Японские "модные журналы" 17го века
Первыми тиражированными инструкциями, отпечатанными в Японии в середине 17го века, были руководства для строителей. Книги так и назывались "Хинаката хон (вариант - хинагата бон)" 雛形本 (дословно - "книга моделей"). В них детально описывались различные "стандартные" строения. Храмовые постройки в зависимости от назначения, жилые дома в зависимости от места и хозяина (жилые постройки строго регламентировались по сословиям, роду деятельности и местонахождению), подсобные помещения... Книги снабжались и достаточно детальными чертежами, что было практично и удобно для строителей и заказчиков.
Чуть позже идею подхватили и изготовители нарядов. Это оказалось очень удобно: с одной стороны, есть типа каталога моделей, из которого потенциальный клиент может выбрать приглянувшуюся и заказать без особого геморроя и объяснения деталей "на пальцах", с другой - каталог также неплохо выполнял функции и рекламного буклета, если издавался самим изготовителем нарядов.
В общем, совершенно современный подход.
Первый такой каталог моделей косодэ - косодэ хинагата хон 小袖雛形本 - был издан в 1666 году в Киото.
Серия картинок из книги 御ひいなかた ("Го-хиинаката") этого самого года.
Первые "косодэ хинагата бон" были черно-белыми гравюрами размера в половину листа "минобан" 美濃判 (т.е. примерно 20х28 см), собранными в брошюры под единой обложкой. И представляли собой примитивную схему платья и расположение элементов дизайна на этой схеме. Рекомендованная цветовая гамма иногда содержалась в примечаниях к схеме, а чаще - просто обсуждалась во время заказа наряда.
Идея понравилась и прижилась.
Подобные книги выпускал, например, Миязаки Юзэн 宮崎友禅 - мастер-красильщик, который ввел в широкое употребление метод окрашивания тканей, получивший его имя.
Большая часть "хинагата бон" выпускалась во время Эдо в Киото, поскольку именно в Киото на тот момент существовало развитое производство тканей. И все новейшие технологии ткачества и окраски испытывались прежде всего именно там.
Косодэ по дизайну, описанному в книгах "хинагата бон" в 1660-1680 годы, получили название "Канбун-косодэ" 寛文小袖 (по названию японского временного периода). Подобный дизайн встречался и позже и оказал очень существенное влияние на общее художественное оформление косодэ, а позже - и кимоно.
Канбун-косодэ, в отличие от косодэ предыдущего периода (Кэйчё-косодэ 慶長小袖), большей частью производившихся для высокопоставленных самураев, предназначались в первую очередь для захватывающего влияние сословия богатеющих купцов и всех, так или иначе связанных с их новой культурой. Это, к примеру, известные и богатые куртизанки и дамы полусвета, артисты кабуки. Причем, мода того периода времени (особенно для молодежи) отличалась еще и довольно изрядным унисексом.
Картинки из "хинагата бон" "Косодэ-но сугатами" 小袖のすがたみ ("Зеркало косодэ"), год выпуска - 1682.
Обратите внимание: здесь уже показаны не только схемы дизайна, но и как это может выглядеть "на живом человеке", а также модные на тот момент прически. Совсем как в современных модных журналах.
Опять же хочу обратить ваше внимание: справа нарисован мальчик (меч видите?). Это к вопросу об унисексе.
Дальше - больше. Успех "хинагата бон" заинтересовал и профессиональных "чистых" художников, мастеров гравюры. Книги становятся богаче и разнообразнее по внутреннему содержанию.
Картинки из "хинагата бон" 1684 года "Тосэй хаяри хинагата" 当世早流雛形 (примерно "Современные тенденции в моделях").
Здесь, скажем, на первых страницах представлена внутренность мастерской по производству модных тканей. Слева - окраска и сушка готовых тканей, справа - вышивка, роспись и аппликация.
И сами модели представлены тут не в виде схем, а в виде изящных картин. Наброшены на вешалку или веревку. И рядом - рекомендуемый автором пояс.
Заглавная гравюра из второй части той же книги. Мальчики - направо, девочки - налево.
Здесь справа нарисована стопка одеял. Верхнее украшено изображением мифического зверя кирин.
И некоторое количество "живых" Канбун-косодэ, дошедших до нашего времени. Картинки собраны по сайтам разных музеев.
Типичнейшее Канбун-косодэ конца 17го века. Украшено изображениями футляров для писем, выполненных в технике "шибори" (узелковое окрашивание), вышивкой и аппликацией золотом на белом узорчатом шелке.
Аналогично. Шибори и вышивка по белому узорчатому шелку.
Бабочка и скрученный цветок. Шибори и аппликация золотом по черному узорчатому шелку.
Косодэ дизайна "Канбун", но с явным влиянием более ранних.
Косодэ из белого узорчатого шелка с рисунком глициний и ручными барабанами. Окрашено в технике "шибори", с вышивкой и аппликацией золотом.
Косодэ из белого шелка со шляпками и кленовыми листиками.
Кусочек этого косодэ поближе:
Здесь хорошо видна типичная техника украшения подобных нарядов. Те фрагменты, что "сеточкой" - окрашены "узелками". Поверх - вышивка.
Тоже типичнейшее Канбун-косодэ. Очень четко видно, что основное окрашивание также производилось "узелками" - самая популярная на тот момент технология для окраски тканей.
Дизайн целиком и полностью выполнен в узелковой технике. Количество узелков можете себе представить?
Очень популярный вариант дизайна, включающий иероглифы. Чаще такие носили молодые мужчины, желающие продемонстрировать свой высокий культурный уровень.
Вот, имейте в виду: мода писать всякие слова на одежде появилась в Японии уже четыре сотни лет назад.
Еще одно косодэ, целиком украшенное "узелковой" росписью.
Кусочек поближе:
Каждая "клеточка" - узелок, завязанный на ткани перед погружением в краситель.
Здесь узелками окрашена половина фона косодэ. И поверх украшено вышивкой.
Одно из известнейших сохранившихся косодэ эры Канбун, хранится в Национальном музее Токио. Здесь очень хорошо видна типичная для того периода "трехслойность" украшения: узелковое окрашивание, вышивка и аппликация золотом на черном шелке.
В 18м веке и позже "модные журналы" развивались вместе с развитием полиграфии, также отражая изменчивое течение моды. Но это уже другая история...
11.04.13 7128
Япония.
На правах рекламы:
Похожие материалы:
Всего комментариев: 0 | |