"Тысяча и одно кимоно": коллекция Александры Барковой
На сегодняшний день коллекция «Тысяча и одно кимоно» является, вероятно, самым большим и несомненно – самым выставляемым частным собранием японских кимоно в России и СНГ.
Более двухсот кимоно XVIII-XXI веков, живописные свитки XVIII-XXI веков, гравюры (преим. XIX века), дамские украшения, веера, ритуальные куклы и другие предметы – это собрание отражает самые разные культурные слои японского общества, от военной аристократии до рядовых горожан.
Из антикварных раритетов коллекции стоит особо отметить:
мантию учикаке середины XVIII века (атрибуция подтверждена докладом в научном семинаре Музея антропологии и этнографии им. Миклухо-Маклая (Кунсткамера), СПб)
алтарный покров учишики, перешитый из кимоно косоде самурайской дамы нач. XIX века
пояс чуя-оби с драконами, нач. XIX века
свадебную мантию учикаке самурайской княжны клана Андо, посл. треть XIX века
два живописных свитка школы Кано, нач. XVIII и нач. XIX века (Кано Тансин мл. «Фудзи и дракон»)
В винтажном отделе коллекции особо значимы:
три кимоно гейш хикидзури нач. ХХ века, в том числе кимоно для праздника Хассаку
конопляный пояс ручного ткачества с картиной сумиё-э «Водопад»
куртка-хаори с картиной сумиё-э на подкладке «Бог богатства Дайкоку»
редчайший пояс чуя-оби «Прогулка на аэропланах» (ок. 1900 г.)
собрание детских кимоно времен Второй мировой войны
гравюры Тоёкуни Третьего, посвященные пьесам кабуки (в том числе пьесе о 47-ми ронинах)
Современный отдел коллекции содержит такие ценности как:
мантия учикаке, сотканная вручную в Киото-Нишиджин (сертификат выткан серебром на ней)
портмоне «Золотая сосна», сотканное вручную в уникальной технике
комплект самурайской одежды для совершения харакири
девичье кимоно фурисоде, расписанное по мотивам самурайских косоде позднего XVII века
кимоно мальчика с изображением Оды Нобунаги (первого из Трех Объединителей Японии)
живописный свиток Кохо «Красная Фудзи»
кукла кокеси работы Усабуро Первого
В живописном разделе коллекции особо важное место занимают изображения Семи богов счастья нач. XIX–XXI века; эта тема также представлена в гравюрах и росписи кимоно.
Собрание кукол включает в себя в основном кукол праздника девочек хина-мацури – комплекты середины XIX века, начала ХХ, середины ХХ и современный, что позволяет представить эволюцию этого направления прикладного искусства Японии.