Друзья, вы можете стать героями нашего портала. Если у вас есть коллекция, расскажите нам.
Добавить материал
Главная Японией рожденный... » Китай.

Четыре драгоценности учёного


На днях мне подарили набор "четыре драгоценности учёного". Очень рада, но, к сожалению, совсем не умею рисовать. Что, ж буду хранить дома как реликвию.

Мне было на самом деле удивительно, когда я рассмотрела набор поближе, неужели кисть для письма такая тонкая! Вообще, насколько мне известно, на первом месте по значимости в списке четырех драгоценностей всегда стоит именно маоби - кисть для письма. Рукоятка у нее обычно бамбуковая или костяная. Непосредственно саму кисть связывают из тончайших волосков меха животных. Она имеет округлую форму и заостренное окончание. Кисть является главным инструментом в китайской традиционной каллиграфии и национальной живописи гохуа.

 

В Китае существует более 200 видов кистей для туши. Прежде всего, они различаются по размеру. Самая большая кисть называется «чжаби». Ее ручка в диаметре шире чайной пиалы. Вес такой может превышать десять килограммов. Далее по убывающей величине идут кисти «тидоу», «тяофу», «дакай», «чжункай», «сяокай». Самая маленькая из них из-за своего размера и внешнего сходства образно называется «гуйби», что можно перевести как «капелька». Каждая из разновидностей кистей имеет свое предназначение. Например, тем, кто только начинает занятия каллиграфией рекомендуется пользоваться «дакай» для написания иероглифов большого размера, а «сяокай» - для изображения маленьких письменных знаков. Кисти также делятся на различные виды в зависимости от материала, из которого они сделаны. Самыми известными и популярными являются кисти, которые называют «цзыхао» или «фиолетовый волосок» и «ланхао» или «волчий волосок». Дело в том, что «цзыхао» изготавливают из особого заячьего меха темной окраски. Правда, кисть «волчий волосок» к этому животному никакого отношения не имеет. Ее делают из меха одного из разновидностей хорька. Просто в его китайском названии есть иероглиф «волк». В каллиграфии манера написания иероглифов, их художественная выразительность очень часто зависит от материала, из которого изготовлена кисть. Трудно переоценить значение маоби в китайской культуре.

 

Каллиграфия – правила написания китайских иероглифов и утонченная форма живописи. В китайской каллиграфии существуют строгие правила. Каллиграфы неустанно вырабатывают «четкость и легкость» при написании базовых линий, добиваясь их гармоничного сочетания, особое внимание уделяя откидным линиям, с крюком и многообразию точек. Не менее важны в каллиграфии композиция и художественный колорит, как отдельного иероглифа, так и всего текста.

Каллиграфия действительно считается традиционной драгоценностью китайской культуры. Искусству каллиграфии более 3000 лет. О знаменитых древнекитайских каллиграфах Ван Сичжи, Ван Сяньчжи, Чжан Сюе, Янь Чжэньцине и других сложено много легенд и увлекательных историй. Многие эти сюжеты связаны с каллиграфией. Один из них об отце и сыне, Ван Сичжи и Ван Сяньчжи.

Ван Сяньчжи, младший сын знаменитого каллиграфа Ван Сичжи, с 7–8 лет начал учиться у отца. Мать предупредила мальчика, что достичь вершин каллиграфии можно только благодаря неустанному усердию и регулярным занятиям. Прошло пять лет. И вот однажды подросток преподнес отцу свою работу. Не высказав сыну никаких замечаний, Ван Сичжи лишь добавил к его иероглифу «большой» точку. Сын показал «исправленный текст» матери, сказав: «Пять лет я неустанно занимаюсь каллиграфией. Посмотрите, есть ли разница между моим письмом и каллиграфией отца». Внимательно рассмотрев текст сына, мать сказала: «Только точка в иероглифе «большой» выдает руку твоего отца». Подросток был потрясен услышанным и с еще большим усердием продолжил занятия каллиграфией, став спустя годы таким же знаменитым, как его отец. В Китае их называют «двумя Ванами».

Эта история говорит нам о том, что искусством каллиграфии невозможно овладеть без постоянного и упорного труда.

 

Гохуа – это китайская национальная живопись. Такие картины пишут кистью на тонком шелке или на бумаге самого высокого качества, затем наклеивают на шелковую основу в виде свитков. До начала ХХ в. национальную живопись называли «гухуа» (древние картины), а ближе к нашему времени, чтобы отличить от западной живописи стали называть «чжунго хуа» или «гохуа». В китайской живописи в основном используют красный и сине-черный цвета. Сине-черный цвет – это между темно-синим и темно-зеленым цветом. «Гохуа» подразделяется на три основных вида: портрет, пейзаж и картины с изображением цветов и птиц. В изображении людей стараются предать характер, в пейзаже – основную идею, а в изображении цветов и птиц стремятся к естественности.

Китайская национальная живопись значительно отличается от западной. Она является идеальным сочетанием живописи, поэзии, каллиграфии и искусства печати (личная печать художника). Очарование «гохуа» в основном создается линиями и различной степенью глубины и интенсивностью черного цвета. На картинах есть много свободного пространства. Но в это незаполненное пространство обычно каллиграфически вписываются стихи, а затем ставится печать автора. Кроме того, китайская живопись стремится к передаче основной идеи, главное здесь естественность, а не реалистичное изображение. Например, в изображениях людей нельзя определить, кто это конкретно, но можно понять, что это служанка, знатная дама или озорной ребенок... Одна из десяти наиболее известных во всем мире китайских картин «На реке в день Цинмин» - типичный образец живописи «гохуа».

В западной живописи не используется каллиграфия, на полотнах не пишут стихов, художник не ставит свою личную печать, даже название произведения и имена автора не найдете на картине. В западной живописи путем сопоставления ярких оттенков цвета, света и тени изображаются реальные предметы, часто все полотно картины заполнено изображением. Главным в произведении, в центре которого, как правило, человек, является его реалистичность. Поэтому портреты в западной живописи часто называются именем изображенного персонажа, например, «Мона Лиза».

russian.cri.cn

Категория: Китай. | Просмотров: 1066 | Добавил: antikvarius | Теги: художник, живопись, калиграфия, Китай | Рейтинг: 0.0/0


Рекламные материалы:

Похожие материалы:



Книги для коллекционеров:

Всего комментариев: 0
avatar