгоценные камни, возникшие в результате соединения двух камней, называются дублетами. Так называемый "настоящий дублет" представляет собой камень, верх и низ которого изготовлены из однородного минерала (соединяются канадским бальзамом или мастикой). "Искусственные дублеты", так называемые "миксли", получают путем плавки цветного стекла (низ) на плоскости просвечивающегося кварца или граната (верх). Свободные, незакрепленные дублеты распознать легко.
Наиболее широко распространены синтетические драгоценные и полудрагоценные камни всех оттенков, имитированные различно окрашенным стеклом. Они мягче природных камней, царапаются напильником, распознать их можно также по оптическим свойствам. Они всегда однопреломляющие, а если цветные, то никогда не проявляют признаков полихроизма.
Алмазы имитируют прозрачным, тщательно отполированным с сильным преломлением стеклом, под которое обычно подкладывают зеркальное вещество, чтобы увеличился световой эффект. Имитации смарагда имеют внутри типичные дефекты природного смарагда. Гранаты имитируют стеклом, цвет которого не отличается от цвета природных гранатов. Однако стекло имеет меньшую твердость и плотность.
Для того, чтобы научиться отличать драгоценные и полудрагоценные камни от искусственных, особенно закрепленных в драгоценностях, необходимо обладать большим опытом. Считается, что специалист на глаз распознает, какой камень природный, а какой искусственный. Но это возможно далеко не во всех случаях! Сегодняшние химия и техника позволили получить искусственные драгоценные камни, похожие на натуральные до мельчайших подробностей. Некоторые способы определения камней требуют не только профессиональных, но и научных знаний, иногда и специальной исследовательской работы.
Из книги: Тойбл К. 'Ювелирное дело' - Москва: Легкая и пищевая промышленность, 1982 - с.200
|
18.04.13 Просмотров: 52686 | Загрузок: 0 |
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |